Статья:

ЗАБАЙКАЛЬЕ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ В.: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПЕРЕСТРОЙКИ ОБЩЕСТВА

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Самойлова И.М. ЗАБАЙКАЛЬЕ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ В.: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПЕРЕСТРОЙКИ ОБЩЕСТВА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАБАЙКАЛЬЕ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ В.: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПЕРЕСТРОЙКИ ОБЩЕСТВА

Самойлова Инга Михайловна
магистрант Бурятского Государственного университета, г. Улан-Удэ
Боронова Маргарита Максимовна
научный руководитель, научный руководитель, д-р ист. наук Бурятского Государственного университета, г. Улан-Удэ

Забайкалье начала XX в. имело свои экономические, политические и социокультурные особенности. На процессы, происходящие в Забайкалье, влияли как географические, природно-климатические условия, так и менталитет населения, обусловленный традициями, религией, образом жизни. Отдаленность от центра и отсутствие прочных коммуникативных связей вело к замедлению процессов развития региона и его отсталости, по сравнению с регионами центральной части Российской империи. Сельское хозяйство, которое преобладало в Забайкалье, велось отсталым, примитивным способом и отличалось низкой продуктивностью и производительностью труда. Промышленность была слабо развита — преобладали кустарные предприятия, пролетариат был малочислен, а национальный отсутствовал.

Мощным импульсом к развитию Забайкалья послужило строительство Транссибирской железной дороги, связавшей сибирскую окраину с центральной частью России. Сибирь (в том числе Забайкалье) считавшаяся сырьевым придатком, начинает восприниматься как военно-стратегический и торгово-промышленный плацдарм на востоке страны. К началу Первой мировой войны в Западном Забайкалье уже насчитывалось 210 промышленных предприятий, из них 67 казенных. Наиболее крупными были Верхнеудинское железнодорожное депо и железнодорожная станция, железнодорожные станции Танхой, Мысовая, Петровский Завод, Хилок. Частных предприятий насчитывалось 143, в том числе в обрабатывающей промышленности — 91, в горнодобывающей — 49, включая 42 золотых прииска [2, с. 8]. Но все частные предприятия по-прежнему были мелкими и полукустарными.

Строительство железной дороги повлекло за собой развитие капиталистических отношений в Забайкалье, расширило направления транспортных потоков, изменило традиционную структуру хозяйствования, что не могло не сказаться на судьбах забайкальских поселений, прежде всего городов. Усиливаются миграционные процессы. Одни города приходят в упадок, другие, находящиеся на пути магистрали, активно развиваются. Железная дорога позволила быстро развиваться городам, ставшим железнодорожными станциями (Чита, Верхнеудинск), и снизила их зависимость от старого транспортно-товарораспределительного узла — Иркутска, а также способствовала появлению новых (Мысовск) [6, с. 23].

Со строительством железной дороги и началом ее эксплуатации значительно увеличиваются ряды рабочего класса, а вместе с этим растет распространение различных политических идей и взглядов. На развитие рабочего движения в Забайкалье оказывала влияние деятельность социал-демократических организаций в Иркутске, Чите, Верхнеудинске, Слюдянке, Троицкосавске, Мысовой, Петровском Заводе. Передовые общественно-политические идеи охватили и национальные меньшинства. В начале ХХ в. в Забайкалье под воздействием разрушения патриархально-феодальной замкнутости и развивающихся капиталистических отношений, усиления классового противоречия, а также растущего национального самосознания и отсутствия права на самоопределение складывалось национальное движение. Стимулом к выражению массового недовольства бурят послужило осуществление царизмом в 1900—1901 гг. новых земельно-административных реформ, которые ухудшили положение широких слоев коренного населения [1, с. 211, 214].

События, имеющие общероссийское значение, такие как, русско-японская война, первая русская революция, Первая мировая война явились катализаторами для роста недовольства местного населения политикой царской власти, проводимой на окраинах. На народные массы обрушились новые тяготы, связанные с мобилизацией на военную службу, поставками продовольствия, фуража, реквизиция скота [7, с. 51]. В начале войны буряты-казаки были мобилизованы на фронт (не состоявшие в казачьем сословии воинской повинности не несли), часть населения была мобилизована на тыловые работы [7, с. 130]. Уход самой работоспособной части населения привел к дальнейшему упадку хозяйств. Активизировалась деятельность революционно настроенных сил. В результате были созданы благоприятные условия для революции 1917 г. и последующих перестроек в общественно-политическом строе.

