Статья:

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Иванова Е.А. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(11).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Иванова Екатерина Алкесеевна
студент Северо-Восточного федерального университета, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Яковлева Анастасия Николаевна
научный руководитель, д-р пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

К сожалению, проблема изучения эмоциональной составляющей в обучении языкам и принятия важности этого аспекта стала подниматься и рассматриваться сравнительно недавно. Однако в наши дни, когда психология как наука получила гораздо большее распространение и признание в обществе, ее влияние на методику преподавания сильно возросло и важную роль эмоционального компонента в общении стали отмечать многие исследователи.

Учебное общение при изучении иностранного языка понимается как организованное речевое взаимодействие преподавателя и учащихся, а также учащихся между собой на изучаемом языке, состоящее в обмене информацией и обеспечивающее усвоение необходимых средств и способов. В учебном общении роль эмоционального компонента возрастает, так как кроме предмета общения, поведения партнеров и межличностных отношений между участниками общения особую значимость приобретает успешность собственного речевого высказывания, его содержательных и формальных параметров. Все указанные составляющие общения эмоционально оцениваются его участниками и оказывают непосредственное, иногда решающее влияние на его ход.

Процесс обучения: роль чувств.

Слово «учеба» ассоциируется, в первую очередь, с выучиванием наизусть слов, цифр, дат, формул, специальной информации. Учеба воспринимается часто исключительно как заучивание определенного содержания. Но с точки зрения науки это лишь малая доля того, что мы учим. Гораздо более значительный учебный опыт мы получаем через тело, то есть физически, через внешнее воздействие. И каждый учебный опыт связан с чувствами. Мы можем что-то выучить только тогда, когда в нашем мозгу активируются так называемые эмоциональные центры. Находящиеся в этих центрах нервные клетки и их отростки имеют длинные тончайшие ниточки, которые тянутся во все области мозга.

Нейтральные события как в жизни, так и в учёбе, практически не откладываются в памяти человека. Наше удивление, воодушевление, восхищение — это ценные эмоции. Именно они стимулируют центры, через которые в соответствующие отделы головного мозга поступают сигналы так, что выученное закрепляется в нашем мозгу. Этот эмоциональный катализатор необходим, чтобы учебная ситуация имела успех.

Эмоциональный спектр.

Как известно, спектр эмоций довольно широк, но самыми яркими являются гнев и восторг. И влиять на быстроту и, главное, качество усвоения могут далеко не только положительные эмоции.

Например, гнев может быть вызван трудностями — чем обучающийся дольше и упорнее пытается освоить какую-либо тему, будь то грамматика или устная речь, тем сильнее в памяти зафиксируются именно те моменты, которые эти трудности вызывают. Благодаря памяти морального напряжения, когда ученик будет сталкиваться с проблемными местами программы, эмоциональные центры своеобразно «подстегнут» память, послужив неким напоминанием.

Успешное завершение задания, усвоение требуемого материала, постижение сложной темы или того же самого проблемного места программы несомненно вызывает восторг, как при любом достижении трудно-дающегося результата. Ради этого ощущения достижения цели человек, в данном случае — ученик, способен на многое, и на многократное повторение, и на усиленную тренировку. Такой вид эмоций является самым надежным и сильным стимулом к изучению, и в особенности - иностранного языка.

Похвала — еще один из сильных стимулов хорошей учебы. Здесь особенно подразумевается пласт изучающих язык — школьники с начальных классов примерно по 8й. Дети старше уже менее подвержены зависимости и желанию получения похвалы, это доказано, и кроме этого хорошо заметно.

Печаль или скука — те эмоции, наличие которых в обучении недопустимо. Ученик, не умеющий достаточно концентрироваться на предмете при скучной и неинтересной ему подаче не усвоит и половины материала. Этих эмоций нужно стараться избегать или, лучше, избегать их совсем.

