Статья:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ЦЕНТРА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Гибазова Р.Р. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ЦЕНТРА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ЦЕНТРА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

Гибазова Ралина Рамильевна
магистрант ФГОУ ВПО БГПУ им. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Гайсина Гузель Иншаровна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф. БГПУ им. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

Статья посвящена описанию психолого-педагогического взаимодействия педагогов центра раннего развития ЧДОУ «Софи» Демского района г. Уфы, приведены основные традиционные и инновационные формы и методы формирования педагогической культуры родителей, рассмотрены варианты взаимодействия субъектов образовательной практики.

В настоящее время семья, выполняя функции как социального института в целом, так и воспитательного в частности, переживает существенные структурные и типологические изменения. В связи с этим выбор содержательного и методического инструментария в процессе формирования педагогической культуры родителей в дошкольном образовательном учреждении должен выстраиваться на основе дифференцированного подхода.

Внедрение в дошкольную образовательно-воспитательную практику инновационных образовательных и коммуникативных технологий в процесс взаимодействия субъектов образования и семьи позволит актуализировать проблемы семейного воспитания, перевести их в разряд значимых, систематизировать теоретический материал с практической деятельностью, обеспечивая при этом создание условий для реализации потребности родителей в самоопределении, саморазвитии, самообразовании, самоактуализации и самореализации; позволит строить процесс взаимодействия (осуществлять отбор содержания, методов, форм и приемов) на принципах деятельностного подхода; позволит вывести характер взаимодействия педагога и родителя на новый уровень, признавая приоритет его индивидуальности, самоценности, субъектности в процессе взаимодействия. Ведь, именно от качества и эффективности работы дошкольного образовательного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

По мнению Н.А. Кочетовой, вся система взаимодействия образовательных учреждений с родителями должна базироваться на следующих принципах: открытость, информированность, соотношение деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей, стимулирование родителей к сотрудничеству [1].

По мнению ряда практикующих педагогов, успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между собственно педагогами, воспитанниками и родителями. Основа этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, поиск эффективных путей достижения намеченных результатов.

Процесс взаимодействия педагогов центра раннего развития детей с родителями реализуется посредством использования различных форм и методов. В процессе формирования педагогической культуры родителей нами были выделены традиционные формы организации взаимодействия воспитателей и родителей, а именно:

  • коллективные — общие запланированные родительские собрания (проводятся как групповые 3—4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции, круглые столы, родительские всеобучи;
  • индивидуальные — индивидуальное консультирование по возникающим проблемам воспитально-образовательного процесса, беседы;
  • наглядные — папки-передвижки, стенды, информационные уголки, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам организации взаимодействия субъектов образовательно-воспитательной практики нами были отнесены следующие четыре группы:

  • информационно-аналитические;
  • досуговые;
  • познавательные;
  • наглядно-информационные формы.

Рассмотрим данные формы организации взаимодействия с точки зрения практико-ориентированного подхода.

Главной целью информационно-аналитических форм взаимодействия является определение интересов, запросов родителей, установление эмоционального и личностного контакта между педагогами, воспитателями, родителями и детьми. Из предложенных родителям анкет, опросных листов и тестов педагоги узнают об индивидуальных особенностях темперамента и поведения детей, их предпочтениях, сложностях и проблемах во взаимоотношениях с членами семьи. К данным формам взаимодействия родителей и педагогов в процессе формирования педагогической культуры родителей нами были предложены опросы, тесты, анкетирование, информационные корзины, — куда родители помещали волнующие их вопросы, адресованные администрации, воспитателям, педагогам и психологу. Таким образом, результатом информационно-аналитических форм взаимодействия является диагностика.

Досуговые формы представляют собой совместное времяпровождение: проведение праздников, выставок, экскурсий и т. д. Данные формы нацелены на установление теплых неформальных, доверительных отношений, эмоционально-положительного контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуговая деятельность позволяет создать психологический и эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

Одной из наиболее интересных и нетрадиционных форм взаимодействия субъектов образовательной практики в центре раннего развития «Софи» г. Уфы является организация и проведение тематических и семейных праздников, которые на сегодняшний день стали традицией для старшей и средней группы. Они не просто служат развлечением для детей и родителей, но и выполняют социально-значимую функцию, направленную на то, чтобы показать им, как правильно организовать детский досуг, научить их общаться не только со своим ребенком, но и его сверстниками. Данная форма взаимодействия помогает сплотить детско-родительский коллектив в группах, дает возможность увидеть и оценить уровень социальной уверенности поведения ребенка в коллективе сверстников и взрослых, познакомить родителей и вовлечь их в жизнь детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, оптимизировать детско-родительские отношения.

Праздники проводятся один раз в квартал в соответствии с сезоном и комплексно-тематическим планом: например, «Осенняя ярмарка», «В гостях у Снежной Королевы», «Масленичные гуляния», «Моя мама — лучшая на свете!», «Веселые старты» и т. д. с участием всех субъектов образовательного процесса: родителей, детей, педагогов. Эффективной формой взаимодействия в условиях формирования педагогической культуры родителей, на наш взгляд, является организация совместной деятельности родителей и детей, например, «Любимые кулинарные рецепты нашей семьи», «Фестиваль театра кукол», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания», «Моя семейная история» и многое другое.

