Статья:

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Безродная Е.А. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(69).pdf (дата обращения: 12.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Безродная Екатерина Александровна
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Кропотова Мария Юрьевна
научный руководитель, старший преподаватель, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Литвинова Людмила Юрьевна
научный руководитель, старший преподаватель, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

DEVIANT BEHAVIOR OF MODERN TEENAGERS

 

Ekaterina Bezrodnaya

Student, Siberian State Industrial University, Russia, Novokuznetsk

Maria Kropotova

Senior Lecturer, Siberian State Industrial University, Russia, Novokuznetsk

Lyudmila Litvinova

Senior Lecturer, Psychologist Siberian State Industrial University, Russia, Novokuznetsk

 

Аннотация. В статье авторами описываются причины появления девиантного поведения у современных подростков. Дается алгоритм работы с трудными подростками, меры профилактики, коррекции аддиктивного и девиантного поведения. В статье приводятся примеры нестандартного поведения подростков, на которое часто не обращают внимание родители и педагоги.

Abstract. In the article, the authors describe the reasons for the emergence of deviant behavior in modern adolescents. An algorithm for working with difficult teenagers, preventative measures, and correction of addictive and deviant behavior are given. The article provides examples of non-standard behavior of adolescents, which parents and teachers often do not pay attention to.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, аддикция, аддиктивное поведение, делинквентное поведение.

Keywords: deviant behavior, addiction, addictive behavior, delinquent behavior.

 

Девиантное поведение современных подростков – сумма действий и правонарушений, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Часто данное поведение отличается агрессивностью, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, нарушениями пищевого поведения, зависимостями.

В психолого-педагогической литературе виды девиаций рассматриваются как автономные психические расстройства или как симптомы заболевания. Диагностика может быть выполнена клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия в школе и других образовательных организациях

Само понятие «Девиация» означает «отклонение» от нормы. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статики связаны с своеобразием самого возраста: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены такому поведению юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, наркомании и алкоголизму[1].

Все причины девиантного поведения у подростков можно объединить в две группы. Первая – особенности социальной среды: неполные семьи, конфликтные, асоциальные семьи, учебно-воспитательные ошибки.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические причины. Физиологической основой отклоняющего поведения служат: отягощенная наследственность, патологии центральной нервной системы, особенности пубертатного периода [2,3,4].

Патогенез девиантного поведения у подростков сложен и имеет свое своеобразие. Возникает дезориентации в системе ценностей и норм поведения. Отсутствие нужной социальной обстановки, устойчивой системы поведенческих ценностей, поддержки близких (сверстников, взрослых) приводит к образованию поведенческих паттернов. В их основе лежит желание привлечь внимание, показать всем свою значимость, самостоятельность, свободу. Поступки носят противоправный характер.

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В.Д. Менделевичем – российским психиатр, психотерапевт в основу своей классификации положил способы взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм и выделил:

  • Делинквентный тип. Включает действия и поступки, описывающиеся как преступные (воровство, разбой, насилие).
  • Аддиктивный тип. Отличается стремлением уйти от реальности, поддерживать эмоции, используя химические вещества - алкоголизм, наркомания.
  • Патохарактерологический тип. Поведение отличающееся патологическими чертами характера, сформированные в процессе неправильного воспитания. Данная группа включает акцентуации характера и психопатии.
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка, которые содержат в себе проявления психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания.
  • Гиперспособности. Это одаренность в конкретной области, талант, что тоже расценивается как отхождение от нормы развития.

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет [5].

Основное клиническое проявление девиантного поведения – большие сложности адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, участие в «плохим компаниям». Дезадаптация часто проявляется уходами из дома, отказом от общения с родственниками, прогулами уроков, пар, увлеченностью интернетом и современными гаджетами. Учебная нагрузка дается с трудом, заинтересованность занятиями, видами искусства отсутствует, успеваемость в школе низкая. Характерна частая смена настроения, низкая концентрация внимания, отсутствие воли. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В поведении свойственен стойкий инфантилизм – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением и жизнью. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением планировать быт, учебу и личную жизнь. В зависимости от типа девиации могут быть замечены: фобии, депрессии, агрессивность, истерики, повышенная тревожность [7].

На физиологическом уровне данное поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита и психосоматическими реакциями и др.. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, пищевыми расстройствами [6].

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Самые неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства.

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов: наблюдение, беседа, опрос родителей, родственников, психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты. Ам также используются проективные методики. Они представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. Это могут быть классные руководители, кураторы, социальные педагоги и психологи из образовательных организаций, где учится подросток.

Лечение девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь и работу с родителями или лицами их заменяющими.

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз. Но профилактика основывается на раннем диагностике и выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением, которые возникают в школе.

 

Список литературы:
1. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.
2. Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков./ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 336 с.
3. Беличева, С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева. - М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. - 221 с.
4. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
5. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. - М.: Наука, 1987. - 309 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб: Прайм - Еврознак, М.: Олма - Пресс, 2005. - 666 с.
7. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 288 с.