Статья:

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Лебедева К.В. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Лебедева Ксения Владимировна
cтудент 4 курса ВлГУ группы СПг-110 дневного отделения, РФ, г. Владимир
Попов Виктор Алексеевич
научный руководитель, д-р пед. наук, проф., заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии, РФ, г. Владимир

 

Семья занимает ведущее место среди значимых для людей ценностей. Именно в семье формируется и развивается личность. Наиболее частыми причинами семейного неблагополучия являются: экономические, политические и проблемы в социальной сфере. Это негативно сказывается на взаимоотношениях между членами семьи. Среди неблагополучных семей, самым распространенным видом является — неполная семья. Отсутствие полноценного образца отношений внутри семьи ведет к определенным психическим нарушениям, что может повлечь за собой ряд проблем.

Неполная семья — малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать — отец, отец — дети, дети — бабушки и дедушки [6].

Данной проблемой занимались такие российские специалисты, как: Карабанова О.А., Пухова Т.И., Кочубей Б.И., Григорьева Е.М., так же следует отметить работы Сатир В., по ее мнению семья — это система, а поэтому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов, нереальные ожидания.

Неполная семья, как и любая другая, в первую очередь должна выполнять воспитательную функцию. Воспитание является одним из наиболее важных аспектов в системе семейных взаимоотношений. В неполной семье процесс воспитания часто нарушен, в связи с чем, у ребенка формируется чувство неполноценности [3].

Эти семьи также называют «материнскими», а женщину, воспитывающую детей без отца — «одинокая мать».

На сегодняшний день неполные семьи — реальность, на которую трудно закрыть глаза, их количество имеет постоянную тенденцию к росту.

Основными причинами увеличения числа неполных семей являются:

  1. Рост количества разводов.

Развод — одна из наиболее частых причин появления неполных семей. В современное время развод стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. В отличие от прошлого, когда развод был запретным явлением, сегодня он стал массовым и характерным для многих современных государств. Но именно Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место в мире по данному показателю, после США, определенно опережая другие державы.

В связи с этим проблемы устойчивости брачно-семейных отношений, актуальны для многих российских семей.

  1. Рост количества рождаемости вне официально зарегистрированного брака.

Такая семья изначально является неполной, так как ребенок с первых дней своей жизни воспитывается одной матерью. Современная семья гласит о явном отказе от патриархальности. Большинство людей, не видит в семейном образе жизни значительной ценности, поэтому и живут в незарегистрированном браке [5]. Словарь русского языка Ожегова С.И., дает такое определение термина «внебрачный»: «внебрачный, относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачный ребенок».

  1. Рост смертности мужчин.

Намного чаще встречаются семьи с матерью и детьми, чем с отцом и детьми. Причина заключается в том, что количественный уровень смертности мужчин, выше, чем у женщин, соответственно вдов больше, чем вдовцов.

Вдовство — серьезное испытание, как для женщины, так и для мужчины.

Для детей, родитель-одиночка, часто единственный источник дохода в семье. «Мать-одиночка», берет на себя намного больше ответственности, чем мать из полной семьи, возлагая на себя функции обоих родителей (матери и отца).

Одинокой матери необходимо помнить, что следует, крайне внимательно относится к нравоучениям и наказаниям, так как мать является единственным источником социального научения ребенка. Необходимо стремиться к взаимному сближению с ребенком и следить, чтобы негативные оценки не превышали, в целом, похвалы [2].

В большинстве случаев в неполных семьях экономические проблемы носят психологический оттенок. Разумным считается, когда родители постепенно знакомят детей с финансовым положением своей семьи. Но порой, одинокие матери с раннего возраста пытаются донести своим детям о том, что, поскольку у них отсутствует отец, они многое позволить себе не в силах. Делать этого не стоит, так как ребенок не всегда может правильно понять данные причины, ограничивающие его желания, в свою очередь, это может привести к чувству неполноценности ребенка, его ограниченности перед другими детьми.

