Статья:

ТЕХНОЛОГИИ WEB-TO-PRINT В КНИГОИЗДАНИИ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 9. Филология

Выходные данные
Голикова М.А. ТЕХНОЛОГИИ WEB-TO-PRINT В КНИГОИЗДАНИИ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 42 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНОЛОГИИ WEB-TO-PRINT В КНИГОИЗДАНИИ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Голикова Марина Алексеевна
магистрант Национального исследовательского Томского государственного университета, РФ, г. Томск
Воробьева Татьяна Леонидовна
научный руководитель, доц. Национального исследовательского Томского государственного университета, РФ, г. Томск

 

Интернет-технологии стремительно проникают в жизнь каждого человека, серьезно повышают значение самообслуживания во всех отраслях, в том числе книгоиздании, и серьезно трансформируют литературный процесс, а издательское дело еще не вполне научилось управлять этими процессами в своей деятельности. Интернет порождает совершено новые подходы к текстуальности, новые жанры, новые способы репрезентации личности автора. Редакционно-издательский процесс также трансформируется под воздействием сетевых технологий: сегодня существуют сервисы, предлагающие авторам онлайн-самообслуживание в области подготовки книги к печати. Во всех указанных случаях издателям важно не закрывать глаза на существующие изменения, не бороться с современными тенденциями, а управлять ими для достижения главной цели книгоиздания — выпуска качественных и востребованных книг.

Сегодня существует возможность осуществлять редакционную подготовку изданий, не выходя из дома. Компьютерные технологии предлагают множество решений для автоматизации редакционно-издательского процесса. «Первой ступенью оптимизации издательских процессов стал переход на управляемые компьютером станки и, соответственно, цифровой формат допечатных материалов. Сегодня типографии получают файлы по Интернету в формате pdf и, в принципе, могут начинать печать тиража немедленно после того, как материалы получены, а ведь всего несколько десятилетий назад макет верстки для типографии редакции выклеивали на листах бумаги, по ним типографские работники изготавливали гранки и производили окончательную сборку полос» [4, с. 38]. Еще 10—20 лет назад одним из обязательных (причем достаточно длительных) этапов редакционной подготовки издания оставался набор — сейчас же рукописи чаще всего приносят в издательство уже в электронном виде; иллюстрации, схемы и прочие нетекстовые элементы также без труда переводятся в цифровую форму. Даже простейшие текстовые редакторы, в которых создаются современные рукописи, облегчают работу корректора, поддерживая встроенную проверку орфографии и пунктуации. Создание оригинал-макета также происходит на компьютере. Затем широкое распространение получили цифровые печатные машины, использование которых позволило сделать рентабельным выпуск даже самых маленьких тиражей. «Таким образом, возникли предпосылки для появления интернет-издательств, ориентированных на клиента, заинтересованного в выпуске небольшого тиража за свой счет» [4, с. 38]. Издательское дело и книжная торговля сегодня активно используют Интернет в своей деятельности. По данным агентства Bowker Market Research, уже в 2012 году в США и Европе сетевые каналы книжной дистрибуции осуществляли 30—50 % продаж [2]. Почти каждое издательство имеет собственный веб-сайт, а также активно использует электронную почту в процессе коммуникации с авторами, партнерами, поставщиками и потребителями. Сегодня некоторые организации идут еще дальше и автоматизируют значительную часть редакционной подготовки издательской продукции за счет сокращения числа операций, требующих занятости сотрудников, и обеспечения самообслуживания.

Технология работы таких интернет-издательств с клиентами называется Web-to-print. В России термин еще недостаточно устоялся, и наряду с Web-to-print встречаются такие варианты, как «удаленная публикация» (remote publishing), Web2Print, «Веб-ту-принт» и пр. Web-to-print на одноименном русскоязычном сайте определяется как «коммерческий допечатный процесс, который заполняет пробел между цифровым контентом в Сети и коммерческим печатным производством. Этот процесс позволяет типографии, клиенту и, возможно, графическому дизайнеру создавать, редактировать и утверждать макеты в электронном виде во время фазы допечатной подготовки» [7]. Интересно, что еще в 1999 году, когда соответствующие технологии только зарождались на Западе и в России о них было еще мало что известно, отечественный исследователь Юрий Чернышов рассуждал: «Как мне кажется, ранее еще не обсуждался вопрос об организации в Интернете виртуальных типографий, которые могли бы взять на себя функции приема от читателей (разумеется, за плату) заказов на изготовление бумажной копии выбранной книги или ее части и пересылку… Прием заказов, запрос оригинал-макета, печать, брошюровку и отправку книги читателю теоретически можно полностью автоматизировать» [6, с. 268]. Таким образом, можно заключить, что неизбежность перехода, по меньшей мере, части издательского процесса в Интернет осознавалась повсеместно, оставалось лишь дождаться разработки соответствующего программного обеспечения.

Web-to-print иногда путают с электронной коммуникацией с типографией: полиграфическая компания может принимать заказы через Интернет и утверждать, что она давно использует Web-to-print. Но на самом деле сущность этой технологии иная. «Web-to-print — это попытка переложить на заказчика и на систему автоматизации предприятия выполнение большого количества рутинной работы… Клиент самостоятельно формирует на сайте типографии свой заказ в соответствии с требованиями, описанными в web-ресурсе, и на основании предлагаемых типовых шаблонов. После чего заказчик сам же утверждает работу в производство. Поскольку заказ типовой (система просто не позволит создать какой-либо другой), то его исполнение для типографии пройдет намного проще и спокойнее, чем обычный. В итоге себестоимость такого заказа для типографии существенно снижается, а значит, и отпускная цена может быть уменьшена» [1].

