Статья:

Инклюзия в понимании современного общества

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Инклюзия в понимании современного общества // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 11(39) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников

Инклюзия в понимании современного общества

Елина Диана Дмитриевна
студент кафедры «Специальное (дефектологическое) образование», ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», РФ, г. Череповец
Пахолкина Татьяна Михайловна
студент кафедры «Специальное (дефектологическое) образование», ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», РФ, г. Череповец
Задумкина Екатерина Алексеевна
студент кафедры «Специальное (дефектологическое) образование», ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», РФ, г. Череповец
Леханова Ольга Леонидовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», РФ, г. Череповец

 

Инклюзия – это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь, позволяющий каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни, благодаря разработке и применению конкретных решений [1].

Инклюзия предусматривает не ограничиваемое участие и свободу выбора человека с особыми потребностями меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. В науке инклюзия рассматривает как форма совместной жизни обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, по отношению к участию в котором все члены общества имеют право свободного выбора и которое развивает общество [8].

Невозможно не заметить актуальность данной темы, ведь сейчас, к сожалению, в нашем мире количество людей, и зачастую детей, с ограниченными возможностями здоровья, растёт. Важно отметить, что идеи гуманизации, переосмысления человеческих ценностей, уникальности человеческой личности являются основными составляющими идеями инклюзивного миропонимания. Данной проблемой занимались многие психологи, философы, социологи. Большой вклад в развитии данной темы внесли Е.И. Пурыгина, М.С. Староверова, Т.В. Тимохина. Авторы отмечают, что инклюзия достижима в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи [4;5; 6].

Каждый человек в нашей стране имеет право на образование, в том числе и человек с ОВЗ. Успешное введение инклюзии в учебный процесс возможно лишь в социуме, имеющем разумную нравственную основу. А готов ли сейчас наш социум к инклюзии? Отношение общества к человеку с особенностями всегда ли основано на принятии, терпимости, толерантности? Этими и многими другими вопросами задаются исследователи, что говорит нам о повышенном интересе к данной теме. Исходя из вышесказанного, мы поставили цель – выяснить понимание проблемы инклюзии среди современного общества.

Процесс инклюзии людей с особыми потребностями предусматривает обеспечение социальной помощи и поддержки, равных возможностей для самореализации в обществе и получения образования на должном уровне[7].

Инклюзивное образование не есть лишь фактическое присутствие детей с ограниченными возможностями здоровья рядом со сверстниками. Создание соответствующих условий в их образовании и воспитании охватывает такие аспекты, как физическое, позиционное и другие. Среда и возможности в такой системе должны охватить всех детей с различными ограниченными возможностями [5].

Инклюзия основана на понимании личной свободы человека, его возможностей выбора и доступа, его прав, имеет глубокое влияние на развитие человека как индивидуума. Инклюзивное образование создает условия для наибольшего раскрытия потенциальных возможностей и независимой жизни и самореализации людей с особенностями [7].

За последнее время можно наблюдать, как происходит поворот социального интереса к людям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного. Идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают общественным сознанием [6].

В последнее десятилетие в условиях активного развития информационных и адаптивных технологий совершенствуются формы инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс представляет собой активное укрепление чувства принадлежности индивида или группы к сообществу [2].

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, досуг. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная среда, преодолены барьеры общественного сознания [3].

На наш взгляд, система инклюзивного образования, с точки зрения социокультурных возможностей, образовательного пространства, нравственных принципов общества расширяется с каждым днем. В связи с этим, на предмет изучения уровня готовности общества к инклюзии и осмысления проблемы отношения людей к человеку с ограниченными возможностями здоровья, нами было проведено исследование. Экспериментальную базу составили студенты и преподаватели «Череповецкого государственного университета». В анкете предлагалось ответить на вопросы по блокам:

·     Как вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья

·     Какие положительные черты личности Вы можете отметить у таких людей

·     Какие отрицательные черты Вы можете отметить у них

·     Как вы относитесь к тому, что бы человек с ограниченными возможностями здоровья был (ваш учитель, родственник и др.)

·     В какой школе лучше всего было бы учиться детям с ОВЗ?

·     Нужны ли людям с особыми потребностями льготы?

·     Как Вы относитесь к созданию государственной программы трудоустройства инвалидов, созданию для них рабочих мест?

По результатам исследования, которое мы провели были получены следующие данные: опрос показал, что все респонденты положительно относятся к лицам с ОВЗ, в том числе с интеллектуальной недостаточностью; отмечались такие положительные черты характера как работоспособность, упорство в достижении цели, доброжелательность, терпение. Однако опрашиваемые выдели и отрицательные черты, которые возможны у всех людей с особенностями: завистливость, чрезмерное чувство жалости, недовольство окружающими. Многие опрашиваемые люди видели людей с ограниченными возможностями здоровья своими соседями по дому, но затруднялись ответить, если это будут их родственники. Не желательно, с точки зрения респондентов, если люди с ограниченными возможностями будут их коллегами, подчиненными, врачами, учителями, представителями власти. Некоторые респонденты считали, что детям с нарушениями в развитии необходимо проходить обучение в специальных классах массовых школ, в специальных школах. Необходимость льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов признаются практически всеми опрашиваемыми людьми.

Полученные нами данные свидетельствую о заинтересованности общества в проблеме инклюзии в нашем мире. В настоящее время не каждый готов принять человека с ограниченными возможностями. Осознание того, что это проблема есть здесь и сейчас, закладывает новый мировоззренческий фундамент, в центре которого стоит новый взгляд на социокультурную реальность.

Такая этическая концепция утверждает безусловное право на полноценную жизнь любого человека вне зависимости от того, есть у него дефекты в развитии или нет, а также его безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с его особыми потребностями, право на достойную жизнь среди людей, право на уважительное отношение к нему.

 

Список литературы:
1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2014. – №1. 
2. Бухтиярова И.Н. Информационные технологии как фактор развития инклюзивного общества. //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6.
3. Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу: библиографический указатель / сост. С.В. Чиннова. – Мурманск: МГГУ, 2012. – 51с.
4. Пургина Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2.
5. Староверова М.С. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методические пособия / М.С. Староверова и др.; под ред. Староверовой М.С. М.ВЛАДОС, 2011.
6. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование / Перспективы образования и науки, 2014, №5 (11).
7. Чайковский М.Ф. Инклюзия как условие развития свободной личности. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1.
8. Юлдасова А.С. Философия взглядов на инклюзивное образование / Познание – 2016.