Статья:

Вышивка – особый вид декоративно – прикладного искусства

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Воллерт М.А. Вышивка – особый вид декоративно – прикладного искусства // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 56 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Вышивка – особый вид декоративно – прикладного искусства

Воллерт Мария Александровна
студент 4 курса направления подготовки «Профессиональное обучение» профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»» Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Тюмень
Балахнина Лидия Васильевна
научный руководитель, канд. искусствоведения, доц., Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Тюмень

 

В статье рассматриваются понятие и особенности вышивки, как вида декоративно-прикладного искусства, её зарождения и краткое историческое развитие от древности до наших дней. Автором произведена попытка анализа отражения социума эпох на её содержание в ретроспективе.

Особый вид декоративно-прикладного искусства – вышивку издавна люди применяют для украшения своих костюмов или домашнего быта. «Вышива́ние (вы́шивка) – общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных до самых тончащих материй» [5, с.134]. История вышивки взяла свое начало с эпохи первобытного человека. В то время вышивальщиками являлись только мужчины. Они шили шкуры животных костяными и каменными иглами, поэтому для шитья необходима была большая физическая сила.

Во всем мире не угасает интерес к рассматриваемому виду декоративно-прикладного искусства (Рис. 1). Первые вышитые изделия, дошедшие до наших дней, датируются VI–V вв. до н.э. Выполнялись они в Древнем Китае на шелковых тканях шелком, волосом, золотыми и серебряными нитями и украшали одежду, ковры, панно. Изображались преимущественно деревья и птицы.

 

Рисунок 1. Вышивальшица. Франц Ксавер Зимм

 

Высочайшее мастерство человеческих рук превратило вышивку в искусство ещё в эпоху Древнего Египта. Существует гипотеза, что даже знатные женщины трудились над украшениями одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора повествовала о социальном положении человека. В связи с изобретением в Египте бисера, его стали использовать в вышивке Древнего мира [1].

Римская, греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество своих финансов. Страсть к подобным изделиям достигла огромных размеров, что даже обратила на себя внимание правительства. Предпринятые попытки запретить или хотя бы сократить данное производство были безрезультатны. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Так, например, в Афинах ежегодно девушки выполняли роскошные покрывала – пеплосы для Афины Паллады, покровительницы города [2].

В Древней Индии и Иране художественные мотивы включали изображения растений, животных, жанровые сцены. Ботанический рисунок и узоры характерны византийской вышивке, отличавшейся роскошью исполнения шелковыми и золотыми нитями [3].

По всей Европе в эпоху Средневековья дамы восседали у окон за пяльцами, создавая изящные узоры. Данное занятие считалось самым подобающим для знатных женщин.

Именно в средние века появилась любимая и самая популярная техника вышивки – крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.

Вышивка в Англии не только украшала собой костюмы дворян, но и широко вошла в быт, культуру. Её применяли в поясах и сумках, головных уборах и обуви, деталях интерьера. Знатные дамы и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для рукоделия.

Французы начали использовать художественную строчку в интерьере, ею украшали мебель, использовали в обоях, в Германии в постельном белье.

В эпоху барокко царствовала яркая, причудливая, пышная итальянская вышивка. Стиль рококо привнес в данном рукоделие использование лент. Костюмы дам и кавалеров были богато декорированы лентами, собранными в узоры из цветов, и листьев.

В России искусство вышивки также имеет многовековую историю и традиции. У наших предков славян она использовалась как украшение и как оберег. Вышитыми изделиями украшали воротники, манжеты, т.е. те части костюма, через которые человек взаимодействовал с окружающим миром. Ранее декоративными композициями украшались различные обереги от злых духов на предметах хозяйства, что приносило хозяину защиту и удачу, даровало здоровье и плодородие урожая [2].

 

Рисунок 2. Веласкес. Состязание Афины с Арахной, 1644–1648 гг., Прадо

 

Позже в каждой губернии появлялись свои традиции рассматриваемого вида декоративно-прикладного искусства. Так существует вышивка северной полосы и среднерусской полосы. Колорит русской северной счетной более сдержан, мягок, с преобладанием белого и красного цветов. Это характерно для Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Нижегородской, Калужской, Ивановской, Тверской и Тульской областей. Здесь любили декорировать одежду росписью, гладью, набором и крестом. Характерной особенностью является четкое ритмическое построение узора в виде бордюра или полос.

