Статья:

Красноярский подвижной педагогический музей

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Кочкина Е.И. Красноярский подвижной педагогический музей // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Красноярский подвижной педагогический музей

Кочкина Елена Игоревна
студент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
Вдовин Александр Сергеевич
научный руководитель, научный руководитель, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Рост общественного интереса к педагогическим музеям характерен в большей степени для 1890-х гг. и начала XX в. Причины их появления в России связаны с кардинальным реформированием общественно-политической жизни страны в середине XIX в. [3, с. 14]. В 1870—1890-е гг., на музей смотрели как на едва ли не самое актуальное средство преодоления кризиса образования [9, с. 14]. К этому времени относится возникновение подвижных (передвижных) музеев, материалы которых выдавались во временное пользование и практически постоянно находились за пределами их помещений. Музеи, нужные обществу, существовали благодаря широкой общественной инициативе. Опираясь на мнение теоретика музейного дела М.В. Новорусского, можно говорить о том, что педагогические музеи в России работали как очаги культуры, имели мировую известность. Именно в России были созданы первые прообразы учебных и детских музеев [7, с. 15].

Музей стал методом борьбы с традициями схоластической, чисто книжной системы обучения, поскольку позволял, как отмечал М.В. Новорусский, «изучать, не книжки, а натуру, реальные предметы и отношения между ними», т. е. проводить принцип наглядности [8, с. 14]. Музей сотрудничал не только со школой, но и стал звеном в единой системе внешкольного образования, которое тогда рассматривалось очень широко [8, с. 15].

В Красноярске подвижной педагогический музей наглядных пособий был создан в конце 1897 г. (официальной датой объявлено 2 января 1898 г.) кружком учителей и учащихся губернии. Молодая учительница М. В. Красноженова, собирательница сибирского фольклора и педагог, стояла во главе музея и способствовала привлечению к нему деятельных сотрудников. Подобные музеи существовали тогда только в Москве и Санкт-Петербурге. Часть коллекций устроители музея подготовили своими силами [5, с. 64]. В первый год было составлено 5 коллекций с 55 предметами, поступали пожертвования, устанавливались связи с Петербургским музеем, выписывались пособия из центра и Вятской земской мастерской [2, с. 106]. Особое значение при сборе материалов придавалось связи с местными условиями, с краеведением. Учебные пособия предоставлялись всем школам бесплатно во временное пользование, а по их использовании, возвращались обратно. Таким образом, музей становился включенным в учебный процесс. Ведь возможность получить и использовать в обучении необходимые пособия — карты, приборы, таблицы — привлекала учителей и определила музей как наиболее рациональный. Изначально пособия хранились в квартире М.В. Красноженовой, а в начале 1900 г. были перевезены в III народное училище. В декабре 1902 г. музей был переведен в помещение Народного дома (театра). В 1903 г. музей переходит в число учреждений Общества Попечения о начальном образовании [2, с. 106].

С 1904 г. музей начал выдачу пособий в сельские школы, при музее основали библиотеку научно-популярного характера и мастерскую дешевых картин для волшебного фонаря [2, с. 106]. Заседание комиссии педагогического музея от 28 января 1904 г. постановило устраивать для детей лекции-беседы. Эти лекции иллюстрировались географическими пособиями (картами, картинами, глобусами и т. д.), физическими опытами, картинами при помощи волшебного фонаря [1, с. 5].

На 1911 г. музей по своему значению занимал среди подобных музеев Российской Империи одно из ведущих мест. М.В. Новорусский в своей работе «Музеи и их образовательное значение», составленной на основании анкетных данных, выбирает в сравнительной таблице 11 крупнейших музеев, в это число входил и Красноярский передвижной педагогический музей. По числу выданных в 1907—1908 гг. пособий он занял шестое место, а по числу предметов на одного абонента (интенсивное пользование) — третье место [2, с. 42].

В музее случались и происшествия, летом 1913 г. во время ремонта произошло воровство. Вор испортил много новых картин, разрезал их ножом, поломал коллекции и уничтожил гербарий. Как отмечала М.В. Красноженова: «Это уже четвертое воровство за 15-летнюю жизнь музея» [2, с. 47]. Материальная помощь была оказана учителями народной школы — В.А. Сипкиным и Е.Я. Мамонтовой постановкой детских спектаклей в пользу музея. Также музей получил пожертвование от местных лиц и московских педагогов. Рост музея (пополнение пособиями) в первый период существования представлен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Таблица рост музея по годам

 

Годы

1898

1899

1900

1901

1902

1903

1904

1905

Число названий

5

28

108

123

174

209

332

438

Число предметов

55

581

989

1120

1485

1757

2363

3221

 

 

Таблица 2.

