Статья:

Использование компьютерных технологий в преодолении заикания

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Использование компьютерных технологий в преодолении заикания // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 11(39) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников

Использование компьютерных технологий в преодолении заикания

Морозова Анастасия Павловна
студент, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск
Морозова Елена Александровна
научный руководитель, доц., Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск

 

Сегодня наша жизнь тесно связана с компьютерными технологиями, которые активно входят в систему обучения. По определению Словаря профессионального образования: «компьютерные технологии в обучении – это совокупность приемов и методов передачи информации обучающемуся, контроль восприятия, переработки и использования полученных знаний в реальной жизни с помощью компьютеров» [4, с. 538.].

Актуальность темы исследования: «Использование компьютерных технологий в преодолении заикания» заключается в следующем:

·     во-первых, заикание часто встречается у детей дошкольного возраста и представляет особую трудность для коррекции;

·     во-вторых, своеобразие проведения коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости в школе, а также снизить риск социальной дезадаптации;

·     в-третьих, разработка компьютерных технологий в коррекционной работе по преодолению логоневрозов представляет собой одну из новых и интересных направлений развития логопедии.

Тема является мультидисциплинарной. В ее развитие внесли вклад врачи (B. Lee, J. Kamiya, Д. Любар), педагоги (В.А. Раздольский, М.Ю. Ларкин), психологи (А.А. Маланичева, В.И. Воскресенский, А.В. Крапухина, Ф.Черри) [3, с. 220].

Сегодня накоплен значительный опыт использования компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений, в том числе и заикания. В нашей статье мы затронули наиболее используемые компьютерные технологии в преодолении логоневроза.

Одним из первых методов коррекции нарушений была компьютерная программа «ЭХО-эффекта». Она была открыта врачом B. Lee в 1952 году. Сущность технологии заключается в том, что при использовании данной программы человек слышит свою речь, немного отсроченную во времени, в результате чего пациентом самостоятельно корригируется темп и ритм речи, что в большинстве случаев приводит к снижению речевой судорожности. На основании этого открытия польским физиком Б. Адамчиком сконструирован «ЭХО-аппарат», работающий по принципу регуляции обратной связи. Механизм «ЭХО-эффекта» заключается в целенаправленном замедлении темпа речи у заикающегося. Но, как и каждый метод, «ЭХО» имеет как плюсы, так и минусы. К плюсам относят: выработку более сильного, уверенного голоса в процессе оречевления, улучшение артикуляции звуков речи, значительное снижение речевых судорог. Также главное достоинство «ЭХО-эффекта» состоит в том, что программа может использоваться для пациентов любого возраста. Минус метода заключаются в том, что возможно изменение модуляция голоса, вследствие этого речь становится более монотонной. В этом случае предполагается, что специалист должен постоянно следить за атакой голоса и интонацией заикающегося. При применении данного метода с пациентом проводятся психотерапевтические беседы, которые нацелены на осознание необходимости применения аппаратуры для выработки новых речевых навыков и их автоматизации [1, с. 304].

Еще одним продуктивным методом коррекции логоневроза является метод биологической обратной связи, который используется в мировой практике более 40 лет. По определению Большой медицинской энциклопедии: Биологическая обратная связь – это метод лечения, при котором пациенты обучаются влиять на собственные физиологические параметры (частоту сердечных сокращений, болевые синдромы и проч.), реагируя на сигналы от организма, полученные в виде картинки, музыки и т. д. [2, с. 734].

Данный метод был предложен в 1969 году исследователями США. Наибольший вклад внесли в разработку программы открытие доктор J. Kamiya (1968), который доказал, что человек может самостоятельно изменять показатели своей электроэнцефалограммы при наличии обратной связи [6, р.56–60.] и исследования физиологов N.E. Miller и L.V. DiCara (1968), посвященные научению животных контролировать рефлексы их внутренних органов [5, р. 489–494.].

Данный метод терапевтического воздействия использовался для лечения различных заболеваний таких как: артериальное давление, эпилепсия, сердечные аритмии, головные боли, тревожные состояния, астма и т.д. Поэтому существуют различные направления метода биологической обратной связи: по параметрам дыхания, по количеству сердечных сокращений, по параметрам активности головного мозга. Метод достаточно на высоком уровне зарекомендовал себя в медицинском сообществе, так как достаточно прост в использовании и давал высокий процент избавления от различных нарушений.

