Статья:

Особенности традиционной культуры жизнеобеспечения башкир

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Сайфутдинова Л.Ф. Особенности традиционной культуры жизнеобеспечения башкир // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности традиционной культуры жизнеобеспечения башкир

Сайфутдинова Лилия Флюровна
студент, Башкирский Государственный Педагогический университет им. М. Акмуллы,РФ, Республика Башкортостан, г.Уфа
Абубакирова Лидия Фатиховна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц., Башкирский Государственный Педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г.Уфа

 

Актуальность данной темы, предполагающей рассмотрение традиционных форм жизнеобеспечения башкирского народа, определяется многими аспектами, в частности, повышением интереса к особенностям традиционной культуры как национальным ценностям.

Изучение исследований по заявленной проблеме доказывает, что в науке уже довольно подробно рассмотрены теоретические аспекты традиционной культуры жизнеобеспечения башкир. Кроме того, достаточно полно изучены ключевые особенности взаимодействия башкирского народа с окружающей средой. При этом исследований исключительно культуры жизнеобеспечения башкирского народа на данный момент проведено немного.

В монографиях авторов начала прошлого века (И.П. Георги, И.И. Лепехин, П.И. Рычков, Н.П. Рычков, П.С. Паллас) содержатся сведения из области традиционного жизнеобеспечения башкирского народа (хозяйство, одежда, пища и др.). Сведения, представленные в работах указанных исследователей, носят, в основном, констатирующий характер.

В современных исследованиях особенностей материальной культуры башкирского народа уделяется внимание становлению башкирского хозяйства (Х.Ф. Усманов, Р.З. Янгузин,), планировке башкирских домов и поселений (Б.Г. Калимуллин), особенностям жилища, пищи и одежды (С.Н. Шитова), а также башкирским промыслам (М.Г. Муллагулов).

Изучение путевых очерков исследователей и путешественников, начиная со Средних веков, подтверждает, что в мировосприятии и мировоззрении башкирского народа сформировалась определенная культура предписаний и табу, которые ориентированы на установление баланса между современной действительностью и традиционной культурой жизнеобеспечения башкир. Этот баланс зиждиться на основе традиционной культуры жизнеобеспечения башкир в области одежды, жилища, питания и окружающей среды.

Содержание рассмотренных научных трудов показывает, что особенности традиционной культуры жизнеобеспечения башкир являются достаточно широкими и всеобъемлющими. Например, уже башкиры-кочевники знали особенности территории, на которой проживали, свойства «местных» растений, особенности почвы, погодные условия и т.д.

В целом земледельческая культура башкирского народа складывалась в результате «освоения башкирами новых территорий и взаимодействия с различными этническими группами» [1, с. 67]. Земледелие у башкир, проживающих в разных районах, всегда отличалось определенными особенностями, проявляющимися в подходах к обработке земли, в распространении определенных злаковых культур.

Таким образом, мы можем утверждать, что особенности перехода башкир к земледелию обусловлена необходимостью видоизменения традиционной культуры жизнеобеспечения, которая требует от представителей башкирского этноса формирования приемов хозяйственной деятельности, пищевой переориентации в питании (перехода с мясомолочных продуктов на питание растительного происхождения) и т.д.

Существенное значение также в традиционной культуре жизнеобеспечения башкир имеет промысловая деятельность (в первую очередь, это пчеловодство, рыболовство и охота), являвшаяся значительным источником жизнеобеспечения для башкирского народа.

Соответственно, существенно все вышеперечисленные аспекты влияют на особенности системы питания, которое было значительно осложнено культово-ритуальными моментами. Для башкирского народа культура питания сохранила моменты домусульманских верований (наложение запретов на некоторые продукты питания, использование некоторых продуктов в религиозных целях и т.д.) [2, с. 34].

Система питания башкир представляет достаточно ценный материал для описания поведенческих аспектов культуры, выполняет определенные «пищевые» функции: «этнодифференцирующую и этномаркирующую», так как система питания скрывает в себе историю этноса, «его историко-культурные связи и контакты, содержит достоверный материал для этногенетических и культурно-исторических исследований [3, с. 5].

Вообще, традиционная пищевая культура башкирского народа – наименее изученная область, содержащая недостаточные сведения об описании способов добывания, переработки и хранения продуктов. С одной стороны, это связано с изучением традиционной системы питания башкир, с другой стороны, складывается интернациональная культуры питания.

Исследование традиционной кухни башкирского народа конкретизирует некоторые вопросы бытовой культуры. Традиционная пища башкир занимает особое место в ряду этнографических исследований по изучению вопросов истории башкирского народа.