Таблица рост музея по годам

 

Годы

1906

1907

1908

1909

1910

1911

1912

1913

Число названий

438

496

671

794

870

925

1016

1237

Число предметов

3221

3470

4644

5397

6432

7065

8774

10037

 

 

В 1913 г. пособиями музея пользовались 16 учебных заведений, а в 1914 г. — 24. Отмечалось, что созданным Передвижным педагогическим музеем «может гордиться не только Красноярск, но и вся Сибирь» [5, с. 55].

На 1914 г. стоимость музея составляла около 6 000 рублей. По выбору членов музейной комиссии из общего собрания членов Общества попечителей о начальном образовании музеем заведовала М.В. Красноженова. Источниками содержания музея были субсидии города в размере 800 рублей и Министерства Народного образования — 600 рублей [2, с. 69].

В декабре 1914 г. музей был переведен в Дом Просвещения [2, с. 71], здесь он принял показательно-подвижный характер. В 1915 г. была устроена первая выставка пособий, которая продолжалась 5 дней, ее посетили 315 человек. Для большинства посетителей музей, существующий в городе уже 17 лет, был большой новостью [2, с. 82]. Поэтому деятельность музейной комиссии в 1916 г. была направлена на ознакомление красноярской публики с задачами педагогического музея путем осмотра и объяснения его коллекций. Отмечалась незаинтересованность широких слоев общества музеем [2, с. 94].

В 1918 г. в периоде организации находился «Районный отдел» педагогического музея. Пособиями музея пользовались школы Канского, Красноярского, Ачинского, Енисейского, Минусинского уездов, Туруханского края [2, с. 102]. Много внимания было уделено музею со стороны крупных общественных организаций. Оценив значение музея, Чрезвычайное Земское Собрание назначило педагогическому музею в 1918 г. субсидию в размере 5 000 рублей [2, с. 105]. Кооперативный съезд утвердил представление секретариата о субсидии музею в 10 000 рублей. Но эти суммы не были получены музеем, так как Сибирь в 1918—1919 гг. была отрезана от Европейской России и не было возможности целесообразно их израсходовать [6, с. 3].

1919 г. был тяжелым для музея, помещение потребовалось под госпиталь, музею пришлось свернуть коллекции и перебраться в помещение книжного склада. Часть шкафов были вынесены во двор под навес, часть осталась с препаратами и пособиями в госпитале, их вернуть не удалось [2, с. 106].

В апреле 1920 г. музей перешел в ведение Внешкольного отдела, а М.В. Красноженова перешла в Музей Приенисейского края, была назначена новая заведующая, которой стала К.А. Смирнова. Госпиталь был переведен из Дома Просвещения и помещение возвращено музею. В этот период в музее работали 7 человек постоянных служащих и до 5 временных — инструктора, библиотекарь, зоолог и др. [2, с. 107].

В 1921 г. коллекции музея разрослись, его помещение было загромождено и показательный отдел пришлось закрыть. Но выдача пособий увеличилась, начала работать детская библиотека, снабжая школы и детские дома книгами [2, с. 122].

В начале 1922 г. музей пережил первую операцию сокращения штатов. Второе сокращение произошло в декабре. Из 7 сотрудников были сокращены 4 человека. Это не могло не отразиться на текущей работе музея, так как у служащих не оставалось времени на внутреннюю работу [2, с. 126].

Летом 1923 г. для учащихся педагогических курсов в музее устроили выставку книг научного и педагогического характера, открыли ежедневную выдачу книг. В показательном отделе также разместили технические коллекции по производству стекла, выделки кож и т. п., спиртовые и сухие препараты для зоологии и биологии. Посетителями отдела были педагоги, учащиеся школ различных типов, слушатели курсов и все интересующиеся [2, с. 109].

Библиотека и музей обслуживали по преимуществу служащих от Народного образования. Также книги и пособия выдавали и не относящимся к ОНО, но только с разрешения Губполитпросвета. Музей получал содержание от Коммунахоза, с ноября 1923 г. часть содержания оплачивалась из средств Губполитпросвета [2, с. 127].