В основе тематических, календарных, спортивных, народных совместных праздников лежит авторский замысел педагога и воспитателя. Роль родителей заключается в непосредственном их участии в творческом мероприятии, подготовке праздничного чаепития и организации игровой программы. Они также привлекаются к написанию сценариев, конструированию сценических образов и костюмов, изготовлению декораций, оформлению зала.

Любой детско-родительский праздник состоит из четырех частей:

  • театрализованное представление, в котором свое актерское мастерство и творческие таланты могут показать все субъекты образовательного процесса;
  • общее чаепитие, для которого стол накрывается в соответствии с темой подготовленного праздника;
  • игры и конкурсы для детей и взрослых подвижного, певческого, интеллектуального и шуточного содержания;
  • рефлексия, отражающая собственно отношение участников образовательно-воспитательного процесса к проведенной совместной деятельности.

На наш взгляд, успех данных мероприятий обретает высокий уровень значимости при условии, когда педагоги и родители становятся союзниками в обеспечении эмоционального благополучия детей, их социальной уверенности, самооценки и творческой активности.

Данная деятельность предусматривает тесное взаимодействие всех работников центра раннего развития детей ЧДОУ «Софи» г. Уфы. При подготовке и проведении праздников осуществляется дифференцированный подход к родителям и детям, наиболее раскрепощенные и артистичные из них участвуют в режиссерских постановках, а другие — в организации игровой программы и оформлении помещений, где непосредственно проводится праздник.

Таким образом, использование формы сотрудничества центром раннего развития детей и семьи, как детско-родительские праздники, способствует выстраиванию положительных и искренних отношений между участниками образовательного процесса, позволяет убедить взрослых в том, что их непосредственное участие в жизни дошкольного учреждения необходимо и нужно как для их ребенка, так для них самих.

Главной целью познавательных форм взаимодействия является ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей раннего и предшкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме: групповым консультациям, коллективным и индивидуальным обсуждениям проблемных ситуаций, решению педагогических задач. Для формирования у родителей навыков и умений в процессе воспитания ребенка также проводятся тематические тренинги, практикумы, дискуссии, обсуждения. Таким образом, на наш взгляд, эффективность познавательных форм взаимодействия будет высокой при наличии когнитивной составляющей компонента педагогической культуры родителей.

По мнению С.В. Чирковой, о нетрадиционном проведении родительских собраний стоит говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации знаний [3].

Все наглядно-информационные формы организации процесса взаимодействия можно условно разделить на две подгруппы:

  • информационно-ознакомительные;
  • информационно-просветительские.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть формы, методы и приемы семейного воспитания.

Основной задачей информационно-ознакомительных форм взаимодействия является ознакомление родителей с организацией деятельности учреждения, особенностями его работы, педагогами. К примеру, во вновь открывающихся и функционирующих центрах раннего развития детей могут проводиться «Дни открытых дверей». Также для тех родителей, которые не смогли посетить центр, можно предложить буклеты информационного характера, записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ, посещение информационного сайта дошкольного образовательного учреждения. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями, мнениями, пожеланиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях.

Задачи информационно-просветительских форм взаимодействия с родителями направлены на обогащение практических умений и углубление знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей предшкольного возраста. К таким формам взаимодействия можно отнести выпуск газеты для родителей, компьютерную презентацию, тематические выставки детских и семейных рисунков, мониторинг образовательно-воспитательного процесса, оформление электронной библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики на сайте дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, важной особенностью данных форм взаимодействия, на наш взгляд, является то, что процесс общения педагога с родителями в этом случае имеет не прямой, а косвенно-опосредованный характер.

Также мы считаем, что предложенную классификацию организации взаимодействия можно дополнить формами, направленными на формирование родительской позиции:

  • рисование на тему: «Какая я мама?»;
  • формулировка своей концепции воспитания;
  • анализ собственных педагогических находок, идей, неудач;
  • обмен опытом в кругу родителей;
  • создание и оформление книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия мы можем назвать:

  • вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;
  • постановка дискуссионных вопросов;
  • предложение для обсуждения различных точек зрения;
  • приведение примеров, проблемных ситуаций;
  • использование видеоматериалов, аудиозаписей детских высказываний.

Таким образом, благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку; формируется педагогическая рефлексия родителей.

Среди методов формирования педагогической рефлексии можно выделить следующие [2]:

  • анализ педагогических ситуаций;
  • анализ собственной воспитательной деятельности;
  • решение педагогических задач;
  • метод домашних заданий;
  • игровое моделирование поведения.

Методы формирования педагогической рефлексии формируют активную родительскую позицию, повышают социальную активность родителей, актуализируют полученные ими знания, формируют педагогические компетенции. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, а также в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа нами были подобраны типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. В работе с родителями был использован метод игрового поведения. Например, было дано задание проиграть ситуацию: «Успокойте обиженного ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не желает одеваться, принимать пищу и т. д.» и др. Таким образом, в условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может также способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. А родители, вовлеченные в игровой тренинг, начинают буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального.

Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в вопросах семейного воспитания.

Таким образом, проблема формирования педагогической культуры родителей в условиях центра раннего развития детей является актуальной в современной педагогической науке и связана с поиском путей повышения общей воспитательной культуры семьи.

 

Список литературы:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. — Волгоград: Учитель, 2014. — 218 с.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.
  3. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.