Февральская и Октябрьская революции 1917 г., а также Гражданская война, охватившие центральную часть России, затронули и окраины. В Забайкалье в период революций существовали предпосылки для демократизации общества и развития его на основе представительства. Так, к концу периода двоевластия в Забайкалье наметился не только кадетско-социалистический альянс, как в центре, но и объединение широких демократических слоев. В Верхнеудинске противоречия радикалов и консерваторов вылились в политическую дискуссию без разрыва связей и без размежеваний, как это было в центральной части России. А с началом корниловщины в конце августа 1917 г. был создан Комитет общественного спасения для противодействия контрреволюции, в который вошли представители социал-демократов, социалистов-революционеров, народных социалистов, гражданского комитета гарнизонов, комитетов железной дороги, почт и телеграфов [3, с. 83]. Развивается и национальное движение. Проходят общенациональные съезды бурят Забайкальской области и Иркутской губернии [3, с. 81]. Создан Бурнацком — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти бурят.

После подавления корниловского мятежа в Петрограде местный демократический альянс стал рушиться. Постепенно происходило укрепление позиций большевиков, Советы стали реализовать ранее поставленные РСДРП (б) цели: была национализирована промышленность, под контроль взяты прииски, создан комиссариат промышленности; для решения продовольственного вопроса была установлена хлебная монополия, твердые цены на хлеб, велась борьба со спекуляцией, организованы закуп зерна на Дальнем Востоке и снабжение крестьян семенами для весеннего сева [7, с. 256]. Забайкальский областной Совет признал Бурнацком публично-правовым учреждением Советской власти. Однако Совет не имел последовательных воззрений по национальному вопросу, что сказалось на позиции Бурнацкома по отношению к Советской власти.

На фоне укрепления Советской власти происходила активизация контрреволюционных сил, основной опорой которых в Забайкалье становится атаман Г.М. Семенов, поддерживаемый имеющими свои политические интересы Китаем, Англией, Францией, Японией. Разворачивается гражданская война.

Особенностью Забайкалья в годы Гражданской войны сало образование и деятельность партизанских отрядов, в которых главную роль играли большевики. Ошибочная политика атамана Семенова, присутствие японских и американских интервентов на территории Забайкалья вызвали неприятие населения. С продвижением Красной Армии и партизан Советская власть устанавливается на значительной части Сибири и Дальнего Востока. Встает вопрос о необходимости сохранения достигнутых успехов Красной Армии и укрепления позиций Советской власти на данной территории. В результате было принято решение об образовании буферного государства — Дальневосточной республики [2, с. 37]. Выполнив свое предназначение, с установлением Советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке ДВР было реорганизовано и вошло в состав Советской России.

Процесс самоопределения бурятского народа, начавшийся в начале ХХ в. в форме национального движения, ярко проявился в годы революций и Гражданской войны в стремлении к самоопределению и национальному единству. Национальное движение не получило реальной поддержки со стороны атамана Семенова [4, с. 35]. С установлением Советской власти процесс объединения образовавшихся в составе РСФСР и ДВР национальных автономных областей возглавили бурятские коммунисты, руководствовавшиеся революционной теорией и классовыми целями, но сумевшие, тем не менее, выразить объективные стремления бурятского народа к самоопределению и национальному единству. Процесс самоопределения бурятского народа завершился образованием в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР, что стало практической реализацией установленного декретами Советского правительства права народа на самоопределение [5, с. 162].

Таким образом, строительство Транссибирской железной дороги послужило мощным импульсом к экономическим, общественно-политическим переменам в Забайкалье. Дорога связала сибирскую окраину с центральной частью России. Сибирь, считавшаяся сырьевым придатком, стала восприниматься как военно-стратегический и торгово-промышленный плацдарм на востоке страны. Строительство железной дороги повлекло за собой развитие капиталистических отношений в Забайкалье, расширило направления транспортных потоков, изменило традиционную структуру хозяйствования, что в свою очередь привело к распространению демократических идей и росту революционно-демократического, национального движения.

В годы революций и гражданской войны в ходе общественно-политических процессов происходила ломка и перерождение как в политической, так экономической, социальной, духовной сферах жизни общества. Из существующих на тот момент альтернатив общественного развития наиболее жизненно устойчивая оказалась социалистическая модель развития, позволившая выдвинуться на первое место деятелям, социальным группам, представляющим интересы большинства, но не имеющим раннее доступа к власти и к управлению.

 

Список литературы:

  1. Егунов Н.П. Колониальная политика царизма и первый этап национального движения в Бурятии. — Улан-Удэ, 1963.
  2. История Бурятии: В 3 т. XX—XXI вв. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. Т. 3.
  3. Курас Л.В., Базаров Б.В. Бурятия в революции 1917—1918 г.//Отчий край. Краеведческий сборник. — Улан-Удэ: изд-во «Соёл», 1993.
  4. Неизвестные страницы истории Бурятии (из архивов КГБ). — Улан-Удэ, 1991.
  5. Образование Бурятской АССР: сб. арх. док. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1964.
  6. Паликова Т.В. Города Забайкалья второй половины XIX — начала XX в. (социальное, экономическое, культурное развитие) / науч. Ред. З.С. Бочарова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010.
  7. Хаптаев П.Т. Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война в Бурятии. Ч. 1, 2. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1964.