Статья:

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Галлямова Ч.А. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Галлямова Чулпан Айратовна
студент 5 курса, факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского Федерального Университета, РФ, Республика Татарстан, г. Елабуга
Шатунов Дмитрий Александрович
научный руководитель, ст. преподаватель кафедры физической культуры, Елабужского института Казанского Федерального Университета, РФ, Республика Татарстан, г. Елабуга

 

Физическое воспитание детей в семье — это одна из важных задач современного воспитания детей. Приучать ребёнка к спорту надо с раннего детства. Родители сами должны показывать детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Рост и развитие ребёнка — это сложный процесс, важным компонентом которого является развитие движений.

Движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, поэтому степень двигательного развития ребёнка во многом зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, крепкими, сильными, но часто не задумываются о том, что для этого необходимо двигательная активность. Обычно родители стараются создать хорошие бытовые условия, заботятся о своих детях, только чтобы их дети были вкусно и сытно накормлены, красиво и тепло одеты, и многие думают, что всё это обеспечивает детям хорошее здоровье. Но они ошибаются, потому что очень хороший комфорт и усиленное питание при совсем малом двигательном режиме способствуют к возникновению лени и при этом ослабевает здоровье.

Забота о двигательном развитии ребёнка так же важен, как рациональный режим, регулярное полноценное питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и необходимая одежда. Кроме того ребёнок должен быть ещё подвижным, ловким и выносливым. Чтобы правильно подобрать упражнения, в какой последовательности выполнять их, как правильно познакомить ребёнка с упражнениями, приступить к их разучиванию и сколько раз их повторять, родители должны изучить индивидуальные особенности своего ребёнка. Ребёнок развивается неравномерно. Ориентиром может служить возраст, но ребёнок в двигательном развитии может отставать от своих сверстников или, наоборот, может опережать свой возраст. Поэтому родителям не надо ограничиваться только данными возрастной группы, они должны подбирать те движения, к которым ребёнок готов: или возвращаться к движениям для детей младшего возраста, или наоборот, предоставить свободу движений ребёнку, который по развитию перегнал свой возраст. Если упражнения подобраны правильно, дети выполняют охотно, с увлечением. Это положительно влияет на эмоциональное, этическое, эстетическое воспитание ребёнка.

Здорового ребёнка заставлять заниматься физкультурой не нужно, он сам нуждается в движении и будет охотно выполнять всякие движения. Никогда не надо принуждать ребёнка к выполнению разных движений и при этом превращать занятия в скучный урок. Нужно одобрить ребёнка похвалой, какой он сильный, крепкий, ловкий; как он много умеет; он сам всё покажет. У ребёнка пробудить интерес к занятиям поможет демонстрация его умений перед остальными членами семьи или его сверстниками и так у него будет развиваться уверенность в своих силах, появится желание осваивать другие новые движения и появится стремление учиться дальше. Родители не должны способствовать возникновению ссор и споров, которые могли бы отвратить ребёнка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания. Они должны понимать и уважать выбор упражнений своего ребёнка. Поэтому от родителей требуется мягкая и последовательная манера обращения с ребёнком. Они должны во всём помогать и правильно направлять ребёнка.

Если ребёнок не хочет заниматься, надо искать причины негативного отношения к занятиям, чтобы потом создавать более благоприятные условия. Обычно полные дети не любят заниматься физической культурой, потому, что им тяжело двигаться и они склонны к лени. Таких детей обязательно нужно привлечь к физическим занятиям, чтобы они не отставали от своих сверстников в двигательном развитии. Их надо одобрить не только похвалой, но надо найти им убедительное объяснение, почему так необходимо занятия физической культурой.

