Статья:

МУЗЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Майборода А.В. МУЗЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(6).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 30 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МУЗЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Майборода Алина Владимировна
студент РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

 

Современная цивилизация находится в состоянии глобальных изменений. Кардинальной трансформации подверглись практически все сферы бытия человека: социокультурные институты, общественные учреждения, повседневная жизнь. Подобные изменения неразрывно связаны с развитием информационных технологий и появлением глобальной сети Интернет, а также формированием так называемых «новых медиа». Помимо информатизации общества, еще одним основополагающим фактором, обусловившим подобные изменения, в первую очередь, в социокультурных институтах, является новый подход к экономической составляющей культуры. Он заключается в отказе от государственного бюджетного финансирования, и переходе к частичному, остаточному, либо самофинансированию учреждений культуры. Это, значительной степени, определило и отношение к культуре в целом, как к ресурсу новой экономики, а также породило восприятие музеев, театров, библиотек как товаров культуры, и в целом, данной области как сферы развлечения, сферы досуга.

Для музеев подобный подход обозначил необходимость создания новых адаптационных стратегий, парадигм для того, чтобы «наиболее эффективно представлять свои коллекции и транслировать идеи в существующей вокруг него среде» [1, с. 7]. Изменению подверглись методы работы музея с аудиторией, и наряду с классическими формами, появились и инновационные. К числу последних, можно отнести и существование музея в интернет-пространстве.

К основной задаче, которую ставит перед собой музей в пространстве веб, относится привлечение новой аудитории к услугам музея, а также сохранение заинтересованности старой. Кроме этого, для музея не менее важно и продвижение услуг, формирование положительного имиджа музея.

Для решения подобных задач создается официальный сайт музея. На подобном ресурсе посетитель может ознакомиться с информацией, новостях, коллекциях и экспозициях музея. Еще одним преимуществом данного виртуального ресурса является то, что на нем возможно размещение информации, изображений, видеоряда об экспонатах, не представленных в основных собраниях, и хранящихся в запасниках музея.

К одному из наиболее популярных проектов, существующих в интернет-пространстве, можно отнести возможность виртуальной экскурсии по музею, в рамках которой любой интернет-пользователь, вне зависимости от территориального положения, может изучать коллекции музея. Так, к примеру, на сайте Государственного музея Эрмитаж, посетитель может воспользоваться такими услугами, как «виртуальная академия», и «виртуальный визит». В рамках которых, предлагается ознакомиться как с отдельными экспонатами, так и тематическими коллекциями и виртуальными выставками, при этом, благодаря использованию современных технических средств, посетитель может увидеть интерактивные панорамы залов, а также изучить произведения культуры c различных углов зрения, и в различном масштабе.

 

Иллюстрация 1. План 1 этажа Эрмитажа, с обозначением интерактивных залов

 

Иллюстрация 2. Интерактивная панорама одного из залов Эрмитажа

 

Одним из наиболее ярких примеров использования таких мультимедийных технологий в практике зарубежных музеев, можно считать сайт художественного музея Лувр. Жемчужины коллекций которого представлены в виде интерактивных веб-страниц, на которых посетитель может увидеть 3d изображения экспонатов, изучить их детальные особенности, просмотреть интерактивный видеоролик, а также прослушать аудиофайлы о данном предмете искусства. Еще одним привлекательным проектом, не только для широкой аудитории, но и для специалистов в области искусства, является мультимедийный каталог коллекций, оснащенный информацией о каждом объекте, а также необходимыми аудио материалами.

