Статья:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Аманова Г.Х. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(69).pdf (дата обращения: 11.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА

Аманова Гулрух Хемраевна
магистрант, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

В современных условиях функционирования системы школьного образования перед педагогами и методистами стоит задача поиска особых методов и приемов, которые могли бы обеспечить достижение тех образовательных результатов, которые предписывает ФГОС. На сегодняшний день используется широкий спектр методов, приемов и технологий обучения, наибольший интерес среди которых вызывает проектная деятельность (или метод проектов).

В основе проектной деятельности лежит определенный проект. Термин «проект» пришел в русский язык из латинского – projectus «брошенный вперед» [6, с. 563]. Словом «проект» сегодня именуется: 1) совокупность определенных документов, необходимых для возведения сооружения или создания объекта; 2) предварительный вариант того или иного документа; 3) план или замысел [5].

Еще одно понятие, связанное с проектами, – проектная деятельность – представляет собой специфическую технологию, в основе которой лежат следующие виды деятельности: учебная, исследовательская, воспитательная, конструктивная и творческая [3].

Что касается непосредственно метода проектов, то по мнению Н.А. Дубровиной, данный метод состоит из совокупности приемов, действий, осуществляемых обучающимися и учителем в логически выстроенной последовательности и в целях решения определенной проблемы, оформляемой в виде некоторого конечного продукта [1].

В целом, сущность проектирования составляет преобразование, изменение окружающей среды, что влечет за собой направленность этой деятельности на достижение определенного результата, практическое / теоретическое решение проблемы. Как отмечает М.А. Преловская, «главной особенностью проектирования является работа с еще не существующим объектом» [4, с. 378], предполагающая планирование и определение последовательности действий, в результате которых должен получиться конечный продукт.

Сегодня во множестве научных трудов описывается значимость и эффективность реализации проектной деятельности на всех этапах образовательного процесса. Отмечается необходимость развития в подрастающем поколении способностей к многозадачности, важность подготовки будущих квалифицированных кадров, умеющих быстро и эффективно находить нестандартные решения в самых разных непредвиденных жизненных и профессиональных ситуациях. Для этого современная система образования на всех ее уровнях нацелилась на подготовку учащихся к «самостоятельному и осознанному планированию, к саморазвитию и самореализации» [2, с. 142].

Требования ФГОС обязывают педагога обращаться к применению проектной деятельности, а также сами обучающиеся проявляют интерес к нестандартной организации учебных занятий, в которой происходит интересное и плодотворное взаимодействие ученика с учителем. Такая деятельность в разы повышает интерес школьников к изучаемой дисциплине, повышая тем самым эффективность образовательного процесса. Важно отметить, что осуществление проектной деятельности с учащимися средней школы в рамках учебного процесса – задача непростая.

Прежде всего, от учителя требуется серьезная подготовка к данному виду деятельности, осознание важности и результативности этой технологии. Учитель должен запастись терпением, и позитивным настроем, поскольку на развитие умений проектной деятельности требуется достаточно длительный период времени и планомерные, последовательные, целенаправленные действия. Эффективность рассматриваемой технологии во многом обеспечивается достаточным уровнем знаний учителя специфики проектной деятельности учащихся, владением проектным методом обучения, искренней заинтересованностью в достижении поставленной образовательной цели.

Помимо владения педагогом проектным методом обучения, ему также необходимо знать о трудностях, которые могут возникать в процессе приучения школьников к проектной деятельности, а также находить способы преодоления этих трудностей.

Для учащихся наиболее утомляющим этапом в реализации проектной деятельности является процесс сбора, накопления, отбора материала, поиск необходимой информации, ее детальная проработка, классификация, анализ, фиксация и т.п. Непростым является составление библиографии, поэтому все эти моменты должны учитываться учителем и работа над проектом должна быть организована как можно более интересным и стимулирующим образом, чтобы повысить ее обязательность и значимость в сознании юных «исследователей».

Все же важно отметить, что на сегодняшний день вопрос уровня подготовки педагогов к реализации проектной деятельности в образовательном процессе стоит достаточно остро. Как показывает практика, до сих пор большое число учителей старшего поколения не владеют на должном уровне современными информационными технологиями, а многие провинциальные школы (в частности, в малонаселенных жилых пунктах) не имеют элементарного технического оснащения и подключения к сети Интернет. Помимо этого, отмечается недостаточное осознание учителями школы роли реализации метода проектов и внедрения инноваций в современный образовательный процесс.

В современных условиях изменяется статус педагога, его образовательные функции, а следовательно, возрастают требования к его профессионально-педагогической компетентности и уровню профессионализма в новой образовательной среде.

Сегодня от педагога требуется проявление как профессионального, так и творческого потенциала, раскрытие личностных качеств и повышения уровня мастерства. Для соответствия современному запросу общества на вовлечение подрастающего поколения в инновационные процессы, от педагогических работников требуется развитие умения проектирования реализуемой образовательной деятельности и системы образования в целом.

Применение метода проектов позволяет повышать эффективность образовательных программ, достигать поставленных целей на основе альтернативных средств обучения, обеспечить нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворять потребности и повышать квалификацию педагогов и т.п. Кроме того, проектирование – признанная в науке форма познания будущего; способ осознания научно-теоретической информации через личный профессиональный опыт.

Реализация проектной деятельности меняет позицию педагога в образовательном процессе. Учитель перестает быть источником готовых знаний, он становится инициатором разнообразной самостоятельной деятельности учеников поискового, исследовательского и творческого характера. В проектной деятельности педагогу важно глубоко изучить методику этого вида деятельности, тщательно производить отбор подходящих технологий, налаживать взаимодействие не только с детьми, но и с родителями. 

Большое значение для достижения эффективности проектной деятельности имеет непрерывное повышение квалификации педагогических кадров, что предполагает применение грамотно построенной системы инновационных интерактивных форм работы с педагогами, обеспечивающих развитие творческого потенциала, инициативности, повышение уровня квалификации и профессиональной компетенции.

 

Список литературы:
1. Дубровина Н.А. Использование метода проектов в обучении иностранному языку // Новые образовательные технологии в вузе: материалы X международной научно-методической конференции. – Екатеринбург, 2013. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/26704 (Дата обращения: 15.11.2023).
2. Мухина Т.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа-вуз» / Т.Г. Мухина, С.Н. Сорокоумова, П.А. Егорова, Д.Д. Яркова // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7. – № 4 (29). – С. 142-163.
3. Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 10. – С. 223-228.
4. Преловская М.А. К вопросу об определении понятия «проектирование» // Молодой ученый. – 2021.  – № 46. – С. 377-379.
5. Современный толковый словарь. – [Электронный ресурс]. – URL: https://slovar.cc/rus/bse.html (Дата обращения: 15.11.2023).
6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – Москва: Аделант, 2014. – 800 с.