Существуют различные классификации эмоций в школьном обучении. Так, например, Hänze делит эмоции на 1) эмоции, относящиеся к заданиям 2) социальные эмоции. К эмоциям, касающимся заданий, относятся

  • ориентированные на процесс (радость учения, интерес, скука)
  • перспективные (надежда, предвкушение радости, страх)
  • ретроспективные (равнение реального достижения результата с нормой — облегчение, радость, гордость, злость).

Социальные эмоции в процессе занятия возникают при абсолютном или относительном сравнении с одноклассниками/одногруппниками посредством стиля учебной деятельности и формы работ (Hänze,2000).

Виды и различия мотиваций.

Похвала перед сверстниками, перед классом, группой, человеком старше себя — начало конкуренции. Психологи отмечают, что в современной действительности конкурентно-способный человек, ученик, член команды или коллектива, не только быстрее самоутверждается, но и способен намного быстрее перерабатывать объем информации и ради достижения превосходства уделять нужному занятию всё больше и больше времени и сил. Действительность такова, что не затмив других, в жизни ничего не добиться. Чем раньше дать понять это детям, тем сильнее будут их лидерские качества, а касаемо обучения — рвение и старание.

Существует так же и негативная мотивация. Она основана в основном на страхе. Страхе потерять имеющееся или обещанное; страхе быть неприятным группой, или опозориться перед ней, страхе наказания; а также на чувстве недовольства собой; на чувстве вины. Негативная мотивация оказывает давление на слабые стороны человеческой личности, она гораздо проще в исполнении, именно поэтому, к сожалению, она часто применялась и применяется до сих пор в обучении (особенно школьников). Несмотря на это страх перед преподавателем или перед наказанием, как сопровождение одного из способов подачи материала, полностью отрицается и не приветствуется психологам и учеными. Чаще всего это вызывает отторжение неприязнь вместо стремления к учебе.

Психологический анализ трудностей изучения иностранного языка.

Проблема трудностей изучения иностранного языка уже была изучена некоторыми психологами (Зимняя И.А., Клычникова З.И.) и методистами (Бим И.Л., Гез Н.И., Ляховицкий М.В.).

Иностранный язык характеризуется целым рядом отличительных признаков от родного языка. Он отличается: направлением пути овладения, включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность человека; совокупностью реализуемых им функций; усвоение иностранного языка идет путем прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Человек усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный — начиная с осознания и намеренности.

Преодоление трудностей, связанных с восприятием речи на иностранном языке, связано с развитием ощущений. Высокая культура наших ощущений не является врожденной, ее следует специально развивать, а при овладении иностранным языком это приходится делать почти заново, так как речь на иностранном языке требует подчас таких умений, которые не играли существенной роли при овладении родным языком.

Список предлагаемых действий для успешного продвижения в обучении иностранному языку.

  1. 1.Обилие часов прослушивания текстов, диалогов, разговоров. Чем большее количество дикторов слушает ученик или же студент, тем быстрее он приспособится к понимаю речи и ее темпу.
  2. прослушивание песен. Лучше современных и полюбившихся обучающимся.
  3. просмотр фильмов. Живая речь, эмоции на экране, наглядный процесс взаимодействия людей в картине. В совокупности с эффектами и интересующими темами кинематографа — прекрасное дополнение к изучению.
  4. 4.игровая форма проведения занятий. Особенно рекомендуется к обучению школьников, но и студентов не следует лишать этой возможности с интересом провести занятие.
  • игра в ассоциации — еще один способ запоминания слов и расширения словарного запаса.
  1. творческие задания-диалоги, например. Постановки и разыгрывания по ролям с непосредственной эмоциональной составляющей
  2. определение личной мотивации — возможность в будущем посетить страну изучаемого языка и суметь на практике применить полученные знания и умения, предвкушение перемен и новых впечатлений станет хорошим стимулом для студентов (особенно студентов факультета иностранных языков).

 

Список литературы:

  1. «Учебное общение и эмоциональность при изучении иностранного языка» О.В. Самарова.
  2. «Связь между темпераментом и трудностями в изучении иностранного языка». Балан Дарья Виталиевна.
  3. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 177. — 317 с.
  4. Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — Москва, 1971.