Статья:

ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Башмакова А.И. ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 153 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ

Башмакова Альбина Илгамовна
студент Института права Башкирский государственный университет, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Аминов Ильдар Ринатович
научный руководитель, канд. юрид. наук Башкирского государственного университета, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

В нашем современном мире большое значение на уровень развития жизни оказывают финансы. Деньги стали играть большую роль в современном обществе, они властвуют над людьми.

Уровень развития какого-либо муниципального образования будь то муниципальный район, городское и сельское поселение, городской округ, или же внутригородское муниципальное образование городов федерального значения Москвы и Санкт-Петебурга зависит от местного бюджета. Актуальность данной темы очевидна.

Что же следует понимать под местным бюджетом?

По мнению О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева под местным бюджетом или же бюджетом муниципальных образований следует понимать форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования [1; 435].

Из данного определения видно, что обеспечение задач и различных функций происходит за счет средств местного бюджета.

Что касается правовых норм, которые регулируют положения о местном бюджете, то сюда следует отнести: Конституцию РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы, федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления и о бюджетной классификации, а также другие федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Проблема выравнивания бюджетной обеспеченности является частью более широкой проблемы — выравнивание уровня жизни регионов и экономики.

Как мы знаем, по своему географическому положению, все страны отличаются друг от друга разнообразием природно-климатических условий, что может оказывать как положительное, так и негативное влияние на жизнь региона и жителей страны. Из этого вытекает, что налогооблагательная база тоже будет разной. Предмет выравнивания — бюджетная обеспеченность, которая в свою очередь зависит от уровня доходов и расходов. При том условии¸ если расходы будут превышать уровень доходов, то очевидно, что бюджет будет «нищим», а если же наоборот, то бюджет страны будет хорошим.

В Бюджетном кодексе РФ в ст. 41 установлены такие виды доходов местных бюджетов как:

1) налоговые доходы, к ним относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним; 2) неналоговые доходы. К ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданского-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; иные неналоговые доходы; 3) безвозвратные и безвозмездные перечисления [2].

Кто же должен заниматься выравниванием бюджетной обеспеченности?

Ответ очевиден, — данная обязанность возложена на вышестоящие уровни власти и бюджетов.

Бюджетная обеспеченность не везде одинаковая. Дело в том, что некоторые муниципальные образования получают финансовую помощь из иных бюджетов. В связи с этим, бюджет многих муниципальных образований не позволяет обеспечить полноценную реализацию прав граждан. Вроде бы проблема является глобальной, но существует способ ее разрешения. Они предусмотрены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» им является финансовая поддержка.

В ФЗ можно увидеть образование фондов финансовой поддержки поселений (ст. 60) и фондов финансовой поддержки городских округов и муниципальных районов (ст. 61).

Выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется с помощью дотаций, которые предоставляются из регионального фонда и финансовой поддержки поселений и районных фондов финансовых поселений.

Целью выравнивания регионального фонда финансовой поддержки поселений является выравнивание финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей. Органы местного самоуправления муниципальных районов также могут быть уполномочены правами для выравнивания бюджетной обеспеченности поселений дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений, которые предоставляются из бюджета муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Федерации или же дополнительных нормативов отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов, которые установлены региональным законодательством в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Кроме вышеуказанных форм оказания финансовой помощи, существуют и такие — как фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов, могут быть предоставлены и иные виды финансовой помощи, исходящие из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ, формы которых предусмотрены в БК РФ.

Как мы знаем, наука не стоит на месте, в современном мире существуют такие инструменты, которые помогают осуществить выравнивание бюджетной обеспеченности: фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд компенсаций, Федеральный фонд регионального развития и др. Государство должно уделять большое внимание не только странам, богатым природными ресурсами, но также и отстающим странам, сконцентрировать внимание на укрупнение регионов.

Наиболее целесообразным в условия РФ способом обеспечения равенства бюджетных возможностей муниципальных образований — предоставление им как субъектам хозяйствования возможностей самостоятельно формировать направление своей хозяйственной деятельности. Кроме того, не лишним будет отметить, что выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований должно быть отражено не только в межбюджетных трансфертах, но и в более эффективном методе финансовой деятельности, как кредитование. В этом случае денежные средства из федерального бюджета будут выделяться на условиях возврата, поэтому предполагается их более рациональное использование.

 

Список литературы:

  1. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: учебник — 3-е изд. М.: Проспект, 2011.
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (дата обращения 02.05.2014).
  3. Консультант плюс.
  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
  5. Конституция РФ от 25 декабря 1993 г. Дата обращения 02.05.2014 г.
  6. Налоговый кодекс от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.