Статья:

Пути решения орфографических проблем у младших школьников.

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Коротких А.А. Пути решения орфографических проблем у младших школьников. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Пути решения орфографических проблем у младших школьников.

Коротких Анна Анатольевна
студент, специальность «Обучение и развитие младших школьников», «Смоленский государственный университет», РФ, г. Смоленск

 

С приходом ребёнка в школу для него возникает новая ситуация формирования социального развития. Основным объектом данной ситуации будет являться учитель.

Основной функцией в младшем школьном возрасте в этот период становится мышление. Школьное обучение выстроено так, что мышление приобретать главенствующую функцию.

В 1-й и 2-й год обучения учащиеся интенсивно работают с заданиями по образцу, это необходимо для создания первичных навыков самоконтроля. Независимо от особенностей детей, каждый из них видит к чему ему необходимо стремиться, какой результат должен быть получен.

Индивидуальные различия учеников начинают проявляться уже в начале обучения, в дальнейшем эти различия все более и более углубляются.

Психологи выделяют следующие группы детей:

·     «теоретики» – «мыслители», они хорошо воспринимают устную речь, первыми находят решения учебной задачи, очень быстро развивают свою собственную речь, копируя речь педагога;

·     «практики», эта группа характеризуется лучшим усвоением материала, при показе или практических действиях.

·     «живописцы» дети с хорошо развитым образным мышлением.

В целом для большинства детей характерен смешанный тип мышления.

Особенностью начальной школы является формирование у ученика одного из основных типов мышления, необходимого для дальнейшего успешного обучения и формирования определенных понятий – теоретического мышления. Оно необходимо ребенку в первую очередь для решения различных учебных задач.

В младшем школьном возрасте, особенно в 1-м классе, восприятие значительно отличается от всего остального учебного периода. Именно это время характерно для ребёнка путаницей в написании зеркальных букв и перевернутых чисел (9 и 6 или буквы Я и R). Он может долгое время рассматривать различные предметы и цветные картинки. Чем ярче представленные экспонаты, тем интересней они в этот период для ученика Детей привлекает не сам предмет, а его яркие свойства – размер, цвет, форма. Поэтому работая с наглядным материалом, надо с осторожностью подходить к его подбору, количество должно быть регламентировано.

При работе с детьми младшего школьного возраста нельзя забывать, что у них выделяют в этот период анализирующее восприятие.

Восприятие на этом тесно связано с действиями ребенка, ему нужно взять предмет, потрогать, сделать с ним какие-либо действия.

Начальная школа – это период жизни ребенка, когда запоминание происходит в игровой форме, в постоянном объединении с показом цветных, ярких наглядных пособий. Отличие в данном случае от воспитанника детского сада в том, что школьник способен целенаправленно запоминать материал, даже не очень для него интересный.

Для дошкольников характерна механическая память, этот же вид памяти превалирует и у учеников начальных классов, многие тексты заучиваются механически, без понимания его сути. Это приводит к проблемам в средней и старшей школе, когда сложность текстов возрастает, объемы информации на понимание и осмысление увеличиваются.

Формирование интереса к учебе должно происходить именно в младшем школьном возрасте, если сформировать эту функцию не удается, осуществить процесс обучения качественно не удастся.

Уроки начальной школы характерны быстрой сменой видов деятельности, ведь младший школьник может удерживать внимание не более 10-20 минут. В этот период в 2 раза возрастает требуемый объем внимания его переключение и распределение [2].

Задача педагога найти такие эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения интереса учащихся, чтобы обеспечить усвоение информации, сформировать учебную деятельность так, чтобы она была интересна, ребенок не скучал. Все это непосредственно влияет на процесс успеваемости ученика, успешности проявления им способностей.

Одна из проблем с которой приходится столкнуться учителю начальных классов – это формирование грамотного письма.

Прийти к формированию интереса к русскому языку, грамотному письму и получению хороших результатов помогают навыки орфографического самоконтроля, которые необходимо начинать формировать уже в период обучения грамоте в 1-м классе.

Еще Л.С.Выготский отмечал, что возраст ребенка семь лет характеризуется началом формирования у него самооценки и самоконтроля к самому себе.

Аккуратность, исполнительность, внимание, все эти качества непосредственно связаны с самоконтролем ребенка. Это особенно необходимо при самостоятельной работе в тетради, при выполнении домашних заданий.

Умение работать по образцу, увидеть непохожесть и признать, что что - то выполнил не так – это и является началом самоконтроля.

Нередко исправления приводят работу к неряшливому виду, но это является результат того, что ученик проверил работу, увидел и устранил ошибку.

Нужно приучать работать внимательно, а исправления делать аккуратно.

Самоконтроль непосредственно связан с самооценкой. Для младших школьников характерна завышенная, адекватная и заниженная самооценка.

Это хорошо видно, если дать задание оценить свою работу. Дети с завышенной самооценкой, независимо от результата оценивают свою работу высоким баллом, часто даже не проведя анализа и проверки с образцом.

Дети с заниженной самооценкой чаще всего работу не проверяют и не сравнивают, заранее, будучи уверенным в отрицательном результате.

Важность самооценки на этом этапе в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы. А также осмыслить и понять, как необходимо работать с тем материалом, который не соответствует образцу, и выработать для себя план действий.

Хотя для первого класса присуща безотметочная система обучения, учитель все равно должен тем или иным способом давать оценку действий учеников. Именно в это время необходимо начинать формировать первичные навыки самоконтроля и его элемента самооценки.

Опираясь на принципы безотметочного оценивания Г.А. Цукерман можно выделить следующее:

·     для самоконтроля и самооценки необходимо подбирать такие задания в которых возможна субъективная оценка. Например задания требующие аккуратности, чистоты выполнения. Правильности написания по образцу.

 

 

·     ребенок должен сам выбирать критерии оценивания, ориентируясь на собственный опыт и понимание. Т.е. оцениваются индивидуальные достижения каждого отдельно взятого ученика, а не общие показатели.

·    самоконтроль неразрывно связан с самооцениванием. На первом этапе необходимо обязательно производить сопоставление оценок ученика и учителя, как необходимость выработки единого критерия. Работа по образцу в период обучения грамоте должна стать систематической, для выработки у учащегося навыка самоконтроля.

Анализ технологических приемов развития самоконтроля показал, что ученик 1-го класса владеет самоконтролем, если умеет:

·     пользоваться схемами предложенными учителем;

·     выполнять самопроверку, согласно плану учителя состоящему из 1–2 пунктов;

·     работать с развернутой инструкцией;

·     сравнивать свою работу с образцом.

Наблюдения показывают, что проблемы при формировании вышеуказанных умений возникают при неправильно организованной деятельности на занятии, при попустительском отношении к ребенку родителей.

Эффективность самоконтроля и во избежание формального к нему отношения зависит от успешности сосредоточения внимания детей на двух пунктах:

1.  для самопроверки необходимо иметь список проверяемых орфограмм на данный период обучения;

2.  ученик должен иметь четкое представление, как он должен проверять свою работу, т.е. должны быть оговорены критерии оценки.

Хочу закончить статью словами Л.В. Щербы, который писал: «Учитель должен уметь использовать обучение правописанию для создания обострённого чутья языка, без чего невозможна грамотность в широком смысле слова» [1].

 

Список литературы:
1. Методическая разработка «Система работы по развитию орфографической зоркости младших школьников как средство предупреждения ошибок» Топорова С.Н. 2007г. С 4.
2. http://MichaelTitov.ru/psychology/presentations/147-psiho.ov-prezentaciya.html.