Статья:

РОЛЬ И МЕСТО САМООЦЕНИВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИХ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Асатрян Э.А. РОЛЬ И МЕСТО САМООЦЕНИВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИХ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(68). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(68).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ И МЕСТО САМООЦЕНИВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИХ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Асатрян Эмма Армановна
магистрант, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

 

В современной школе широкое распространение приобретает личностно-ориентированный подход, согласно которому учебный процесс должен выстраиваться с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей учащихся. В рамках данного подхода ученики получают контроль над процессом обучения, а учитель не является больше единственным источником информации, но помогает ученикам овладевать необходимыми учебными технологиями и проявлять самостоятельность. 

За последние десятилетия произошло смещение парадигмы образования «учитель – ученик - учебник» на парадигму «ученик – учебник - учитель», то есть учащиеся становятся не объектами, а субъектами учебной деятельности, что требует от них самостоятельности и развития умений самоконтроля, в частности навыка самооценивания. Сегодня цель образования – развитие не просто набора знаний, умений и навыков, но формирование определенных компетенций [4, с. 152–160].

В данном контексте образовательный процесс должен быть направлен на формирование у учащихся готовности к решению проблем, создание мотивации к непрерывному обучению, совершенствование коммуникативных навыков, развитие умения учиться автономно. В этой связи роль учителя сводится к направляющей, организующей деятельности, педагог не просто транслирует знания, но выступает помощником и консультантом, формируя у учащихся ответственность и самостоятельность, стимулируя интерес к учебе, поощряя инициативу и побуждая ученика к сотрудничеству.

В современных работах понятие самоконтроля определяется как сложный механизм, который в общем виде имеет две основные формы: произвольную (целенаправленный поиск ошибок) и непроизвольную (подсознательный поиск и исправление ошибок). Переход от произвольного к непроизвольному самоконтролю происходит по мере свертывания внутренних умственных действий учеников. Чем лучше развиты языковые умения и навыки, тем быстрее учащийся переходит к автоматическому распознаванию ошибок. При переходе на новый уровень развития снова актуализируется произвольный самоконтроль. Данные формы постоянно сменяют друг друга в зависимости от сложности изучаемого материала и трудностей, которые он вызывает у учащихся. На уроке осуществляются оба вида контроля, но в рамках самостоятельной учебной деятельности дома учащийся задействует только самоконтроль. Чем лучше развито данное умение, тем выше результаты обучения [1, с. 33–34].

Самоконтроль представляет собой внутренний механизм, который основан на речемыслительной деятельности, регулирующей овладение внешней речевой деятельностью. Применяя уже имеющийся опыт, учащийся формирует внутренний алгоритм, позволяющий ему совершенствовать свои компетенции при минимальной помощи со стороны учителя.

При обучении иностранному языку необходимо учитывать, что любая учебная деятельность должна оцениваться. Оценивание – это способ установления соответствия между результатами и целями обучения. В контексте обучения английскому языку необходимо оценивать уровень сформированности речевых умений и иноязычной компетенции в целом за определенный период времени.

Объектом оценивания при обучении английскому языку выступают различные компетенции: лингвистическая (знание лексико-грамматического материала), межкультурная (знание национальных особенностей культуры англоязычных стран), коммуникативная (умение общаться на английском языке) [6, с. 30]. В учебном процессе оценивание может осуществляться учителем (педагогическое оценивание) или самими учащимися (самооценивание).

Единого подхода к определению термина «самооценивание» на данный момент не существует. Самооценивание рассматривалось различными отечественными и зарубежными исследователями как возможность формирования «Я-концепции» [3, с. 17–23], условие развития моральных качеств [5, с. 152–161], были изучены вопросы формирования самооценивания в учебной деятельности [8, с. 113].

Самооценивание представляет собой регулирование и оценивание учеником собственной деятельности для сопоставления целей и достигнутых результатов обучения. Основная задача самооценивания – не только умение находить свои ошибки, но также их предупреждение в будущем, возможность объяснить и исправить собственные недочеты [1, с. 33–34]. При самооценивании учащиеся содержательно и развернуто дают характеристику собственным результатам, анализируют достоинства и недостатки и определяют необходимость внесения коррективов в свою учебную деятельность.

Самооценивание выполняет несколько основных функций: констатирующую (ученик осознает, что знает хорошо, а что недостаточно), мобилизационно-побудительную (школьник задумывается, над чем ему нужно работать усерднее) и проектировочную (учащемуся становится понятно, чего и как он должен достичь в будущем, как выстроить дальнейшую учебную деятельность) [3, с. 17–23].

