Статья:

МЕДИАТЕКСТ КАК ПРОДУКТ КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Шакирзянова Е.И. МЕДИАТЕКСТ КАК ПРОДУКТ КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(10).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕДИАТЕКСТ КАК ПРОДУКТ КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Шакирзянова Евгения Ильдаровна
студент Омского государственного технического университета, РФ, г. Омск
Батенькина Оксана Васильевна
научный руководитель, канд. техн. наук, доц. Омского государственного технического университета, РФ, г. Омск
 

Человек двадцать первого века должен быть прежде всего человеком информационно грамотным и творческим. Для ориентации в информационных системах и работы в высокотехнологичных структурах типа компьютерных сетей просто необходимы практические навыки диалога и развитое образное мышление, ведь ничто не заменит искусства и культуры в образовании и воспитании. Поэтому в современной социокультурной ситуации все большее влияние и распространение приобретает медиакультура. Под медиакультурой следует понимать область культуры, которая формируется во взаимодействии личности с массовой коммуникацией, включающей в себя массовую печать, радио, кино, телевидение, видео, некоторые виды сетевых компьютерных технологий [3, c. 11]. Можно также вспомнить одно из первых российских определений: «Медиакультура — культура диалога со СМИ, формируемая в процессе образования в двух аспектах: восприятие и понимание медиатекстов — и их создание» [1, c. 35].

На сегодняшний день видео, CD-ROM, DVD, Интернет предоставляют человеку возможность индивидуального общения с экраном. Он может выбрать интересующую его кассету, диск или сайт и, к примеру, в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад, чтобы лучше разобраться в сложном эпизоде, получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же аудиовизуальный материал на разных языках. Иными словами, использовать все преимущества современных технологий и возможность реализовать свои творческие идеи в виртуальном мире [1, c. 68]. Сегодня уже созданы компьютерные игры с объемным изображением и звуком, рассчитанные не только на развлечение, но и на развитие памяти, реакции, интеллекта, логики, внимания, художественного восприятия и воображения. Информационные технологии настоящего времени позволяют любому человеку создавать свои компьютерные газеты, журналы, фильмы, энциклопедии, сайты.

Огромные возможности для развития творческих способностей открывает видеосъемка, которая теоретически доступна каждому: ее результаты можно тут же увидеть на экране телевизора или монитора. Как и общение с компьютерами, видеотворчество из достояния профессионалов постепенно становится все более массовым явлением.

Также свою роль в экспансии медиа играет и спутниковое телевидение, благодаря которому человек имеет возможность смотреть несколько десятков и сотен каналов из самых разных точек планеты.

В последние годы широкое распространение получило дистанционное обучение, подарившее людям с ограниченными физическими, финансовыми, пространственно-временными возможностями шанс на приобщение к современной культуре, цивилизации, а также получение необходимых профессиональных навыков для дальнейшей работы.

На сегодняшний день медиакультура в самом широком своём смысле выступает в качестве комплексного средства освоения человеком окружающего мира. Ее потенциал в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания, активизации полученных в процессе изучения знаний. За последние годы было проведено немало исследований, затрагивающих проблему влияния медиакультуры на школьную и студенческую аудитории. Их авторы в целом сходятся во мнении, что наряду с поп-музыкой и спортом общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находится на одном из первых мест. При этом медиакультура, представленная, к примеру, телепередачами, экранными текстами Интернета и органично вобравшая в себя черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает более широким спектром воздействия. Учитывая и тот факт, что для старшего школьного, а также студенческого возраста более существенно именно развитие критического мышления, когда мир предстает во всем многообразии своих информационных связей, и умения сопоставлять, анализировать, отбрасывать несущественное и концентрироваться на необходимом, убедительно аргументировать свою точку зрения и понимать, что могут существовать несколько правомерных позиций по одной и той же проблеме, вполне закономерна популярность создания и широкого использования медиатекстов (текстов мультимедиа) [4, c. 50].

Мультимедийный текст — это особый тип текста, который дает надежное знание об изменениях действительности. По своему происхождению он является производным аудиовизуальных искусств и новейших информационных технологий, имеет свой набор выразительных средств, что позволяет говорить о том, что в медиатексте тема раскрывается с помощью различных медийных платформ: вербального текста, фотографии, аудио, видео, графики, анимации и других производных от них форм.

Несмотря на то что «медиа» как способ коммуникации достаточно давно присутствует в массовом сознании, медиатекст вызывает сегодня многочисленные научные дискуссии. Дискуссионность медиатекста обусловлена тем, что он представляет собой объемное многоуровневое явление, особенности которого определяются его производством и каналом распространения. С одной стороны, медиатекст рассматривают как устойчивую систему параметров с точки зрения характерных особенностей производства, канала передачи и лингвоформативных признаков, с другой стороны, исследуют как продукт коммуникационной культуры, который является единицей коммуникации.

Но и в первом, и во втором случае медиатекст характеризуется особым типом автора. Традиционно медиатекст рассматривается как сообщение, направленное прежде всего на общение с аудиторией, на установление определенных связей с ней, в основе которых находится индивидуально-эмоциональное взаимодействие.

Анализ исследований о роли медиакультуры в жизнедеятельности современного человека стал побудительным мотивом создания собственного вида медиатекстов. В основу практической части работы легла мысль об интерпретации буквального смысла фраз русского языка различной тематики.

Созданные графическим способом (в данном случае в виде карандашного рисунка), медиатексты помогают увидеть иную сторону бытовых фраз, переосмыслить их значение, убедиться в существовании возможности иного восприятия привычной действительности. Данный факт является ярким подтверждением того, что медиаобразование — широчайшая область развития человеческих способностей, открывающая безграничное пространство для демонстрации навыков и умений, позволяющая знаниям технического и научного плана раскрыть и реализовать творческий потенциал человека [2, c. 45].

Ниже приведены несколько примеров созданных медиатекстов.

 

Рисунок 1. Интерпретация фразы «Почки распускаются»

 

Рисунок 2. Интерпретация фразы «Сушить на солнце»

 

Рисунок 3. Интерпретация фразы «Язык развязался»

 

Рисунок 4. Интерпретация фразы «Всё на мази»

 

Рисунок 5. Интерпретация фразы «У страха глаза-велики»

 

Рисунок 6. Интерпретация фразы «Разбить палатку»

 

Рисунок 7. Интерпретация фразы «Тёртый калач»

 

Рисунок 8. Интерпретация фразы «Время летит»

 

Рисунок 9. Интерпретация фразы «Карандаш затупился»

 

Рисунок 10. Интерпретация фразы «Ни рыба ни мясо»

 

Медиакультура как область широкого спектра действий позволяет каждому человеку реализовать посредством интеграции технических возможностей и творческих начал свои идеи и проекты. В современном мире изучение и знание основ медиакультуры, основного предназначения, а также непосредственное применение умений на практике — залог успешного развития человека XXI века.

 

Список литературы:
1.    Бондаренко Е.А. Медиакультура (учебная программа) / Основы экранной культуры. Медиакультура / Комплект программ. – М.: МИОО, 1996. — 76 с.
2.    Кантор А.Р. Телевизионное образование в современных условиях: проблемы и опыт развития / А.Р. Кантор // Актуальные задачи медиаобразования. Сб. науч.-метод. статей. — Екатеринбург, 2009. — 95 с.
3.    Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. — М.: Профиздат, 2002. — 413 с.
4.    Чудова Н.В. Евлампиева М.А. Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернет. — СПиМО, 2009. — 105 с.