Статья:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Кутергин А.В. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 30 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кутергин Александр Викторович
студент Удмуртского государственного университета, г. Ижевск
Опарин Алексей Иванович
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель Удмуртского государственного университета, г. Ижевск

Информационные технологии сегодня играют одну из важных ролей в жизни человека, особенно в общении. В общении человек самоопределяется и зачастую самореализуется, проявляя свои индивидуальные особенности. Результатом общения являются налаженные взаимоотношения людей друг с другом. Поскольку люди по своей природе социальны, то потребность взаимодействия возникает постоянно, но часто возникают ситуации непонимания со стороны других, либо мы сами их не так, или не совсем так понимаем. Примеров непонимания людьми друг друга существует множество.

Например, человек психологически готов к активной деятельности, у него есть цель, но он не может ее воплотить из-за неумения правильно общаться в конкретной ситуации. Данная проблема вызывает повышенный интерес в обществе и решать ее надо в тот момент, когда человек еще только готовится к профессиональной деятельности.

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Это положение объясняется комплексом социально-экономических причин, связанных с современным взглядом на задачи образования: обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу, наличие диалектической связи независимости со свободой и развитием других; невозможность человека усвоить большие потоки информации в информационном обществе; соперничество в достижении успехов наряду со стремлением к равенству возможностей; проведение рыночных реформ без учета социальной ориентации [1].

Целью модернизации является создание механизма устойчивого развития системы образования, соответствия социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства. В связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования, сравнительно недавно получило распространение понятие компетентностного подхода. Обращение к компетентностному подходу связано со стремлением определить необходимые изменения в правовом образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. Неудовлетворенность, как общества, так и личности современным процессом образования, его отчужденностью, отстраненностью от потребностей личности, определяющихся современными условиями жизни. Актуальным является сегодня вопрос подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании, в котором образовательный процесс реализуется по традиционным технологиям обучения, хотя идет переход на Федеральный образовательный стандарт требует другого подхода с учетом компетенций, а так как будущий специалист должен еще и грамотно общаться, то для того, чтобы достойно ответить на вызовы времени, необходимо развивать у человека коммуникативную компетентность.

Таким образом, имеется противоречие между потребностью общества в выпускнике, имеющем высокий уровень развития коммуникативной компетентности, и отсутствием в настоящее время педагогической технологии, формирующей эту компетентность на должном уровне. Отсюда следует, что необходимо создать условия, необходимые для формирования у учащихся коммуникативной компетентности, определить содержание, методы и средства обучения.

С целью выявления условий развития коммуникативной компетентности было проведено исследование в системе среднего профессионального образования в рамках дисциплины «Системы автоматизированного проектирования». Данная дисциплина была выбрана не случайно, так как была возможность сравнения групп обучающихся по старым образовательным стандартам и групп обучающихся по стандартам нового поколения (ФГОС), с учетом компетентностного подхода. Кроме того, в рамках данной дисциплины предполагается выполнение сложных проектов, в том числе объемных моделей, так называемых 3D-моделей, процесс создания которых сложно объяснять и не все сразу понимают объяснения, то есть существует определенная проблема коммуникации, а если точнее, то коммуникативной компетентности.

Проанализировав, различные понятия коммуникативной компетентности пришли к выводу: коммуникативная компетентность — это способность достигать поставленных целей общения, устанавливать сходство и различия суждений, кодировать, декодировать, перекодировать передаваемую информацию таким образом, чтобы она без искажений была принята и декодирована реципиентом, применять знания, умения и навыки успешно действовать на основе практического опыта, готовность устанавливать контакты, связи, отношения поддерживать и сохранять их, способность действовать в ситуации неопределенности [4].

Таким образом, было выдвинуто предположение, что развитие коммуникативной компетентности у обучающихся системы среднего профессионального образования будет более эффективным если:

  • учебная программа включает темы и дидактические единицы, связанные с выполнением коллективного проекта по решению каких либо проблем 3D-моделирования;
  • педагогическое взаимодействие осуществляется на основе проблемных методов обучения, дискуссий в группах, деловых игр;
  • используется средство обучения, выполненное в виде Web-сайта, обучающего 3D моделированию, содержит в себе форум, на котором студенты смогут общаться.