С начала 70-х годов XX века метод биологической обратной связи набирал популярность в других странах Европы (Франция, Италия, Германия, Австрия). В 1998 году под руководством кандидата биологических наук Сметанкина Александра Афанасьевича был разработан метод БОС, направленный на коррекцию речевых нарушений, в том числе и заикания. Данная программа направлена на развитие самоконтроля пациента. При этом реализация метода биологической обратной связи происходит только при наличии у пациента полного чувства комфортности и расслабления организма. В ходе сеанса опытный инструктор пытается научить пациента контролировать его физиологические процессы, которые он воспринимает в виде звуковых или световых символов обратной связи. Метод БОС может применяться как для взрослых, так и для детей, начиная с 4–5 летнего возраста.

Сущность данного метода при коррекции логоневроза заключается в том, что пациент может самостоятельно и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, влияющей на процесс речеобразования (дыхания, голосообразования, моторной реализации речи). На первом этапе метода БОС происходит постановка диафрагмального дыхания. Когда данный тип дыхания закреплен, переходят ко второму этапу работы – работы над артикуляцией. При использовании метода БОС предусматривается контроль заикающегося за сокращением мышц при помощи зрительной и звуковой обратной связи. На третьем этапе идет работа над голосообразованием. Речевой материал отрабатывается поэтапно, с увеличением сложности: беззвучно, шепотом, с использованием голоса. Сначала происходит отработка умений на материале гласных, затем на материале слогов, слов, фраз и текстов. Четвертый этап предполагает тренировку по чтению стихов, песен, прозаических текстов. На пятом этапе происходит автоматизация навыка устной вербализации в условиях спонтанной речи [4, с. 36–58.]. По мнению А.А. Сметанкина данный метод может использоваться не только для коррекции речевых нарушений, но и для профилактики их возникновения [4, с. 36–58.].

На протяжении последних лет в практической логопедии специалистами активно используется программа по коррекции речевых нарушений Speech Viewer («Видимая речь»). Данный метод был предложен в 1989 году американской корпорацией IBM. Это интерактивная компьютерная технология, по которой воспринимаемые звуковые сигналы преобразуются в соответствующие образы. Данная программа направлена на коррекцию звукопроизношения, выработку правильного речевого дыхания, работу по улучшению просодических компонентов речи (темп, тембр, ритм, высота голоса) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Метод состоит из 14 модулей, каждый из которых отвечает за формирование определенных речевых навыков. Так, например, модуль «Громкость» предназначен для выработки оптимальной громкости голоса у заикающегося. С помощью картинного изображения (например, мальчик надувает шар) можно модулировать голосом: чем выше громкость, тем шарик раздут больше, чем ниже – меньше. Модуль «Высота» направлен на выработку оптимальной высоты голоса. С помощью изображения фортепиано ребенок в игровой форме может сориентироваться в тембральных характеристиках голоса и выбрать приемлемый тембральный диапазон. Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором заикающемуся необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. Данный метод представлен в игровой форме, что повышает интерес и мотивацию детей в преодолении речевых нарушений. [5, с. 336]

На сегодняшний день англичане активно работают над различными компьютерными технологиями в области коррекции речевых нарушений. Так, например, в 2006 году была разработана компьютерная программа «Демосфен-03» при участии отечественного врача – психотерапевта И.Ю. Рассказова и компанией City University of London. В данный продукт входят тренинги, направленные на выработку плавности речи, выразительности и интонации. Данная программа также может применяться в работе, как с детьми, так и с взрослыми.

В России компьютерные технологии в области коррекции заикания используются в медицинских, общеобразовательных, реабилитационных и специальных коррекционных учреждениях.

В заключении можно сказать о том, что, начиная с 50-х годов XX века и до сегодняшнего дня, ведутся разработки интерактивных технологий устранения различных речевых нарушений, в том числе и заикания. Наиболее известными в России являются такие компьютерные программы как «Видимая речь», «Демосфен-03», метод Биологической обратной связи и «ЭХО-эффекта». К сожалению, не все образовательные учреждения могут позволить использование данных программ вследствие нехватки финансовых средств.

 

Список литературы:
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / – М.: В. Секачев. – 2012. – 304 с.
2. Большая медицинская энциклопедия / под ред. Б.В. Петровского. – М.: АСТ: Астель, 2002. – 734 с.
3. Нарушения голоса / О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астель, 2011. – 220с.
4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / Под ред. С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 2014. – 538 с. 
5. Штайнер Р. Эвритмия как видимая речь / Киев: издательство Наири. – 2012. – 336 с. 
6. DiCara, L.V., Miller, N.E. Instrumental learning of systolic blood pressure responses by curarized rats // Psychosomatic medicine. – 1968. – № 30. – P. 489–494.
7. Kamiya J. Conscious control of brain wave. // Psychol.Today. – 1968. – v.1. – Р.56–60.