 

     


Иллюстрация 3. Пример интерактивной работы с экспонатом. Национальный художественный музей Лувр


 

Помимо реальных экспонатов на некоторых сайтах музеев, галерей и образовательных центров, появляются и реконструкции памятников. Подобные реконструкции, воссозданные благодаря историческим источникам, дают возможность увидеть модели давно утраченных памятников культуры. К их числу можно отнести совместный проект Стратфордского мемориального музея (ShakespeareBirthplaceTrust) и SeriousGames, получивший название “Eye Shakespeare”, и представляющий собой виртуальную экскурсию по Стратфорду XVI века. Кроме знакомства с различными коллекциями музея, относящимися к шекспировскому времени, каждый желающий, благодаря технологии дополненной реальности, может «посетить» дом Шекспира, внешний облик которого был «восстановлен по архивным данным, наброскам, зарисовкам современников и потомков (Нью-Плейс был снесен в середине XVIII века)» [5, c. 170].

 

 

Иллюстрация 4. Eye Shakespeare. Виртуальная экскурсия по Стратфорду XVI века

 

Следует признать, что подобные системы, с одной стороны, привлекают внимание посетителей к музею и в значительной степени расширяют его аудиторию, однако, с другой стороны, требуют серьезных финансовых затрат и технической поддержки, и уже исходя из этого, доступны лишь малой доле музейного сообщества.

Иная ситуация обстоит с представленностью музеев в различных социальных медиа. Подобный способ существования в рамках виртуальной реальности доступен любом музею. Более того, аккаунты на подобных платформах, зачастую могут существовать и вне официальных форм. Так, изначально, группы музеев создавались «любителями искусства, без каких-либо профессиональных целей, из личного интереса, формирующими такой контент» [4, c. 405]. Постепенно в так называемой «социальной пятерке», включающей в себя пять наиболее популярных виртуальных платформ, образовывались официальные группы музеев, курируемые его сотрудниками. Так музей современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art (MoMA)), на сегодняшний момент представлен в различных социальных сетях, имеет рекордное число подписчиков, по данным на 11.11.2013, количество «лайков» на Facebook составляет 1 482 986, на Twitter читают новости музея 1563086 человека.

Обширное число подписчиков имеет Национальный музей Прадо — 205 187 читателей на Twitter, а также более 297000 «лайков» на Facebook.

Лондонская национальная галерея в пространстве социальных медиа представлена на Facebook (254 164) и Twitter (160 155).

Такое количество аудитории в виртуальном пространстве, интересующееся жизнью музея, обуславливается формированием нового отношения к аудитории. Получает распространение так называемая «культура участия» (participatory culture), которая заключается в восприятии посетителя не как «пассивного потребителя культурного продукта», а как участника диалога. Суть подобной концепции было озвучена М.Ю. Юхневичем: «Музей пытается отказаться от прежних достаточно жестких идеологических установок. Меняется отношение к самой аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, осуществляемого в музейной среде» [6, c. 51].

Социальные медиа, в значительной степени, помогают музею найти подход к каждому посетителю, установить с ним диалог. Одним из способов определения потребностей и увлечений аудитории, является мониторинг в социальных сетях, в рамках которого, возможна сегментации посетителей по различным признакам: «музейная аудитория перестает рассматриваться как сумма абстрактных посетителей и достаточно строго дифференцируется по возрастным, образовательным и иным признакам. Формируется разнообразный репертуар работы с аудиторией, благодаря чему музеи пытаются перейти к новой стадии объединению различных форм культурно-образовательной деятельности в систему и когда все категории населения включились бы в процесс музейной коммуникации» [6, c. 51].

К числу наиболее успешно развивающихся музеев в России, работающих с различными целевыми группами, можно отнести музей современного искусства Эрарта, сообщество которого в социальной сети «В контакте», по данным на 11.11.2013, насчитывает 136 573 участника, а в Facebook общее число меток «мне нравится» составляет 17 343, помимо этого, музей представлен и в других социальных сетях, таких как: Twitter (1316), Instagram (2374).

Кроме основных групп и аккаунтов, данный музей имеет и подгруппы на медиа платформах, которые призваны соответствовать интересам той или иной целевой аудитории. Таковыми сообществами являются: «Самолекторий в Эрарте», «Книги в музее современного искусства Эрарта», «Музыка в музее современного искусства Эрарта», «Театр в музее современного искусства Эрарта», а также «Афиша Эрарты».