Питание башкир всегда существенно зависело от окружающей среды и во многом определялось его хозяйственной деятельностью. При этом производство и распределение продуктов питания на протяжении всей истории башкирского общества было исключительно социальным процессом, в котором отражались все экономические, социальные, культурно-исторические особенности различных человеческих коллективов.

Башкиры как скотоводческий народ предпочитали в основном мясные и молочные блюда. Молочная кухня башкир всегда была довольно разнообразной, но молоко по объективным причинам использовалось в переработанном виде (сметана, катык, творог, айран и др.) [3, с. 9].

Любая праздничная трапеза также не обходилась без мясных блюд. Традиционными мясными деликатесами были «вареная конина или баранина с лапшой (куллама, бишмармак, итле аш)» [1, с. 87]. Часто вместе с мясом угощали кусочками вяленой колбасы. Башкиры, живущие в горных районах, предпочитали готовить и подавать дичь (утки, тетерева), мясо диких коз, лосей, а также горные реки были богаты рыбой, которую также активно употребляли в пищу башкиры.

Домашняя колбаса, вареная конина или баранина с лапшой, целебный и тонизирующий кумыс, засушенный на солнце творог являются самыми древними видами пищи башкир [2, с. 43]. Эти продукты даже на сегодняшний день занимают существенное место в башкирской национальной кухне.

В башкирской кухне излюбленными первыми блюдами «были суп-лапша (тукмас), затируха (ыумас ашы), суп с клецками (сумар ашы), уря (ойрэ) и другие разновидности мучных супов» [2, с. 45]. В процессе развития культуры и быта башкирского народа разнообразие национальных первых блюд по-прежнему пополняется за счет овощных блюд, заимствованных из иных культур. Однако именно супы с мучной заправкой до сих пор определяют своеобразие башкирского стола.

Запасы мяса в прок башкиры производили путем засаливания и вяления, так как необходимо было на долгое время сохранять свежесть продуктов. Только зимой мясо хранили в замороженном виде.

Также с давних времен в рационе башкир присутствовали злаки. различные каши получили широкое распространение в башкирской кухне: пшенная, гречневая, овсяная, гороховая и т.д. Пшенная каша, например, в прошлом была ритуальным блюдом.

Башкиры всегда пекли кислый хлеб и различные пироги в печи. «На хмелевой закваске ставили иногда и традиционные мучные кушанья (лепешки, блины, пироги)» [2, с. 54]. Но по сей день украшением стола остаются губадья, зур-бэлеш, баурсак, чак-чак, которые очень полюбились и представителям других культур.

Овощи башкиры всегда ели отдельно, салаты из множества ингредиентов в башкирской кухне появились немного позже. Но конца XIX века тем не менее прочное место в питании башкирского населения занимает картофель.

Были в рационе башкир и блюда из ягод (смородины, клубники, вишни). Чаще всего из них делали тонкую сладкую пастилу. «Любимым напитком башкир стал чай. Кроме покупного чая заваривали листья душицы, зверобоя, смородины и др.» [3, с. 6] Сладость блюдам придавал исключительно медом. Чай у башкир является одним из атрибутов гостеприимства.

Башкиры, особенно живущие в окружении русского населения, активно употребляли также квас, приготовлявшийся из ржаной муки и солода.

Итак, многие башкирские кушанья (катык, бишбармак, корот, тукмас, бэлеш и др.) пользуются признанием и популярностью у многих народов, связанное с тем, что в конце XIX – начале XX веков стали более активными контакты с другими народами, приведшие к интенсивному взаимодействию в области национальной кухни башкир.

Соответственно, добывание пищи, питание башкир, сохраняя в основном традиции башкирской кухни, претерпело также определенные изменения. Постепенно появилось множество новых блюд и изделий, которыми обогатилась именно национальная кухня: увеличилось место овощей и фруктов в рационе, расширился перечень рыбных блюд, так как значительное влияние на башкирские пищевые привычки оказали национальные кухни других народов, особенно русская.

Таким образом, особенности традиционной культуры жизнеобеспечения башкир, связанные с питанием, сохранили оригинальность своего оформления, приготовления и вкусовых качеств. Выявленные особенности жизнеобеспечения башкир свидетельствуют о длительности сохранения в традиционном быту башкир пережитков родового строя и общинных отношений, позволяют оценить стойкость традиций и правил в культуре быта башкир.

 

Список литературы:
1. Башкиры: Этническая история и традиционная культура / Под общ. ред. Р. М. Юсупова. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002. – 246 с.
2. Халфин, Артур Сагитьянович. Культура жизнеобеспечения юго-западных башкир: Историко-экологический аспект: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Уфимский научный центр. – Уфа, 1997. – 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-3/3582-0.
3. Шувалов Е. Л. Башкирия / Е. Л. Шувалов, М. Н. Степанов – М.: Дело, 2006. – 322 с.