Также имеет место быть и противоположная сторона проблемы. Часто одинокая мать, считает своим прямым долгом дать ребенку все то, что имеют дети в полных семьях. Существует вероятность того, что с возрастом такие дети могут превратиться в подлинных тиранов. Они начинают надменно относиться к своим родителям, поскольку дети не приучены в чем-либо себе отказывать, и начинают требовать выполнения всех их капризов и желаний. Получив строгое «нет!», такие дети начинают чувствовать себя обделенными, а в худшем случае нелюбимыми. Все это приводит к глубоким внутрисемейным проблемам [4]. Чтобы миновать данные проблемы, наиболее эффективным будет, если одинокая мать сможет возмещать не только экономические недостатки, но и постарается обеспечить своего ребенка духовными ценностями, для осознания того, что материнская любовь главная ценность, финансово не измеряемая.

Существует ещё одна не менее важная трудность в воспитании детей из неполных (материнских) семей. Воспитание — нелегкое дело, требующее огромных духовных затрат. Часто, родители, как в неполных, так и в полных благополучных семьях, полагают, что они жертвуют своей жизнью ради детей и считают необходимым получать от них отдачу. Довольно часто это происходит в неполной (материнской) семье. Стараясь для своего ребенка, мать внушает ему о долге благодарности. Но не стоит забывать о том, что благодарность за заботу и любовь требовать нельзя. Данная благодарность — родительский долг. Каждая мать не должна забывать, что «ребенок — Божий дар». И иметь его огромное счастье, которое дано не каждому [4].

Одной из наиболее распространенных ошибок одинокой матери, считается её попытка заполнить всю свою жизнь ребенком. Но она должна понять, что однажды ребенок «вылетит из гнезда» и начнет самостоятельную жизнь. Найдет своё предназначение, создаст собственную семью. Есть такие матери, которые окружают ребенка своей гиперопекой, не дающей ему самостоятельно существовать и принимать решения. В таком случае ребенок настолько привязан к матери и родному дому, что не в силах его покинуть. Таким образом, избыточная забота и опека зачастую пагубно влияют на механизмы адаптации и социализации их детей в обществе.

Конструктивными действиями матери, столкнувшейся с какими-либо трудностями, являются поиск путей и решений, адекватных для выхода из сложившейся ситуации. Порой то, что кажется трудностями, не имеющими выхода, совсем таковыми не являются. И приложив немного терпения и усилий проблемы бесследно растворятся. Всем родителям будь то неполная или полная благополучная семья, важно и нужно знать, что нет какой-то одной верной методики воспитания, которой всем необходимо придерживаться. Успешное воспитание не зависит от полноты или неполноты семьи [1].

Следует отметить, что более полное определение понятия «неполная семья» включает в себя количественные и качественные показатели, которые нельзя рассматривать отдельно без взаимодействия и взаимовлияния друг на друга.

Таким образом, неполная семья — это социальный объект института семьи, состоящий из одного родителя с одним или нескольким детьми и имеющий комплекс проблем, которые необходимо решать адресно, конкретно, индивидуально и своевременно с целью социализации семьи в современных условиях.

Воспитание детей в неполных семьях — это сложная, многогранная проблема, требующая всестороннего психолого-педагогического анализа причин и факторов её возникновения. Комплексный подход к ее решению позволит выявить специфику воспитания детей в неполных семьях, и, следовательно, разработать ценные рекомендации для родителей, воспитателей и педагогов.

 

Список литературы:

  1. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. — 1984. — № 1. — С. 56—66.
  2. Горшкова Л. Расколотая чаша // Мой ребенок. — 2005. — № 5. — С. 147—150.
  3. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, С. 15.
  4. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. — М., 2001. — № 11. — С. 108—118; 13—17.
  5. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, № 7. С. 95—96.
  6. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия// Социологические исследования. 1998. № 2.