Статья:

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Шаранова Д.Н. РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(6).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Шаранова Диана Николаевна
студент Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Елабуга
Салимуллина Елена Викторовна
научный руководитель, научный руководитель, ассистент Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Елабуга

 

С недавних пор в обществе появилось такое понятие как «толерантность». Впервые услышав это слово, не сразу понимаешь его значение, однако, синонимом может быть слово «терпимость». Появление понятия «толерантность» можно отнести к истории средних веков, когда в XV веке в Западной Европе наступили конфессиональные конфликты. В период средних веков толерантность означала как компромисс, который нужен был в решении конфликта между католиками и протестантами. В XVII—XVIII веках известные ученые и педагоги выделяли толерантность как соглашение к чему-либо.

В словаре по конфликтологии, «толерантность» — это терпимость, снисходительность человека к кому-либо или к чему-либо: чужому образу жизни, мнению, поведению, чувствам, идеям и ценностям [2, c. 44]. В педагогике толерантность изучается недавно. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения [1, c. 5]. Толерантность это не отдельно взятое качество, а результат взаимосвязанных свойств личности. А развитие личности непосредственно связано с воспитанием. Воспитание детей в первобытные времена не требовало никаких особенных забот и хлопот: ребенок вырастал, предоставленный самому себе и природе. Окружающие люди не оказывали почти никакого влияния на его духовное развитие. Впоследствии стало требоваться научить ребенка тому, чему он сам по себе выучиться не мог. Воспитание включает в себя привычку и обучение. Однако важно, чтобы добрые привычки предшествовали обучению, так как именно ценностные качества могут оказывать на ребенка благоприятное влияние.

Основополагающим в воспитательном процессе является семья. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Только люди с воспитанным умом и волей могут быть добрыми, стремящимися достигнуть недостающих им совершенств. Преимущественно через семейное воспитание человек становится личностью. Правильное семейное воспитание заключатся в том, чтобы приучать ребенка с детства радоваться в соответствии с требованиями разума.

Воспитание толерантности, по мнению А.С. Макаренко, включает несколько важнейших факторов: родительский авторитет, воспитание в труде, семейное хозяйство, воспитание культурных навыков, дисциплина и др. [5, c. 465—466]. Воспитание культурных навыков в семье предопределяет развитие толерантности у детей.

Жан-Жак Руссо считал целью семейного воспитания формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути [6]. В семье ребенок развивает умственные и творческие способности, формируются нравственные и эстетические ценности. Именно родители имеют самое сильное влияние на детей.

«Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства,— писал К.Д. Ушинский,— приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире,— право на правильное и доброе воспитание» [4, с. 169].

П.Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых [4, с. 284]. Рациональное семейное воспитание оказывает влияние на положительный тип ребенка, сохраняет отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, и т. п.

Таким образом, мы видим, что ценностные качества личности формируются в семье. Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т. п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой в ней вырастет человек. По убеждению ряда педагогов главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности.

Многие родители не имеют понятия о том, что такое воспитание ценностных качеств. Они останавливаются на случайных и мгновенных целях воспитания. Нерациональное отношение к детям проявляется в выборе средств воспитания — наказания и наград. Но причиняя боль, ребенка нельзя убедить или доказать его неправоту. Вместо наказаний и наград родители могут использовать естественные стремления к чести, к заботе, к подражанию, к знаниям, к свободе. Толерантность, как правило, свободный выбор, его используют не под угрозой наказания, поэтому важно родителям предоставить этот выбор. В нашем современном мире много насилия и жестокости, недоверия по отношению к окружающим, поэтому развитие и формирование толерантности в семье становится необходимым. В виду преобладающего значения общества в жизни детей, при воспитании надо обращать внимание на развитие и укрепление таких качеств как рассудительность, разумность. Эти качества в совокупности составляют толерантное отношение к людям.

При воспитании ребенка и формировании у него толерантности необходимо учитывать то, что дети отражают отношения и характеры самих родителей. Основными условиями, которые благоприятствуют развитию ценностных качеств личности, являются: умение выслушивать детей, прощать проступки, договариваться при разногласиях, уважать мнение и выбор своего ребенка. Часто родители не справедливо оценивают действия своих детей, что отрицательно влияет на дальнейшее отношение ребенка к взрослому.

Таким образом, проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Задача родителей — помогать детям, когда это необходимо, не обращая много внимания на «падения» детей. Это означает признание того, что дети по своей природе различаются по внешнему виду, положением, языком, поведением и ценностями и имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания одного к другому.

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Единственная цель на пути семейного воспитания — развитие личности. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

 

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. М.: 2000. — 5—7 с.
  2. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. — 100 с.
  3. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуев Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
  4. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.В.Лыков, Л.М.Волобуева; Под ред. С.Ф.Егорова. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 520с.
  5. Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] / А. С. Макаренко // Собрание сочинений в 4 томах. — Т.4. — М.: Правда. — 1987. — 578 с.
  6. http://psylist.net/pedagogika/semvos.htm