Статья:

Можно и нужно ли физически наказывать детей?

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Соколова С.А. Можно и нужно ли физически наказывать детей? // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Можно и нужно ли физически наказывать детей?

Соколова Софья Александровна
студент магистратуры, Брянский Государственный Университет им.академика И.Г.Петровского, РФ г. Брянск

 

«Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали»

(Д. Болдуин)

Современное воспитание предлагает ребенку свободу, дает ему возможность творчески развиваться и искать себя. Предоставить ему свободу или все-таки воспитывать, применяя, в том числе, и систему наказаний? С этой проблемой сталкивается рано или поздно каждый родитель. Он стоит перед выбором: нужно ли наказывать ребенка или дать ему возможность жить и развиваться так, как заблагорассудится, то есть поступать в зависимости от настроения, желаний и потребностей своего возраста [3].

Что такое наказание?

Ни для кого не секрет, что дети порой доводят своих родителей до белого каления. Так достают, что рука сама тянется отвесить оплеуху или схватиться за ремень. Порой родители просто не выдерживают и в порыве гнева шлепают своих чад по мягким местам, а кое-кто применяет и более жестокие методы наказания. Давайте разберемся, что такое наказание вообще [3]. Толковые словари так определяют наказание в целом – это вид негативной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений (правил, законов) и заключающийся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом. К физическим наказаниям относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней, используются и полотенца, и тапочки, и наказание в углу, и дерганье за руки, и игнорирование, и насильное кормление (либо не кормление) и тому подобное. Но в любом случае преследуется одна цель – причинить боль, продемонстрировать власть над ребенком, указать ему его место. Как правило, физическое воздействие провоцирует новую волну непослушания ребенка, что, в свою очередь, приводит к новому всплеску агрессии родителя. Таким образом, появляется так называемый круговорот насилия в семье.

Насилие в семье

Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального или экономического характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями, включая словесные оскорбления, угрозы, запугивание, принуждение, преследование, побои, увечья, сексуальное насилие, а также попытки совершить такие действия. Физическое насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и угрозы жизни несовершеннолетнего. Все перечисленные виды наказаний воздействуют не только на поведение ребенка, корректируя его, но и на его психику, душевное состояние, на развитие его личности. И далеко не всегда они приносят положительные результаты [3].

Какие могут быть последствия наказания

Вынуждая ребенка испытывать боль и страх, а это чувства сильные и грубые, родители не оставляют никакого шанса развитию у ребенка чувств тонких – раскаяния, сострадания, сожаления. Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. И вместо наказания нужно использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь – больше нет. Украл и потратил чужие деньги – значит, придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент – тогда придется рисовать вместо сказки перед сном. Устроил истерику на улице – прогулка прекращается. И тогда многое само решится, потому что ребенка, воспитанного в привязанности, не то что бить, наказывать, в общем, не нужно. Он готов и хочет слушаться. Любое же насилие несет в себе психологическую травму детства и оказывает сильное влияние на всю дальнейшую жизнь.

«Телефон доверия»

По данным проводимых опросов, добрая половина наших горожан использует физические наказания детей. Поэтому одной из главных задач социальной политики образовательного учреждения является обеспечение социальной поддержки, защиты прав и интересов детей. Важным каналом помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является Детский телефон доверия.

Детский телефон доверия – это консультативно-психологическая помощь для детей и родителей. Связь осуществляется бесплатно и анонимно. Если у Вас или Вашего ребёнка проблемы, наберите со стационарного или мобильного телефона 8-800-200-01-22, и Вам обязательно помогут специалисты. По вопросам нарушения гражданами общественного порядка, а также о фактах их противоправных действий вы можете сообщить по круглосуточному «телефону доверия» начальника УМВД России по г. Брянску – 74-50-95 [2].

Работа системы профилактики по жестокому обращению с детьми

Однако при проведении мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми все же не исключены такие случаи, когда ребенок приходит в образовательное учреждение со следами телесных повреждений: кровоподтеки, ссадины, гематомы. В этом случае педагог обязан незамедлительно поставить в известность администрацию образовательного учреждения, социального педагога и показать ребенка медицинскому работнику. При выявлении фактов жестокого обращения с детьми выстраивается межведомственное взаимодействие учреждений образования, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления образования, органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения, правоохранительных органов. В нашей стране основными правовыми документами, защищающими ребенка от дискриминации и жестокого обращения, являются: Международная Конвенция ООН о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года); Федеральный Закон «Об основах системы профилактики· безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ); Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской· Федерации» № 124-ФЗ (в ред. от 03.12.2011); Постановление Правительства РФ № 423 «Об отдельных· вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 26.07.2010) Семейный кодекс РФ (в ред. от 30.11.2011 № 363-ФЗ).

Раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. Именно на это нацелены совместная работа социального педагога, педагога-психолога и сотрудничество с другими социальными институтами, с помощью которых удается решать вопросы социального благополучия детей. Только правильно скоординированная работа сможет дать ощутимые результаты этой деятельности.

Обращение к родителям

Уважаемые родители, прежде чем наказать ребенка, подумайте, какие последствия – это может принести. В любом случае, какое бы вы не избрали наказание, старайтесь показать своему малышу, подростку, что вы не против него, а с ним. А главное это то, что думаете, прежде всего, о его благе. Чаще благодарите своих детей. Находите, за что, и благодарите. Помог ли ребёнок вам по дому, пожалел ли вас, усталых, после работы – неважно. Благодарите! Благодарите просто и искренне. Желаю вам, уважаемые взрослые, прежде всего самим чаще испытывать в своей жизни одну из высших эмоций человеческой души – чувство благодарности. Это, во-первых, будет означать, что вы – счастливый человек, так как именно счастливчики испытывают это чувство чаще остальных. А во-вторых, это будет повышать ваши родительские шансы вырастить благодарных детей!

 

Список литературы:
1. Ветрова В.В. «Уроки психологического здоровья» 2001г.
2. Леви В. «Нестандартный ребенок», 1988г.
3. http://www. pravmir.ru/bez-remnja / Людмила Петрановская «Можно ли воспитать ребенка без ремня» – [Электронный ресурс] – (Дата обращения 15.01.2017).