Статья:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Вагинова О.А. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(6).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 50 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Вагинова Ольга Анатольевна
студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга
Жадан Владимир Николаевич
научный руководитель, научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры публичного и частного права ЕИ К (П) ФУ, г. Елабуга

Отношения между Российской Федерацией (далее — РФ, Россия) и Европейским союзом (далее — Евросоюз, ЕС) на сегодняшний день имеют важное значение в системе внешних связей, основным документом которых является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (далее — СПС) 1994 года. Россия является крупной державой мирового значения, с мощным потенциалом и огромными ресурсами. В свою очередь, Евросоюз — ближайший сосед, партнер России в экономике и политике, чем можно объяснить их активное сотрудничество.

Данные отношения стоит считать противоречивыми и неоднозначными. С одной стороны, конкуренция с другой, стремление России к интеграции в общеевропейское пространство и развитие программы сотрудничества, так называемое «стратегическое сотрудничество». СПС устанавливает общие и фундаментальные основы взаимоотношений между ЕС и РФ. СПС успешно исполняет роль фундамента, на основе которых принят ряд соглашений. Так в 2005 году были приняты «Дорожные карты» по четырем общим пространствам — документы программного характера, не имеющие обязательной юридической силы, но определяющие практические мероприятия и действия в рамках текущих отношений между сторонами. Оно предполагает осуществление стратегического партнерства через формирование четырех общих пространств, а именно, экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования. Основными институтами взаимодействия сторон являются саммиты, встречи глав государств и глав правительств, которые проводятся дважды в год, один раз в России, в другой раз в стране, которая председательствует в ЕС.

Основным направлением сотрудничества России и ЕС являются торгово-экономические отношения. По официальным данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России с ЕС составляет 48,8 % [4]. Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) в 2012 году стало важным шагом на пути сближения экономик и интеграции страны в мировую торговлю с учетом национальных интересов. Положительных моментов присоединения в ВТО множество: снижение цен на импортируемые товары и экспортные пошлины, усиление конкуренции на мировом рынке, привлечение иностранных инвестиций и технологий. Однако не существует зоны свободной торговли, которая помогла бы избавиться от пошлин и налогов, а так же ликвидировать ограничения во взаимной торговле. Разница лишь в том, что создание зоны свободной торговли потребует выполнения некоторых обязательств Россией по отношению к ЕС, а вступление в ВТО с большей частью стран мира.

Россия и ЕС так же ведут диалог по политическим проблемам. Основные вопросы связаны с предотвращением противоправной деятельности (проблемы коррупции, нелегальная иммиграция, незаконный оборот наркотических веществ), борьбой с терроризмом, совместное разрешение конфликтов (чеченский конфликт, конфликт в Северной Осетии). Последний саммит Россия-ЕС, прошедший в Екатеринбурге может служить ярким примером отсутствия «стратегического развития». На повестке дня обсуждались основные вопросы: энергетика, отмена краткосрочных виз, ситуация в Сирии, которые были актуальны и на предыдущих саммитах [3]. Но до сих пор однозначного ответа найдено не было. На сегодняшний день Россия стремится к интеграции, но ЕС рассматривает Россию как потенциального противника процесса расширения и стремится нейтрализовать действия, направленные на улучшение ситуации. Поэтому в политическом аспекте данные отношения строятся на дружественной ноте, но с низкой эффективностью.

Можно выделить несколько причин, способствующих развитию неэффективного сотрудничества России с ЕС. Во-первых, коррумпированность, которая неуклонно ведет к ослаблению и торможению в развитии экономик стран. По данным Национального Антикоррупционного Совета число лиц, привлеченных к ответственности за взяточничество, составляет 32 %, что больше на треть, чем в 2012 году [2]. Конечно, ликвидировать коррупцию в полной мере невозможно, но уменьшить процент совершаемых преступлений в этой сфере и даже свести к минимуму возможно. Во-вторых, вопрос энергосотрудничества. Россия является основным поставщиков энергоресурсов в страны ЕС. Кризис энергоносителей из РФ на Украину и в Белоруссию изменил ход отношений ЕС в области энергетики. Необходимо строить отношения на основе взаимовыгодного сотрудничество, достигая компромисса. Но при этом отстаивая свои интересы, не становиться «колонией» Европы. В третьих, вопросы связанные с Калининградской областью. Данная территория расположена между пространством ЕС с одной стороны и России с другой, что создает сразу несколько проблем: безопасность внешних границ, свободу передвижения и суверенитет государства. Исторически сложилось так, что споры и обсуждения о статусе Калининградской области ведутся до сих пор. Шагом на пути сближения в этом вопросе стало заключение 14 декабря 2011 года соглашения о безвизовом режиме для жителей Калининградской области [1]. Как рассчитывают в Министерстве иностранных дел РФ, это расширит возможности развития деловых контактов, межрегионального сотрудничества, осуществление туристических поездок и дружественного сотрудничества между Россией и ЕС.

Таким образом, есть все основания полагать, что отношения России и Евросоюза и в будущем будут столь напряженными, но необходимо стремиться решать проблемные вопросы путем переговоров. И в России, и в ЕС отсутствует понимание стратегической цели российско-европейского диалога. РФ и ЕС не в состоянии сформулировать не только конечную, но даже промежуточную цель своих взаимоотношений. Стороны не могут определиться, кем они друг друга хотят видеть. В отношениях России с ЕС можно пронаблюдать неравенство. Заметим, что товарооборот России со странами СНГ составляет около 20 %, тогда как с ЕС 60 %. Несомненно, для России речь идет о главном внешнем партнере. Но возрастающая экономическая зависимость по-прежнему имеют очень слабые институты сотрудничества. Для того чтобы эффективно сотрудничать и устранить недостатки СПС важно четко сформулировать цели и принципы, которые стороны будут ожидать друг от друга через несколько лет. И, конечно же, в новом договоре обязательно надо закрепить безусловную приверженность общим ценностям, отраженным в Уставе Организации Объединенных Наций, международном Билле о правах человека, документах ОБСЕ — организация по безопасности и сотрудничеству, только совместно и одинаково толкуемым и понимаемым сторонами. Необходимо исходить из потребности в объединении и интеграции общими усилиями.

 

Список литературы:

  1. Журнал РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20111214112037.shtml (дата обращения: 01.11.2013).
  2. Национальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.korupcii.net/index.php (дата обращения: 01.11.2013).
  3. Саммит Россия-ЕС в Екатеринбурге [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://ria.ru/trend/Russia_EU_summit_04062013/ (дата обращения: 01.11.2013).
  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/# (дата обращения: 01.11.2013).