Возможность при желании у родителей включить в распорядок дня совместные занятия с ребёнком есть всегда. Необходимо ребёнку уделять хотя бы немного времени ежедневно, чтобы ребёнок привыкал к занятиям и чтобы эти занятия стали для него ежедневной потребностью. Родители вместе с детьми должны делать по утрам гимнастику, организовать им лыжные прогулки, катание на санках и коньках, активные игры на воздухе. Родители должны знать, какое упражнение они хотели бы разучить с ребёнком, как они будут выполнять это упражнение и каким будет результат. Все упражнения и все подвижные игры имеют свои цели, задачи и значения. Упражнения и подвижные игры подразделяются на несколько групп:

  • оздоровительные упражнения, способствуют правильному физическому развитию ребёнка. Упражнения направлены на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч, других частей тела. При выполнении таких упражнений большое внимание надо уделять правильному их выполнению, чтобы добиться требуемого распрямления спины, растягивая соответствующих мышц. Родители должны сами демонстрировать упражнения ребёнку и потом помочь ребёнку освоить новое движение. При выполнении упражнений, родители должны наблюдать за ребёнком, чтобы все выполняемые движения и положения были правильными.
  • упражнения, содержащие элементы акробатики, направлены на развитие гибкости, ловкости и быстроты реакций. Они проводятся в присутствии взрослых, чтобы рядом была страховка. Для того чтобы обеспечить полную безопасность при выполнении этих движений, взрослые должны быть очень осторожны и внимательно следить за детьми. Если родители хотят развить у ребёнка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычным положением тела или быстрыми изменениями движений, то им нужно терпеливо и спокойно учить его ориентироваться в необычных положениях, пока он не преодолеет боязнь и не будет с радостью повторять акробатические упражнения.
  • к подвижным играм относится бег, ходьба, лазанье, прыжки и броски. Чтобы движения были не скучными и притягательными для детей, их объединяют игрой с простыми правилами. При этом ребёнок учится соблюдать правила, дисциплину и умению сосредотачиваться. Ребёнка надо учить и проигрывать. Такие игры надо проводить коллективом: ребёнку можно играть с родителями, с братьями, с сестрами, соседями.
  • упражнения с использованием различных предметов, снарядов в помещении или на свежем воздухе, например: ходьба при поднятой наклонной плоскости, лазанье по лесенке и гимнастической стенке, перепрыгивание через препятствия. Дети всегда стараются преодолевать дорожку препятствий самостоятельно, ещё стараются сделать это как можно быстрее и лучше. В таких упражнениях важна не столько точность выполнения, сколько быстрая адаптация ребёнка к необычным условиям. Такие упражнения детям очень нравится и выполняют их всегда с желанием.
  • упражнения музыкально-ритмические, которые воспитывают у ребёнка грациозность, осознанное выполнение движений и сочетание движений с ритмом стихов, песен, музыки. Сначала надо научить ребёнка слушать музыку и понимать её характер, а потом он сам будет легко и свободно соединять движение с музыкой. Родителям надо бы уметь спеть детскую песенку, хорошо, если бы умели играть на каком-либо музыкальном инструменте, хоть простую мелодию в нужном ритме. Если ребёнок движением может подчёркивать ритм и характер музыки, освоив её, то он в дальнейшем получает большие преимущества для обучения игре на музыкальном инструменте, танцам, пению. Научиться слушать музыку и понимать её характер человек может в любом возрасте [1, с. 246].

У ребёнка активный интерес к физическим упражнениям появляется, когда дома имеются разные игрушки и предметы. Родители должны предоставить возможность ребёнку играть, что-нибудь катать, бросать, кидать мяч, брать предметы различной величины, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться. Подвижные игры и физические упражнения оказывают большое влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей. Занятия больше всего надо стараться проводить на свежем воздухе, при этом дети и сами родители получат закаливание организма, энергию, бодрость, хорошее настроение.

Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как например, самостоятельность, самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество. Систематические занятия любым видом физических занятий развивают силу мышц, выносливость, ловкость и быстроту реакции. Также занятия спортом помогают сложиться основным качествам личности, к которым относятся: точность, упорство, настойчивость в достижении цели.

Положительные результаты таких занятий благотворно влияют на психическое состояние ребёнка. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям [2, с. 345].

Родители должны знать: первооснова успешного воспитания — уважение к ребёнку. Именно уважение. Даже если маленькому не исполнилось и года, это ничего не меняет — всё равно надо уважать его!

Забота о формировании двигательных навыков ребёнка, о достижении необходимого уровня эмоциональной устойчивости, ловкости, быстроты реакций, силы и других качеств являются первоочередной задачей родителей.

 

Список литературы:

  1. Ковалев Л.Н. Спорт в семейном воспитание детей. / М.: Знание, 1999. — 328 с.
  2. Реймерс Н.Ф. Спорт в современной семье. / М.: Дрофа, 2004. — 532 с.