Статья:

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ ДОСУГА УЧАЩИХСЯ(Из опыта работы МКОУ Таганаевской СОШ, НСО)

Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Нарежнев А.Е. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ ДОСУГА УЧАЩИХСЯ(Из опыта работы МКОУ Таганаевской СОШ, НСО) // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(11).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ ДОСУГА УЧАЩИХСЯ(Из опыта работы МКОУ Таганаевской СОШ, НСО)

Нарежнев Алексей Евгеньевич
магистр педагогического образования, Советник Российской Академии естествознания, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Исаков Николай Иванович
научный руководитель, учитель физической культуры и географии МКОУ Таганаевская СОШ, Новосибирской области Болотнинского района
Абаскалова Надежда Павловна

 

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба — должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Гиппократ, др. греч. врач

 

Учитывая увеличение уровня жизни, нестабильную динамику экологических условий, сокращение медицинских и социальных государственных программ на первый план выдвигаются проблемы физического здоровья современной молодежи. Современному ученику для успешного овладения школьным образованием возможно только при условии достаточно высокого уровня здоровья. Поэтому учет особенностей образа жизни, в частности физической активности и позитивное отношение к физкультурно-спортивной деятельности, является важным элементом организации физического воспитания школьной молодежи. Физическое воспитание в средней школе играет особенную роль для определенного контингента, прежде всего для лиц с наличием хронической патологии, с низким уровнем физической подготовленности, и особенно, для учащихся, которые не считают физическое воспитание важной дисциплиной. Сформировать отношение к здоровью как важнейшей ценности, дать необходимые для жизни каждого индивидуума знания, научить придерживаться здорового образа жизни — основная цель современного образования. Так получается, что физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности тесно переплетаются во многих вопросах, прежде всего связанные с пропагандой здорового образа жизни. Прагматичный вектор социального поведения в ученической среде относительно выбора путей достижения жизненного успеха, должен также рассматриваться специалистами как мотивационный стимул для формирования здорового образа жизни и культуры досуга, как инструмент творения желаемого, что является составляющей вероятности успешной будущей профессиональной карьеры, важным компонентом здорового способа и стиля жизни учащихся. Поэтому, формирование широкого мировоззрения культурничества, заботливого отношения к собственному здоровью как весомых составляющих образа жизни, является определяющим в достижении карьерного и жизненного успеха ученической молодежи. Перестройка сознания учащихся, использование новых достижений и методик, позволяют коренным образом изменить образ жизни современной молодежи. Реформирование средней школы в контексте реализации оздоровительной функции, предусматривающее существенные изменения организации учебно-воспитательного процесса, утверждение личностно — ориентированного развития личности предопределяет широкое гуманистическое понимание качества образования. В соотношении цели физического воспитания и достигнутых результатов качество образования выступает как интегрированный итог всей организации учебно-воспитательного процесса. Образовательный процесс в средней школе предусматривает не только учебу и воспитание, но и оздоровление учащегося. Именно здоровье в значительной степени будет определять состояние населения России в ХХI веке.

Уже никто не оспаривает тот факт, что сегодня объем образования превышает все допустимые нормы восприятия и характеризуется невозможностью полноценного усвоения учеником растущего объема знаний. Объемная информация, которую ученику необходимо запомнить, негативно влияет на его творческие способности и здоровье. Неправильный образ жизни создает предпосылки для проявления генетически заложенных эндогенных факторов риска заболеваний внутренних органов. Именно поэтому устранение или уменьшение влияния экзогенных факторов, содействующие их развитию (гиподинамия, нерациональное питание, курение, злоупотребление алкоголем, психосоциальные стрессы), является одним из ведущих направлений воспитательной работы с учащимися. В этом контексте формирование здорового образа жизни и культуры досуга школьной молодежи должно стать одной из важных сфер деятельности средних общеобразовательных учреждений.

 

Рисунок 1.Сборная команда по баскетболу

 

Новый образ современного образования должен определять и новое культурологическое, гуманитарное мышление, как учащихся, так и учителей средних общеобразовательных учреждений. Все мы знаем, что школьная жизнь — это уникальный этап формирования фундаментальных знаний становления человека, связанный с периодом расцвета его физических и духовных возможностей, ведь в этом возрасте происходит интенсивная социализация личности и понимание важности собственного интеллектуального и физического развития как предпосылки успешной профессиональной подготовки к будущей творческой деятельности [1].