Проанализировав исходное состояние учащегося можно сделать вывод, что предложенная гипотеза может проходить испытание в практической деятельности, учащиеся готовы к общению со взрослыми и со сверстниками т. е. у учащихся можно развивать коммуникативную компетентность. Состояние учащегося после методик не должно ухудшиться. При выполнении проекта учащимся необходимо будет рассмотреть большой объем информации и проанализировать его для получения решения по поставленной проблеме.

Для реализации новой программы по развитию коммуникативной компетентности были рассмотрены методы, формы и средства с помощью которых осуществлялось педагогическое взаимодействие. Во время занятий были использованы методы, рассмотренные в трудах Кларина М.В., Полат Е.С., Смолкина А.М. [2; 5; 6].

  • Метод проектов использовался на протяжении всего курса. На первом занятии учащиеся разделились на группы, в которых они создавали коллективные проекты. На следующих занятиях каждая группа представляла перед остальными то, что у них уже получилось и то, что они планируют сделать в будущем. На последнем занятии учащиеся по группам защищали свои готовые проекты.
  • Дискуссии проводились во время коллективного обсуждения проектных работ, создаваемых учащимися, также обсуждались проблемы, возникающие при создании данного проекта.
  • Ролевая игра использовалась для активного взаимодействия учащихся между собой. Например, разыгрывалась ситуация на предприятии, где каждому выдавалось определённое задание, в итоге все должны были прийти к решению одной единственно проблемы, о которой они не знали заранее. Основная суть заключалась в том, что в ходе игры учащиеся непрерывно взаимодействуют друг с другом и решают возникающие проблемы, тем самым у них повышаться уровень коммуникативной компетентности.

Также на каждом уроке были использованы проблемные методы обучения. Преподаватель предлагал различные проблемные ситуации и учащиеся, обсудив их в группах, выдвигали различные варианты решения поставленных проблем. Роль преподавателя, контроль общения, использовать разрешалось только понятия рассматриваемые в рамках дисциплины, исключая сленг.

Кроме контрольного проекта, который сдавался в конце курса, учащиеся выполняли промежуточные лабораторные и контрольные работы. В их число входили задания по составлению алгоритма создания 3D-модели, а так же создание модели по описанию, своеобразная проверка на умение «кодировать, декодировать, перекодировать передаваемую информацию», то есть составлять правильное грамотное описание и умение понимать, находить ошибки.

Также учащиеся решали свои проблемы, возникающие при создании проекта посредством Web-сайта. На данном сайте были обучающие видео-уроки, а также форум для обсуждения возникающих проблем с одногруппниками и с преподавателем, если они не нашли ответ в видео-уроках и текстовых материалах.

Форма организации занятий были различны, но в основном упор был сделан на групповую форму, так как эта форма стимулировала учащихся на общение.

Данное исследование проводилось в рамках выпускной квалификационной работы. Экспериментальной базой для исследования был выбран Ижевский промышленно-экономический колледж г. Ижевска. Исследования проводились со студентами специальности: «Информационные системы (по отраслям)» (контрольная группа, экспериментальная группа) на занятиях по курсу «Системы автоматизированного проектирования» использовалось созданное электронное средство обучения в виде Web-сайта и занятия проводились в компьютерном кабинете учреждения.

Студенты контрольной группы занимались по программе преподавателей Ижевского промышленно-экономического колледжа с использованием традиционных средств обучения — лекции и практики с использованием доски и раздаточного материала. Экспериментальной группе было предложено изучить курс дисциплины по модернизированной программе дисциплины «Системы автоматизированного проектирования». Со студентами экспериментальной группы занятия проводились с использованием Web-сайта, деловых игр, проблемных методов обучения.

Уровень развития коммуникативной компетентности проверялся в группах в ходе выступления (защиты проектов) учащихся, а так же с использованием методики, основанной на тесте Л. Михельсона [3].

Проанализировав полученные результаты, было выявлено, что созданная нами методика оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной компетентности у учащихся в системе среднего профессионального образования.

 

Список литературы:

  1. Исаева Т.У. Классификация профессионально — личностных компетенций вузовского преподавателя. сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 4. — Ростов-н/Д: гос. университет путей сообщения. — М., 1982. С. 254.
  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 — 176 с.
  3. Михельсон Л.. Тест коммуникативных умений. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html (дата обращения 01.10.2012).
  4. Нелюбин Л.Л.. Толковый переводоведческий словарь. — 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука. 2003.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
  6. Смолкин А.М. Игровой метод обучения. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics (дата обращения 15.11.2012).