Статья:

СИСТЕМА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ОСНОВА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Шахова И.С. СИСТЕМА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ОСНОВА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ОСНОВА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Шахова Ирина Савельевна
магистрант Восточно-Сибирской государственной академии образования, РФ, г. Иркутск
Кыштымова Ирина Михайловна
научный руководитель, д-р психол. наук, проф. кафедры общей психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования, РФ, г. Иркутск

 

Разрабатывая проблему высших психических функций, соотношения аффекта и интеллекта, Л.С. Выготский ставит вопрос о смысловой регуляции деятельности [4]. Система смысловой сферы личности представляет собой центральное личностное образование и выражает содержательное отношение человека к социальной действительности. Ее особенности во многом определяют мотивацию поведения человека, оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности [3]. Смысложизненные ориентации указывают на направленность поведения личности, характеризуют внутреннюю готовность к совершению той или иной деятельности, связанную с удовлетворением потребностей и интересов. Однако, несмотря на достаточную проработку смысложизненной проблематики в зарубежной психологии и повышение в последнее время интереса к смысловой сфере личности среди отечественных психологов, до сих пор не в полной мере изучены действенные механизмы и факторы, обеспечивающие продуктивное формирование, развитие и функционирование системы смысловой сферы, не выявлена структура смысловых образований, не ясен характер взаимосвязи личностного смысла с другими психическими свойствами.

В современных условиях возрастания роли человека в решении боевых и других военно-служебных задач, в обеспечении высокой боевой готовности и укреплении воинской дисциплины решение задачи повышения зрелости морально-психологического состояния личного состава, устойчивости духовных сил военнослужащих становится все более актуальной.

Морально-психологическое состояние военнослужащих — одна из существенных характеристик воинского подразделения, части. Его глубокое понимание командиром, его заместителем по воспитательной работе предполагает уяснение сути, содержания, слагаемых и соотношения таких явлений как человеческий потенциал того или иного воинского формирования, человеческий фактор, моральный дух военнослужащих [1]. Своеобразие морально-психологического состояния военнослужащих обусловлено многими и разнообразными обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют ценностные ориентации, системы ценностно-смысловых образований, доминирующие интересы и устремления, потребности и мотивы, жизненные ориентации, имеющийся у молодых людей профессиональный и общежитейский опыт.

Учитывая, что система смысловой сферы личности представляет собой центральное личностное образование и выражает содержательное отношение человека к социальной действительности, во многом определяет мотивацию поведения человека, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности, представляется продуктивным проведение диагностики смысложизненных ориентаций солдат, проходящих военную службу по призыву. Диагностика стартового уровня смысложизненных ориентаций нового пополнения является первоначальным этапом проведения исследования динамики смысложизненных ориентаций юношей в процессе прохождения ими военной службы, а также результаты диагностики могут оказать практическую помощь командиру в построении воспитательной работы с военнослужащими, путем рационального назначения на командные должности молодых людей, способных оказать положительное влияние на личный состав подразделения, что дает возможность контролировать морально-психологический климат личного состава.

Служба в армии является серьезным испытанием для любого человека. Сейчас не очевидна созидательная роль службы в армии. Смысл службы не всегда понятен призывнику, служба не престижна, приход на службу насильственен. Большинство старается ее всячески избежать. При этом необходимо учитывать, что в период призыва молодых людей на военную службу происходит переход из одной смысложизненной ситуации в другую, со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, приспособлением к другим условиям быта, иной социокультурной среде, изменением экономического и социального статуса, переструктурированием целей, изменением мировоззрения. Происходит трансформация мотивов, ценностей, жизненных установок на основе сложившегося отношения к миру, к происходящему, к окружающим. Молодые люди оказываются в кардинально изменившихся условиях жизнедеятельности. Уже на начальном этапе прохождения воинской службы могут произойти изменения в смысловой сфере личности, значимые как для построения и реализации ею жизненного сценария, так и для боеготовности нашей армии.

Целью представляемого исследования являлось выявление динамики смысловой сферы юношей на начальном этапе прохождения ими воинской службы.

Исследование проблемы детерминант смыслового развития юношей в армейских условиях важно для практики воспитательной, развивающей и коррекционной работы, поскольку система смысловой сферы личности — это целостное образование, в значительной мере определяющее процесс жизнедеятельности человека. Человек с недостаточно развитой смысловой сферой становится легко управляемым — лишенным прочных жизненных критериев и устремлений, не актуализируются его способности, таланты и потенциалы.

Устойчивые ценностно-смысловые образования определяют способность человека распоряжаться своей судьбой, не позволяют управлять собой другим людям и даже внешним обстоятельствам. Слабо развитая смысловая сфера может послужить предпосылкой к возникновению неуставных взаимоотношений в воинском коллективе, поставить под угрозу безопасность сослуживцев, привести к срыву боевой задачи. Это обусловило значимость проведенного исследования, объектом которого явились личностные смыслы лиц юношеского возраста, предметом: динамика личностных смыслов юношей на начальном этапе прохождения ими воинской службы.

