Статья:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Хамматова Э.Н. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(10).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Хамматова Элина Наилевна
студент Башкирского государственного педагогического университета, Республика Башкортостан, г. Уфа
Гафиатуллина Ольга Айратовна
научный руководитель, канд. филос. наук доц. Башкирского государственного педагогического университета, кандидат философских наук, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

На протяжении всей истории человечества статус несовершеннолетних определялся отношением общества к детям, той социальной ролью, которую взрослые отводили в нем ребенку.

В Древнем Риме домовладыка имел право жизни и смерти в отношении своих детей, мог продавать их в рабство. Впоследствии эта власть смягчилась и представляла собой право отца применять домашние меры наказания детей, обязанность детей проявлять уважение к родителям и тому подобное. Однако, как и раньше, детоубийство не считалось преступлением. Девочки ценились меньше, чем мальчики, и могли быть с легкостью убиты.

В IV—XVII веках родители постепенно начинают проявлять к детям внимание и заботу. Теперь к праву отца распоряжаться жизнью и судьбой ребенка добавляется обязанность родителей заботиться о нем. Однако из этой обязанности вытекало, что в отношении непослушных детей родители могли использовать жесткие меры наказания, от которых защита не предусматривалась. Чаще всего забота о воспитании детей в это время была больше представлена среди аристократии и дворянства.

Первые признаки проявления небезразличия к детству обозначились в XV—XVI веках, когда начали появляться надгробные барельефы и портреты умерших детей. Жизнь детей начала цениться больше, смерть представала как действительно невосполнимая утрата, но несмотря на это, их эксплуатация была все еще очень популярной. Как бы то ни было, именно в это время начал приобретать реальные очертания правовой статус несовершеннолетнего.

В XVIII веке любовь к детям постепенно становится нормативной установкой общества. Это происходит благодаря просветительским идеям Ж.-Ж. Руссо. Методы воздействия на детей становятся более мягкими, состоят в большей степени из убеждения словом, а не из физического воздействия. В домах просвещенной и зажиточной «верхушки» общества стараются воспитывать детей без участия кормилиц и нянек, к детям приглашаются воспитатели и домашние учителя.

Однако среди крестьянства все еще господствовало утилитарное отношение к детям, образование для крестьянских семей оставалось чуждым.

В XIX веке ставится цель на социализацию ребенка, а не его завоевание и подчинение, воспитание общественно полезной личности. Теперь ребенок — активный субъект воспитания, права детей на защиту признаются государством, появляется такое понятие как «охрана детей»

В 1875 году в Нью-Йорке было основано общество защиты детей от жестокого обращения. Позднее похожие общества были созданы в Англии, Франции, Пруссии.

В 1889 году во Франции издается закон Русселя «О малолетних, беспомощных, заброшенных и терпящих дурное обращение», в соответствии с которым родители, плохо обращающиеся или не заботящиеся о своих, могли быть лишены родительских прав. Таким образом, права детей на защиту от насилия были официально признаны.

В Российской империи судебная реформа 1864 г. способствовала законодательному закреплению гарантий прав несовершеннолетних, создавалась система по профилактике детской безнадзорности. Устав 1864 года смягчил некоторые наказания, применяемые к несовершеннолетним. Теперь вместо заключения в тюрьму дети направлялись в воспитательно-исправительные учреждения. Нормы, устанавливающие ответственность родителей и лиц, их заменяющих, были закреплены в Уголовном Уложении 22 марта 1903 года. Наряду с нормами об ответственности родителей за детей, в документе были определены нормы об уголовной ответственности несовершеннолетних и порядок применения к ним воспитательных мер.

После коренных преобразований в общественно-политической жизни страны, в принципиально новых условиях приоритетной считалась общественная система воспитания. В социалистическом государстве ребенок являлся субъектом коллективистского воспитательного воздействия со стороны школы, интерната, детской коммуны и т. п. В это время семья, права родителей и их влияние на воспитание детей теряли свои позиции, как главных рычагов социализации. Теперь они должны были только помогать государству в воспитании социально одобряемого типа молодого коммуниста.

XX век характеризуется возможностью того, что ребенок знает свои интересы и потребности лучше, чем родитель. Оба родителя одинаково участвуют в воспитании ребенка, физическое воздействие заменяется активным слушанием, правовой статус несовершеннолетнего больше не поглощается статусом родителей, а является самостоятельной величиной, которая сама в некоторой степени формирует правовой статус родителей. Этому способствовали нормы международного права и гуманизация в развитии законодательства, связанного с правовым статусом ребенка.