Мы уверены, чтобы найти себя в новых условиях, молодежи необходимо овладеть не только интеллектуальными знаниями, являющиеся результатом самостоятельного и критического осмысления фактов и информации, а также ей необходимы прикладные навыки, назначенные решать проблемы в мире и в обществе. Осуществленные педагогические наблюдения, опрос учащихся, учителями физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности МКОУ Таганаевской СОШ позволили изучить широкий спектр характеристик, связанных с разными аспектами образа жизни молодежи. Обращает внимание тот факт, что большинство учащихся школы имело высокую оценку по физической культуре, однако уровень их подготовленности не отвечал требованиям государственных тестов и нормативов. В большинстве случаев учащиеся не осознают свое состояние здоровья, почти 50 % не знают собственного функционального состояния после дозированных физических нагрузок. На основании проведенного опроса, мы можем утверждать, что использование свободного от урочной деятельности времени, тратилось и тратится большинством учащихся на работу за компьютером, на выполнение домашних заданий. Большинство учащихся не знают, что ответить на вопрос относительно собственного физического развития, состояния здоровья и понимания его улучшения средствами физической культуры и спорта.Все образованные люди признают негативную роль разного рода перегрузок. В педагогике, как и в медицине, принцип «не навредить», к сожалению, не стал первостепенным управленческим требованием. Разрабатывая и пропагандируя новейшие технологии и методики, новые учебники и оборудование нам, прежде всего, нужно вести речь об их соответствии признакам, сберегающим психику и осуществлять их комплексную экспертизу. Ставя в центр эмоциональное, физическое, социальное благополучие учащихся нам необходимо проектировать и прогнозировать образовательные результаты в интересах учеников, предупреждая негативные последствия, которые возникают в процессе интеллектуального и эмоционального переутомления и перегрузки. Именно в средней общеобразовательной школе, мы в этом уверены, необходимо привлекать учащихся не только к занятиям физическими упражнениями регламентированным расписанием, но и формировать у них здоровый образ жизни и культуру досуга. Поэтому включение каждого учащегося в активный, познавательный и поисковый процесс, учителями создана адекватная учебно-воспитательная среда, что обеспечивает возможность свободного доступа к различным источникам информации, общение с другими учащимися, совместимый труд, тренировка, отдых и досуг. В формировании соответствующей среды, что влияет на формирование культуры здоровья учащихся, значительную роль играют психолого-педагогические условия физкультурно-оздоровительной деятельности и влияние молодежной микро — среды, в результате взаимодействия которых, ученик принимает идеологию физкультурно-оздоровительной деятельности, положительно воспринимает культуру здоровья, укрепляет отношение к самосохранению здоровья. Работа по внеклассной деятельности — это практика личностно — ориентированного образования, когда в процессе конкретного труда, на основе свободного выбора ученика, с учетом его интересов получается конкретный результат. На основании собственного опыта, мы можем утверждать, что тематика внеклассной деятельности должна быть разнообразной, исходя из проблем и потребностей конкретного контингента учащихся. Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (Спартакиады среди учащихся школы по популярным видам спорта, спортивные праздники). «День здоровья», спортивно-оздоровительные сборы, для учащихся средних общеобразовательных школ объединяют учащихся. Часто во время таких мероприятий мы видели, как учителя вместе с учениками, обсуждают будущие спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия и соревнования, планы на будущее, впечатления о спортивных играх и тому подобное. При этом ориентирование учащихся всегда осуществлялось учителями в направлении ведения здорового образа жизни, велось разъяснение важности высокого уровня здоровья ради эффективной профессиональной и общественной деятельности. Все это является действенным обоснованием в формировании культуры досуга и здоровьеформирующего поведения современной школьной молодежи.

 

Рисунок 2. Районные соревнования по легкой атлетике

 

Конечным результатом таких мероприятий стали, фотографии, проведение акций «Мы — против курения!», «Мы — за здоровый образ жизни!». Обычно, это формирует культуру досуга, после таких мероприятий физическая культура и общедоступный спорт становятся для учащихся нашей школы обязательными, а главное — интересными атрибутами отдыха на основах здорового образа жизни. Поэтому, мы можем сделать такой вывод — чем более многогранные связки молодежи с окружающим миром, чем более активное и более многогранное участие в общественной жизни, тем более содержательный ее духовный мир, тем выше ее культурный уровень. По нашему мнению, существенное преимущество внеурочной деятельности заключается в самостоятельном выборе, добровольности, соответствии избранного занятия склонностям и пожеланиям учащегося. Она отличается от учебной более свободными формами, отсутствием жесткой регламентации во времени, непринужденностью окружения, возможностью широкого применения новейших технологий. Работа во внеурочной деятельности требует от учителей физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности не столько преподавания, сколько создания условий для мотивации учащихся к самообразованию и использованию полученных знаний на практике. Для этого руководитель кружка, секции, клуба должен иметь высокий уровень культуры и определенные творческие способности. Ему нужно стать генератором идей, инициатором всех спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий и уметь эффективно формировать у учащихся культуру досуга посредством занятий во внеурочное время.