Помимо аккаунтов и групп в “Facebook”, «В контакте», “Twitter” и т. д., музей может быть представлен и пространстве блогосферы. Подобные страницы, как правило, ведутся сотрудниками музеев, представляют собой различные узкоспециализированных блоги, рассчитанные на профессиональное общение. Другая категория блогов, наоборот, ориентирована, в первую очередь, на широкую аудиторию. К наиболее популярным музейным блогам, объединяющим, и сообщество специалистов — работников музеев, и широкую аудиторию, относится музейный проект, реализованный в пространстве блогосферы, — «Музейный гид».

В заключении следует отметить, что музей, в пространстве виртуальной реальности, может быть представлен в качестве сайта, группы, аккаунта, либо блога. С одной стороны, музей стремиться к привлечению внимания аудитории к услугам музея, формированию положительного имиджа, получение обратной связи и организации диалога. С другой стороны, можно выделить ряд ключевых проблем, с которыми сталкивается музей в виртуальном пространстве. В первую очередь, это отсутствие опыта работы в социальных медиа, а также специалистов, способных совмещать в своей работе профессиональные маркетинговые и музееведческие компетенции: публиковать новости, производить мониторинг аудитории, следить за корректностью той или иной информации о музее, распространяемой в сети интернет, а также осуществлять постоянный диалог с аудиторией. Однако важнейшей проблемой, встающей перед музеем в настоящее время, является отсутствие единой медиа стратегии, включающей в себя, как деятельность музея в реальном пространстве, так и существование музея в условиях виртуальной реальности.

 

Список литературы:

1.            Абанкина Т.В. Тенденции и модели использования культурных ресурсов для устойчивого регионального развития. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.old.frip.ru/newfrip/cnt/library/sel?tid=3&cid=2446 (дата обращения 11.11.2013).

2.            Бутиков Г.П. Работа музеев в условиях перехода страны к рынку: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 1994. — 43 с.

3.            Казаков В.Г., Панина Н.Л., Шелегина О.Н. Музеи Сибири в Интернете // Научно-исторический и культурно-образовательный потенциал сибирских музеев. — Новосибирск, 2010. С. 165—166.

4.            Ляшко А.В. Музей в ландшафте веб. К осмыслению музейного опыта социальных медиа // Науки о культуре в перспективе “digital humanities”: Материалы Меж­дународной конференции. — Санкт-Петербург, 2013. С. 401—409.

5.            Макаров В. Digital humanities-проекты по истории и культуре раннего Нового времени и интеллектуальные сообщества современности: на двух концах «галактики Гуттенберга» // Науки о культуре в перспективе “digital humanities”: Материалы Меж­дународной конференции. — Санкт-Петербург, 2013. С. 163—170.

6.            Музей и посетитель: процесс, прогресс и протест: материалы V ежегодного симпозиума Международного Комитета музеологии Сибири, стран Азии и Тихоокеанского региона / отв.ред. О.Н. Труевцева. Иркутск, 2012. 148 с.

7.            Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Москва, 2012. — 176 с.

8.            Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие./ Под ред. В. Дукельского, С. Кози, Н. Никишина, С. Фокс. Москва, 2001. — 224 с.

9.            Павлова Н.Н. Новые смыслы музейной коммуникации: от бытия знания к событию постижения// Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. — Москва, 2010. С. 82—87.

10.       Пролеткин И.В., Калинина Л.Л., Шпак М.Е. Как развиваться музею в современном информационном мире // Музей и современные технологии: Материалы Всероссийской научной конференции. — Томск, 2006. С. 82—94.

11.       Шелегина О.Н. Коммуникационное пространство региональных музеев. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/171.html&j_id=12 (дата обращения 11.11.2013).