До образования Организации Объединенных Наций (1945 г.) документы, касающиеся детей, рассматривали вопросы больше не об обеспечении прав ребенка, а о предупреждении детского рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и проституцией несовершеннолетних. Именно этими проблемами занимался Комитет детского благополучия, созданный Лигой Наций в 1919 году, им же был посвящен первый универсальный международный правовой акт о защите детства — Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 году.

Начиная с 1945 года, сразу после своего создания, ООН рассматривает права детей и их благосостояние в качестве основного направления деятельности. 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеей ООН учреждается Детский фонд — ЮНИСЕФ, целью которого по сей день является международная помощь детям. 10 декабря 1948 году ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, в которой также присутствуют вопросы о правах и интересах детей, об обеспечении их особой защитой и помощью как до, так и после рождения.

В 1959 году ООН принимает первый стандарт, посвященный исключительно детям, — Декларацию прав ребенка. 10 принципов Декларации гласят: «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация стала первым шагом на пути перехода от социальной помощи и защиты детей к защите прав детей.

Отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей привело к принятию нового документа, в котором уже не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав как юридические нормы, принятые международным сообществом.

20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. По инициативе ЮНИСЕФ и шести государств (Египта, Канады, Мали, Мексики, Пакистана и Швеции) в 1990 году в Нью-Йорке была проведена Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, целью которой было в том числе призвать все государства к ратификации Конвенции. Таким образом, к концу 1990 года Конвенцию ратифицировали 58 государств, а к началу 1996 году — уже 185. Это стало исключительным событием в нормотворческой деятельности, связанной с правами человека.

Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с жизнедеятельностью и ролью ребенка в обществе. Конвенция не только расширяет, но и уточняет положения Декларации прав ребенка, делает их обязательными для выполнения государствами, принявшими ее.

Основная мысль Конвенции — наилучшее обеспечение интересов ребенка. Все ее положения сводятся к четырем основным требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд существенных социальных и правовых принципов, главным из которых является признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Теперь ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект, который может пользоваться всеми правами человека.

С признанием ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция включает общие нормы и учитывает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. В то же время она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Конвенция утверждает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция предполагает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует хороших условий.

Конвенция о правах ребенка имеет одинаковое значение для всех народов во всех регионах мира. Конвенция обязывает все государства, ратифицировавшие ее, пересмотреть национальные законодательства и привести их в соответствие с Конвенцией, устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля за соблюдением прав детей — Комитет ООН по правам ребенка — и наделяет его высокими полномочиями. В состав Комитета входят 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок.

Каждые 5 лет страны-участницы Конвенции должны предоставлять в Комитет ООН доклады об осуществлении Конвенции.

СССР ратифицировал Конвенцию в 1990 году. Российская Федерация также является страной-участницей Конвенции о правах ребенка.

Права детей и меры по их защите зафиксированы в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральных законах: «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ и др., Законах Республики Башкортостан «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» от 31.12.1999 № 44-з , подзаконных актах: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14.02.2000 г., Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил разработки и распространения и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации» от 2.11.2000 г. № 839, Указ Президента Республики Башкортостан «О стратегии действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2013—2017 годы» и др. Также разрабатываются федеральные целевые программы, такие как «Дети России», и президентские программы «Дети Республики Башкортостан».

Таким образом, в настоящее время вопрос о правах детей и их защите весьма популярен, что можно увидеть по количеству и качеству рассмотрения связанных с этим вопросов, количеству правовых документов как общего, так и специального характера, которые содержат нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов детей в нашей стране, а также по количеству различных целевых программ, связанных с детьми.

 

Список литературы:

  1. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Смирнов В.В., Суслов А.Б., Права человека. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006.
  2. Бондаренко О.А. История развития закконодательства о правах ребенка / О.А. Бондаренко: научно-практическое пособие. — Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. — 28 с. — (Юристы детям).
  3. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения 25.02.2014).
  4. Геллер М.В. История развития социального и правового статуса несовершеннолетних [Электронный ресурс] / М.В. Геллер // История государства и права. — 2006. — № 5. — Режим доступа: Консультант Плюс [справочно-правовая система] (дата обращения: 25.02.2014).
  5. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения: 25.02.2014).
  6. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 25.02.2014).