В 1924 г. музей обслуживал 61 учреждение, 322 лица. Музей не пополнялся пособиями, не было ассигнования. Работники музея организовали выставку картограмм и диаграмм по экономической географии России, истории партии, росту профессионального движения и т. п. В этот период в стенах музея работал краеведческий кружок Рабпроса, который передавал в собственность музея свои карты, диаграммы и другой краеведческий материал [2, с. 134].

С 1 февраля 1925 г., согласно распоряжению Политпросвета, была начата передача библиотеки музея Губпросу. Из-за подготовительной работы к переходу музея в другое помещение пришлось свернуть выставку. Деятельность библиотеки была упразднена [2, с. 141]. Отдел выдач был взят под читальню. Прошлось уплотнить показательный отдел [2, с. 148], который заставили инвентарем, то же самое наблюдалось в отделе выдач. Комнаты были так загружены, что в них не представлялось возможности раскладывать возвращенные и выдаваемые пособия [2, с. 144]. Так постепенно деятельность Педагогического музея была стеснена властями.

В 1920-х гг. сформировалось представление, что популяризация методов наглядного обучения не является для педагогических музеев главной задачей. В связи с этим произошла их переориентация, что дополнил процесс идеологизации. Красноярский подвижной педагогический музей, просуществовавший более четверти века, имел большое значение для школ губернии. Музей был полностью включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью. Но в 1920-е гг. работать приходилось в тяжелых условиях: отсутствие средств, стесненность помещения, недостаточное оборудование для хранения коллекций и наглядных пособий [4, с. 76]. В 1926 г. это привело к закрытию Красноярского передвижного педагогического музея. Часть его коллекций вошла в состав фондов Музея Приенисейского края. Не смотря на это, Педагогический музей был центром объединения учителей губернии, средством связи их с местными органами народного образования, а также повышения профессиональной квалификации и музейной культуры педагогов.

Из рассмотрения судьбы музея мы могли бы сделать вывод, что этот вид образовательного музея после 1917 г. не был нужен власти, пытавшейся перестроить сложившуюся до революции систему просвещения. Но в первое послеоктябрьское десятилетие педагогический музей продолжал свою работу, потому что идея использования музея в целях образования была отнюдь не чужда новой власти. Ведь этот музей преследовал не только учебные цели, но одновременно ориентировался на развитие детей в процессе их самостоятельной практической и творческой работы. Педагогический музей был ориентирован не только на педагогов, сколько на учащихся, которые изучали в музее материалы по той или иной теме; в нем наглядные учебные пособия соседствовали с работами, изготовленными руками детей; этот музей обрастал кружками, где учащиеся работали по его заданиям и материалам [3, с. 85].

В настоящее время исторический опыт педагогических музеев России должен быть использован при освоении утвержденной 4 октября 2000 г. Национальной доктрины образования в Российской Федерации, которая призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, непрерывность образования в течение всей жизни человека [3, с. 287]. Ведь опыт Педагогических музеев совершили своеобразный переворот в рутинной системе образования Российской Империи, пропагандируя методы наглядного обучения среди учительства, а также способствуя приобщению к культуре самых широких слоев населения.

 

Список литературы:

  1. ГАКК (Государственный архив Красноярского края), Ф. 581, О. 1, Д. 2, Л. 77.
  2. ГАКК, Ф. 581, О. 1, Д. 3, Л. 153.
  3. Е.И. Лелина Педагогические музеи в России второй половины XIX — начала XX веков: история становления и развития. — СПб. — 2008. — 316 с.
  4. Комарова Т.С., Парамонова В.И. Неизданные материалы из собрания музея (письма М.В. Красноженовой, Н.М. Мартьянова, А.А. Ярилова)//Век подвижничества/ Красноярский краевой краеведческий музей. — Красноярск: Книжное издательство, 1989. — 74—93 с.
  5. Мешалкин П.Н. Женщины Красноярья (на рубеже XIX—XX веков) / П.Н. Мешалкин; Сиб. гос. технолог. ун-т, Краснояр. культурно-историч. музейный центр. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 107 с.
  6. Свободная Сибирь. 12 сентября 1919 г. № 201. — 4 с.
  7. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. — Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. — 139 с.
  8. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. — М., 2001. — 223 с.