Статья:

Особенности обучения детей дошкольного возраста английскому языку

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ткаченко А.С. Особенности обучения детей дошкольного возраста английскому языку // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 48 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности обучения детей дошкольного возраста английскому языку

Ткаченко Анастасия Сергеевна
студент факультета психологии и педагогики Елабужского Института Казанского (Приволжского) Федерального Университета, РФ, г. Елабуга
Хазратова Фируза Вакильевна
научный руководитель, канд.пед.наук, доцент факультета психологии и педагогики Елабужского Института Казанского (Приволжского) Федерального Университета, РФ, г. Елабуга

 

В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку, поэтому возраст учащихся тоже изменился. В данной статье говорится об актуальности обучения детей дошкольного возраста иностранному языку и о том, какой возраст наиболее благоприятен для начала обучения.

Актуальность раннего обучения иностранному языку определяется потребностями общества. В последнее время число людей, изучающих английский язык, очень возросло. То, что в современном мире не обойтись без изучения иностранного языка, стало очевидным почти для всех людей. В связи с эти изменился возраст учащихся. Если до сих пор дети начинали изучать иностранный язык только в школе, то сейчас данную дисциплину внедряют и в детские сады.

Целью обучения дошкольников иностранному языку является:

·     развитие психических функций ребенка через процесс овладения иностранным языком;

·     удовлетворение познавательных потребностей ребенка;

·     создание мотивации у ребенка к дальнейшему овладению иностранным языком;

·     воспитание гражданина не только своей страны, но и мира;

·     повышение результативности овладения языком.

«В обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало. Хорошее начало может быть залогом дальнейшего успеха, плохое – принести неисправимый вред. От искаженного произношения, неправильной, невнятной речи так же трудно избавиться в дальнейшем, как от любой плохой привычки» Профессор Н.А. Бонк.

Положительной стороной обучения детей английскому языку в дошкольном возрасте является то, что мозг ребенка с рождения очень пластичен и способен «впечатывать» в память целые языковые блоки. Именно так происходит обучение своему родному языку. Эта способность к импринтингу (Импринтинг – в этологии и психологии специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов) сохраняется у детей приблизительно до 9–10 лет. Именно в этом возрасте ребенок усваивает большую информацию и использует в своей речи большинство наиболее часто используемых конструкций языка. Аналогичная ситуация складывается при изучении иностранного языка. А разница заключается в том, что родную речь ребенок слышит постоянно, а иностранную от случая к случаю [1].

Дети дошкольного возраста воспринимают иностранный язык как новое открытие. Они только начинают познавать окружающий мир, и если грамотно подойти к знакомству малыша с иностранным языком, то можно достичь удивительных результатов. В таком случае, иностранный язык станет почти родным для малыша, органично войдя в его систему знаний о мире. В связи этим в настоящее время ведется много разговоров о раннем обучении иностранным языкам, обсуждается, хорошо это или плохо.

Наиболее благоприятным возрастом для изучения иностранного языка является дошкольной возраст. Каринэ Нещерет, директор школы «Интеллект» педагог-практик уверена, что «самое лучшее – разговаривать с ребенком на иностранных языках со дня его рождения. Это развивает слух, дает понятие о звуковом разнообразии мира».

Как отечественные (Л.С. Выготский, С.И. Рубинштен), так и зарубежные психологи (Б. Уайт, ДЖ. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) утверждают, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется авторами у каждого по-своему: Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот – с 1,5 до 7 лет.

Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом» [3].

Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3–10 лет. Они считают, что до 3 лет бессмысленно обучать детей иностранному языку, а после 10 уже бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня.

Наиболее благоприятным периодом для изучения иностранного языка считается период от 5 до 8 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо усвоил родной язык и активно им пользуется. А к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям [2].

Овладение иностранным языком детей дошкольного языка становится успешнее еще и потому, что детей этого периода отличают более гибкое и быстрое запоминание языкового материала, наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения. Также этот возраст отличается тем, что отсутствует так называемый языковой барьер, т.е. страх торможения, мешающий вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков, сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы.

Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это можно выразить малым количеством лексики).

Основным условием, при котором можно добиться успеха в обучении, является регулярность в занятиях. Необходимо заниматься с детьми каждый день, но не утомлять их, особенно на первом этапе обучения. Большую пользу принесут ежедневные занятия по 30 минут, чем два-три раза в неделю по 1 часу.

Таким образом, можно сделать вывод, что способности к языку, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей деятельности и потому «любой нормальный ребенок может и должен овладеть иностранным языком и свободно пользоваться им в общении» (Леонтьев А.А.), но произойдет это или нет – во многом зависит от организации его деятельности педагогом.

 

Список литературы:
1. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. – М., 1963.
2. Обучение иностранному языку дошкольников/ обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990.
3. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. – Л.: Медицина, 1964. – С. 217.