Статья:

Формирование профессионально-правовой культуры молодого специалиста

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Почапский А.М. Формирование профессионально-правовой культуры молодого специалиста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование профессионально-правовой культуры молодого специалиста

Почапский Александр Михайлович
студент 3 курса, кафедра социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
Михайлова Татьяна Александровна
научный руководитель, ассистент, кафедра социологии и организации работы с молодежью, НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

 

Для того чтобы молодой специалист мог четко определить свое место в социуме, ему необходимо уметь делать выбор и нести за него ответственность. Степень сформированности профессионально-правовой культуры молодого специалиста можно определить, установив уровень конкурентоспособности и активности личности. Под конкурентоспособностью понимается склонность личности видеть себя в качестве первопричины происходящих в ее жизни событий: собственные способности, свойства характера, усилия. Активность – это качество личности, способной принимать ответственность за происходящее, иметь активную жизненную позицию, стремиться к достижению успеха в разнообразных жизненных ситуациях.

Одним из показателей профессионально-правовой культуры специалиста, уровня его нравственности и успешности выступает мотивация, связанная с мерой его ответственности за события собственной жизни.

Высокий показатель сформированности профессионально-правовой культуры молодого специалиста соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Высокий показатель сформированности профессиональных компетентностей свидетельствует о том, что человек считает свои действия ведущим показателем в организации своей профессиональной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своей карьере и т.д. Низкий показатель говорит о том, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, коллегам по работе, везению-невезению.

Внутренняя правовая культура молодого специалиста – это та база, которая определяет его поведение не только в жизненных ситуациях, но и в профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне профессиональных знаний и умений специалиста, но и о сформированности его личностных, духовно-нравственных качеств, повседневного поведения.

Для проверки данных теоретических предположений было проведено социологическое исследование. В диагностике приняли участие 101 студент кафедры СОРМ Института управления НИУ «БелГУ».

В ходе исследования было выявлено следующее.

На профессиональный выбор абитуриента решающее влияние оказали результаты ЕГЭ (78,3%). Для 60,9% респондентов выбор специальности было самостоятельным решением.

Значение влияния школы на будущий выбор указали лишь 23,9% участников опроса. Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство выпускников школы не делают осознанный выбор и не видят себя в конкретной профессии. Вследствие этого по полученной специальности собираются работать лишь 39,1% респондентов, в смежной сфере – 39,1%, затрудняются ответить 21,7%.

Знают что такое компетенция 39,1% респондентов, 65,2% представляют, какими профессиональными компетентностями должен обладать специалист и 39,1% студентов считают, что профессионально-правовые компетентности – это знание и опыт.

Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования профессионально-правовой культуры специалиста в вузе включает: единство теории и практики в профессионально-правовой подготовке, аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов; соответствие требованиям современного рынка труда; осознанная самообразовательная деятельность студентов; активность студентов в правообеспечивающих исследованиях, проектах в период учебно-производственной практики и волонтерской деятельности; педагогический мониторинг личностного продвижения студентов в процессе формирования у них профессионально-правовой компетентности и др.

Именно академическая успеваемость и внеакадемическая деятельность в стенах ВУЗа оказывают решающее влияние на формирование профессионально-правовых компетентностей студентов. Так считают 71,7% и 65,2% респондентов. Образовательный процесс включает в себя академическую и внеакадемическую деятельность студентов. Так считают 56,5% респондентов. 63% студентов указали на влияние внеакадемической деятельности на образовательный процесс.

71,7% опрошенных студентов планируют продолжить обучение в магистратуре с целью саморазвития и дальнейшего карьерного роста. Это свидетельствует о высоком показателе сформированности профессиональных компетентностей, о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в своем продвижении в профессии.

Решающее значение в профессионально-правовой деятельности имеют два фактора: реализация своих способностей и заработок денег.

Профессионализм включает в себя личностные (73,3%), профессионально-правовые (68,9 %), организаторские (64,4 %) навыки.

Практическое применение полученного материала на кафедре в большей мере развивают как профессионально-правовые навыки (60%), так и личностные навыки (44,4%).

Цель формирования профессионально-правовой культуры студентов в вузе состоит в подготовке компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и успешного в построении профессиональной карьеры. С другой стороны, всякая сфера профессиональной деятельности желает получить специалиста – выпускника вуза, чётко осознающего корпоративную и правовую культуру организации, что позволит ему быстрее включиться в работу, сократив период адаптации.

Одновременно исследование высветило ряд перспективных проблем, которые ждут своего решения. В частности, большинство абитуриентов не видят себя в конкретной профессии, не представляют, какие компетентности необходимо в себе развивать для успешной социализации в обществе. В детальном изучении также нуждается специфика и динамика как общеобразовательного, так и послевузовского этапа формирования профессионально-правовой культуры специалистов. Определенный интерес представляет изучение факторов, отрицательно влияющих на процесс формирования правовой культуры специалистов.

Сегодня специалист должен обладать не столько специальными знаниями, сколько общей профессиональной и правовой культурой, обеспечивающим выход за пределы нормативной деятельности и возможностью творческой самореализации в этой деятельности. В связи с этим сущность профессиональной подготовки специалиста закономерно рассматривается не как «овладение ремеслом», а как процесс становления и развития личности специалиста.

Задача образовательного процесса в вузе состоит в том, чтобы в процессе обучения студент овладел не только системой профессиональных знаний, но и приобщился к правовой культуре и традиционным ценностям, доминирующим в данном обществе, в том числе и в среде вуза.

 

Список литературы:
1. Бобриков В.Н. Формирование профессионального самоопределения личности при профильном обучении в системе непрерывного технического образования / В.Н. Бобриков – Интеграция образования. – 2003. – № 1. – С. 70–76. 
2. Государственная программа белгородской области «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014–2020 годы». – [Электронный ресурс] – URL: Режим доступа к изд.: http://docs.pravo.ru/document/view/67984279/ (Дата обращения: 11.10.2016).
3. Ващилин Э.П. Творческая молодежь России: особенности социализации / Э. П. Ващилин – Соц.-гуманит. знания. – 2003. – № 2. – С. 240–250.