Гипотезой явилось суждение о том, что условия воинской службы даже на начальном этапе оказывают значительное влияние на динамику личностных смыслов юношей. Психологическое исследование проводилось на базе ракетной дивизии, дислоцирующейся в г. Иркутске, в качестве контрольной группы привлекались студенты Иркутского регионального колледжа педагогического образования. В нем приняли участие в общей сложности 55 человек (37 — солдаты, сержанты, проходящие воинскую службу по призыву, 18 — студенты).

Для изучения структуры ценностей, ценностных ориентаций и личностных смыслов применялись следующие методы: наблюдение, тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев, 2003), методика предельных смыслов (Д.А. Леонтьев, 2003), психосемиотический анализ сочинений (И.М. Кыштымова, 2006), свободное интервьюирование. Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью методов математической статистики по критерию Манна Уитни.

В результате исследования молодых людей, призванных в ряды вооруженных сил и ребят, обучающихся в Иркутском региональном колледже педагогического образования, по методике предельных смыслов были выявлены следующие различия: военнослужащие показали более высокие результаты по индексу рефлексивности (солдаты — 40,40, студенты — 17,27, p<0,012), указывающей на психическое отражение определенных действий испытуемого. Можно полагать, что у военнослужащих в результате резкой смены обстановки, осознания себя в качестве защитника, взрослого, самодостаточного мужчины происходит переоценка интересов, повышается рефлексия, они в большей степени соотносят свои помыслы и действия с интересами других людей.

Дифференциальные возможности теста СЖО оказались достаточно выраженными. Исходя из полученных результатов теста СЖО, мы видим, что между двумя группами наблюдаются довольно большие различия. По общему критерию «Осмысленность жизни» показатели у солдат существенно выше, чем у студентов (солдаты — 113,00, студенты — 105,33, p<0,018). По всей видимости, большинство ребят пришло в армию не по стечению обстоятельств, а согласно твердым гражданским установкам и достаточно сформированной жизненной позиции, что подтверждается показателями по критерию «Цели» (солдаты — 36,65, студенты — 32,72, p<0,009). По шкале «Локус Я» (Я — хозяин жизни) военнослужащие показывают более высокий результат (солдаты 24, студенты — 22,11, p<0,034). Это может быть следствием их представлений о себе как о сильной личности, готовой выполнить свой воинский долг, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. А низкие баллы у юношей студентов, возможно, объясняются неверием в свои силы контролировать события собственной жизни. По шкале «Локус Жизнь» (солдаты — 34,14, студенты — 31,06, p<0,039) можно сделать вывод о том, что у солдат более четкие цели на будущее, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Уровень развития смысловой сферы, которая должна быть связана с формированием ответственности за реализуемые смыслы, определялся также с помощью анализа сочинений по психосемиотической методике диагностики вербальной креативности И.М. Кыштымовой. Данная методика позволяет через исследование продуктов творчества выявить синтаксические и семантические маркеры личностного смысла и качества его знакового выражения. Исследование показало, что значительных различий между показателями категории смыла 1 (мировоззренческий уровень) и смысла 2 (нравственный) при сравнении двух групп не выявлено. Что объясняется общей культурной средой, в которой воспитывались молодые люди.

По шкале теста «объем» (солдаты 62,17, студенты 38,25, p<0,013), показывающей количество слов в сочинении, показатели военнослужащих значимо более высокие, возможно, это связано с недостаточной мотивацией выражения у студентов при написании ими сочинения, в то время как новобранцы, проходя адаптационный период в армии, испытывали потребность в выражении своих мыслей, впечатлений, планов на будущее. Их тексты обладали более выраженными художественными достоинствами.

По категории «Время» также выявлены значительные различия (солдаты 4,22, студенты 2,75, p<0,026). Осознание себя в настоящий момент жизни в тесной связи с прошлым и будущим, осознание жизненной перспективы личности является существенным фактором осмысленности жизни. Именно ощущение времени жизни позволяет говорить о наличии в ней смысла. Данный показатель корелирует с показателем теста СЖО «Локус Жизни».

По результатам проведенного доэксперимента можно предположить, что уже начало службы в армии активизирует процессы переосмысления действительности и себя. Оценка влияния службы будет проведена в процессе реализации следующего этапа экспериментального исследования, перед окончанием службы и увольнением из рядов вооруженных сил.

 

Список литературы:

  1. Корчемный П., и др. Военная психология: методология, теория, практика М.: Воениздат, 2008. — 280 с.
  2. Кыштымова И.М. Психосемиотическая методика диагностики вербальной креативности // Психологический журнал. 2008, № 6: С. 56—65.
  3. Леонтьев Д.А.Психология смысла — Москва, Смысл, 2003 — 445 с.
  4. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 — 305 с.