В среднерусской полосе используют цветную перевить. В Рязанской вышивке она отличается более четким и геометрическим узором, открытым красным цветом, дополненным яркими зеленым, желтым, иногда черным оттенками. В Калужской области, напротив, красный тон сдержаннее, более темный, приглушенный. По колориту в изделиях часто присутствуют мягкие оттенки синего и некоторых других цветов [2].

Уникальна вышивка, получившая развитие в городе Торжке – золотое шитье (Рис. 3). В ней использовались самые разнообразные узоры – от простых полос, до сложных растительных орнаментов. Торжок и сегодня славиться своим мастерством золотого шитья.

 

Рисунок 3. Торжокская вышивка

 

Своеобразна белая тонкая русская мстёрская гладь (от г. Мстёра). В ней поражает изящество, ювелирность выполнения, нарядность ажурных сеточек и стяг. Сейчас известно множество вариантов техник: гладь, крест, использование в работе аппликации, лент, бисера, пайеток, стекляруса, шерсти, шнура, крючка и т. д.

В вышивке, как и в других видах, декоративно-прикладного искусства необходимо правильно использовать художественные средства: композицию, цветовое решение, орнамент, ритмическую систему, объемно – пластическую форму.

Сегодня различают ручную и машинную вышивки. Для второй положительным является меньшая затрата времени на работу, относительная дешевизна. Недостатком можно назвать то, что она не уникальна, у нее не всегда аккуратный внешний вид (видны переходы от одного элемента мотива к другому), так же ограничено число швов (гладь, мережки, тамбурный шов, ришелье) [2].

Поэтому именно ручная вышивка продолжает оставаться наиболее интересной и востребованной. Часто многие известные модельеры именно украшают ей свои коллекции модной одежды. Так в последнее время к ней обращались Жан-Поль Готье, Аделин Андре, Валентино Гаравани.

Любая вещь приобретает уникальность при помощи элементов распространенного рукодельного искусства. В настоящее время часто обращаются к художественному шитью для выполнения фирменной эмблему на спецодежде, на футболках, платьях, сумках, белье. Это связано еще и с тем, что данный метод нанесения узора признан безвредным и экологически чистым.

Последним достижением современных технологий стало появление компьютерной вышивки. Специфика её заключается в разработке рисунка, который заносится в настройки и параметры компьютера и отслеживанием процесса шитья. Чаще всего она используется при изготовлении государственной атрибутики, вымпелов, шевронов, погон [1].

Художественная жизнь – это особая область духовной жизни общества, содержанием которой является производство, распространение и усвоение художественных ценностей каждого народа [4, с.139]. Таким образом, исследование показало, что вышивка является особым видом декоративно-прикладного искусства, широко применяемом в любой культуре и быту, так как в ней заложена душа народа, его эстетические воззрения, нравственные, религиозные представления. Научно-технический прогресс способствует развитию возможностей и технологий искусства вышивания.

 

Список литературы:
1. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для сред. проф. образования: Учеб. пособие для нач. проф. образования / В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 184 с.: ил.
2. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В. Неретина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.: ил., с. цв. вкл. – (Сер. Бакалавриат).
3. Маркуцкая С.Э. Ручная вышивка: 10–11 классы: учебное пособие / С.Э. Маркуцкая. – М.: Академия, 2004. – 160 с.: ил.Смирнова М.В.
4. Смирнова М.В., Балахнина Л.В, Роль выставочной деятельности в художественной жизни провинции. Современное естественнонаучное образование: содержание, инновации, практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции 2016 г. Тобольск / Под. ред. Н.С. Бусловой, Л.П. Шебановой. – Тобольск: Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольск, 2016. – С.138.
5. Чернышев В.И. (ред.). Словарь современного русского литературного языка в 17 томах. Том 02. В.