Формы самооценивания могут быть разными, например, речевые («я справился с заданием полностью / частично / не справился»), знаковые (с помощью наклеек, карточек, символов, цветов, цифр и др.), письменные (в виде графиков, таблиц, лестницы успеха и т.п.). Если в начальной школе чаще используются наглядные разноцветные символы (например, зеленый цвет для положительной оценки, оранжевый – для средней, красный – для отрицательной), то в средней школе оценивание становится более формальным. Можно предложить ученикам заполнять таблицу определенными символами или теми же цветами, и в отдельном столбце добавлять комментарий к проделанной работе.

Если школьник не научился оценивать свои результаты, он не может стать полноценным участником образовательного процесса и постоянно нуждается во внешнем контроле, подсказках со стороны учителя. Во взрослом возрасте это может привести к несамостоятельности, ведомому поведению, отсутствию инициативы и, как следствие, низкому профессиональному росту. Положительный опыт самооценивания, напротив, повышает уверенность ученика и его мотивацию к учебной деятельности в дальнейшем. Он осознает, каким материалом уже овладел, а что нуждается в дополнительной практике, выходит за границу своих умений и навыков, чтобы проверить свои силы. Сложные задачи становятся притягательными, потому что их выполнение показывает школьнику, чего он способен достичь. В процессе самооценивания учащийся поощряет самого себя, находит новые пути стимулирования, реализует свои способности [1, с. 33–34].

Самооценка играет большую роль в становлении личности учащегося, она выступает стимулом к самосовершенствованию, формированию представлений школьника о себе самом – так называемой «Я-концепции». Самооценка побуждает ученика к действию, отражает внутреннюю позицию его личности, направляет его познавательную и учебную деятельность.

Исследователи выделяют несколько уровней формирования самооценивания:

  1. Самооценивание отсутствует, учащийся не видит потребности в оценивании, не пытается себя оценить и не умеет этого делать, он принимает любую оценку учителя и соглашается с ней, не пытаясь оспорить.
  2. Адекватная оценка прошедших действий (ретроспективная): учащийся может понять и объяснить, оценить ошибочный результат своей деятельности, критически воспринимает оценку учителя, но не может заранее оценить свои возможности перед выполнением задания.
  3. Неадекватная оценка будущих действий (прогностическая): умеет оценивать знакомые и уже решенные задачи, при возникновении новых оценивает только тот факт, может он их выполнить или нет, но не пытается найти новые способы решений.
  4. Потенциально адекватная прогностическая оценка: при помощи педагога может оценить свои силы для решения новой задачи и найти новые пути для этого, способен обосновать поставленную себе оценку и отстоять свою точку зрения, но по-прежнему не уверен в правильности своих действий.
  5. Актуально-адекватная прогностическая оценка: имеет потребность в оценивании, самостоятельно анализирует свою деятельность, уверен в правильности своих действий, может их объяснить [2, с. 139–157.].

Для развития навыка самооценивания можно использовать упражнения типа лесенки достижений, заданий-ловушек, заданий на оценивание своих возможностей, оценочные шкалы, оценочные листы, разноцветные правки, оценочные суждения, составление подобных заданий, критериальное самооценивание, взаимооценивание и др. [7, с. 20].

Несмотря на разные подходы к понятию, структуре и особенностям формирования навыков самоконтроля и самооценивания, авторы основываются на умениях учащихся проверять собственную деятельность, сопоставлять свою работу с примером и оценивать ее результат, выявлять недочеты и предлагать пути их коррекции.

Самооценивание играет важную роль в языковой подготовке учащихся, поскольку позволяет им объективно оценить уровень владения языком, качество и успешность выполненных заданий, проследить динамику достижений, проанализировать, какие методы и материалы являются более эффективными в изучении иностранного языка.

 

Список литературы:
1. Артамонова Т.Ф., Ерина Т.Ф. Роль самоконтроля и самооценки в процессе обучения иностранному языку. // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4 (часть 2).  С. 33–35
2. Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов. // Образование и наука.  2018.  № 6. С. 139–157. 
3. Ишмаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте. Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2014. №6. С.17–23
4. Луферов Д.Н. Языковое портфолио как технология организации самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Иностранный язык». // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2017. №4. С. 152–160. 
5. Новикова Т.Г. Оценивание с помощью портфолио. // Народное образование: Российский общественно-педагогический журнал.  2006.  №7.  С. 152–161. 
6. Сеничкина О.А. Методы оценивания сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов-психологов (на материале английского языка). // Дисс. канд. филол. наук. 2015. 30 с.
7. Тухман И. В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2005. №2. С. 20. 
8. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.: Педагогический центр «Эксперимент». 1999. 113 с.