Становится очевидным, что для большинства обучающихся, изменения образа жизни очень необходимы. Однако существует значительный разрыв между рекомендациями относительно модификации стиля жизни и фактическим осуществлением их на практике. Мы считаем, что основные шаги по модификации стиля жизни для улучшения эффективности выполнения рекомендаций могут содержать такие компоненты:

·     достижение понимания учащимися связи между образом жизни и состоянием здоровья;

·     помощь учителей в изменении поведенческих навыков школьной молодежи;

·     формирование заинтересованности учащихся в определенной модификации;

·     понимание учащимися идентификации и определение факторов риска;

·     разработку плана модификации стиля жизни совместно с учителями;

·     контроль и самоконтроль учащихся за эффективностью изменений в стиле жизни [3].

Учителя физической культуры и ОБЖ МКОУ Таганаевской СОШ ведут большую просветительскую работу и объясняют учащимся, что оздоровительные эффекты занятий физическими упражнениями проявляются не в одном в общих чертах стимулирующем действии, а в разных специфических изменениях функций организма, которые укрепляют здоровье и повышают жизнеспособность человека. Занятия формируют большое количество разных состояний организма, а изменения субъективно-эмоциональных состояний вместе с жизнеспособностью формируют здоровье. Общее мнение учителей школы заключается в признанные необходимости перестройки занятий по физическому воспитанию с тенденцией более активного привлечения молодежи к самостоятельным занятиям физическими упражнениями во внеурочное время [2]. Одним из таких путей, способных в определенной мере обеспечить решение проблемы здоровья школьной молодежи, на наш взгляд, есть формирование у нее положительной установки на активную поддержку собственного здоровья на протяжении жизни. Помимо пропаганды занятий физическими упражнениями, нужно прививать и физический труд, который оказывает благотворное влияние не только на развитие мускулатуры, но и на деятельность других систем органов. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом в сельской местности, лучше проводить в комплексе с выполнением физического труда. Одно другое дополняет. Работа на пришкольном участке, побуждает учащихся переосмыслить значение физических нагрузок. В трудовой деятельности проявляются качества личности, особенности психических процессов и свойства человека. Вместе с тем труд является главным средством совершенствования этих процессов и формирования качеств личности. Великий русский ученый — физиолог Иван Петрович Павлов прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 86 лет и до конца жизни оставался бодрым, физически крепким, поразительно работоспособным. Посильная физическая и умственная работа, проводимая ради разумно поставленной цели, благоприятно влияет на здоровье и психику человека, делает его жизнерадостным, уравновешенным, создает у него хорошее внутреннее состояние, повышает общий жизненный тонус, способствует долголетию. Академик И.П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т. е. соединял голову с руками» [5].

Действительно, И.П. Павлова можно было очень часто увидеть и вскапывающим грядки огорода и, увлеченно играющим в городки и, стремительно бегущим на лыжах и, совершающим прогулку на велосипеде. Физический труд и физические упражнения до последних лет жизни И.П. Павлова помогали его научному творчеству. «Но физическим трудом, упражнениями и спортивными играми нужно заниматься умеренно. Без соответствующей подготовке длительная игра, например в футбол, хоккей, баскетбол а, также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму», Влияние физических упражнений на организм человека, в частности ребенка, изучал русский ученый П.Ф. Лесгафт. Он разработал ряд принципов физического воспитания. Основой концепции формирования здорового образа жизни и культуры досуга является формирование ценностных ориентиров учащихся на сохранение здоровья и культуру досуга [4].

 

Список литературы:
1.    Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Здоровый образ жизни и его составляющие. Изд-во: Академия. Серия: «Высшее профессиональное образование». — 256 с.,2008 г.
2.    Е.А. Воронова. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Изд-во: Феникс. Серия: «Сердце отдаю детям». — 192 с.,2011 г.
3.    С. Неверкович. Педагогика физической культуры и спорта. Изд-во: Академия. Серия: «Высшее профессиональное образование». — 336 с.,2010 г.
4.    Ю.А. Янсон. Физическая культура в школе. Научно-методический аспект. Книга для педагога. Изд-во: Феникс. Серия: «библиотека учителя». — 140 с.,2009 г.
5.    Ф.Н. Гонобалин «Психология». Изд-во «Просвещение», М.,1973 г.