Интерфейс систем Web-to-print схож с интерфейсом настольных издательских систем и развивается на их основе. Настольные издательские системы получили развитие с повсеместным распространением персональных компьютеров. Однако они рассчитаны на профессиональных верстальщиков и графических дизайнеров, а технологии Web-to-print базируются на принципах простоты и общедоступности. В идеале любой пользователь может самостоятельно подготовить свое издание в таком виде, в каком ему необходимо: бо́льшая часть программных решений на рынке Web-to-print предлагает пользователю интуитивно понятный, основанный на шаблонах WYSIWYG-интерфейс (с англ. What You See Is What You Get — «что видишь, то и получаешь»). В оболочку соответствующих сайтов встраивается графический редактор, визуально воспроизводящий все действия человека, создающего на основе шаблонов собственный макет. Этот графический редактор содержит минимально необходимый функционал настольных издательских систем — инструменты, позволяющие пользователям перемещать, добавлять, изменять и удалять элементы шаблона в соответствии с заранее заданными правилами. Сайты содержат ограниченный набор шаблонов, иногда может поддерживаться загрузка дополнительных пользовательских шаблонов. Эти функции обычно не зависят от операционной системы или браузера.

На современном полиграфическом рынке (как западном, так и российском) можно выделить несколько отраслей, где к настоящему времени уже активно используется технология Web-to-print:

  • оперативная полиграфия (изготовление визиток, буклетов, рекламной продукции),
  • услуги фотопечати (особенно стремительно набирает обороты популярность фотокниг, изготавливаемых таким способом),
  • изготовление сувенирной продукции (футболок, бейсболок, кружек, флагов и т. п.).

В книжном бизнесе пока доля предприятий, использующих технологии Web-to-print, ничтожно мала, изготовление книг с помощью соответствующих программ пока не носит системного характера. Существуют единичные интернет-издательства, предлагающие такие услуги, и их функционирование на данном этапе возможно рассматривать лишь с точки зрения экспериментального внедрения инноваций. Вероятно, в ближайшем будущем соответствующие программные решения станут более доступными по цене и простоте обслуживания, опыт «первопроходцев» продемонстрирует актуальность этого способа взаимодействия с клиентами, и количество таких издательств вырастет.

Геннадий Овчинников, учредитель издательства «Вебов и Книгин» — одного из немногих российских книжных интернет-издательств, работающих на принципах Web-to-print, — пишет: «Разумеется, автоматизированный способ работы не исключает возможностей предоставления издательством дополнительных услуг по подготовке материала — верстки, редактуры, корректуры, — а также получения консультаций по телефону или даже личного визита в издательство, но, в принципе, сегодня для того, чтобы увидеть свои труды напечатанными, достаточно провести несколько минут на сайте интернет-издательства. При этом изданная работа может получить совершенно официальный статус — издательства оказывают услуги по регистрации книг в российской и международной системах библиотечной каталогизации (получение кодов ISBN, УДК, ББК)» [4, с. 38]. Также он отмечает, что пользователей сегодня в первую очередь интересует создание с помощью сервисов Web-to-print печатных книг, а не электронных. Клиенты интернет-издательств воспринимают создание электронных книг как не более чем дополнительную услугу. Они хотят получать результаты своего интеллектуального труда в материальной, осязаемой форме, и современные информационные технологии становятся удобным инструментом для создания традиционных печатных книг.

Технологии Web-to-print в книжном деле применяются в основном для малотиражных изданий, в первую очередь для обслуживания частных интересов. Речь идет главным образом о печати по требованию (Print on demand, POD) — издательской технологии, заключающейся в том, что экземпляры книги печатаются только тогда, когда на них поступает запрос от покупателя (на практике таким покупателем часто оказывается сам автор). Технология была представлена в 1997 году в Стокгольме, но проблемы печати малотиражных изданий осознавались и ранее: «Еще в 80-х годах научно-технические издательства задумались над проблемой оптимального тиража малотиражных книг. Решением этого вопроса мог стать POD, но появление Интернета с возможностью распространения электронных копий смешало все карты» [5]. В первую очередь, таким способом выпускается художественная и экспериментальная литература малоизвестных авторов. Интернет позволяет едва ли не каждому автору найти себе читателя, однако многие из них предпочитают иметь и печатные издания, выпущенные хотя бы минимальным тиражом. «По недавней статистике, опубликованной маркетинговыми агентствами, 81 % опрошенных американцев сказали, что они вынашивают в себе книгу. Приблизительно 6 % французов уже имеют в столе готовую рукопись. Возможность выйти с этой книгой, не написанной, но задуманной, или написанной, но положенной в стол, теперь есть фактически у каждого автора» [3, с. 49]. Еще одна сфера, где распространена печать по требованию, — академическое книгоиздание. Кроме того, эта технология используется для переиздания редких или старых книг, а также для выпуска пробных тиражей с целью оценки спроса на ту или иную книгу. Сам принцип печати по требованию не зависит напрямую от Интернета, однако развитие Всемирной сети и повсеместный доступ к ней, а также появление цифровых печатных машин, делающих рентабельным даже единичные тиражи, существенно повысили позиции этой технологии на мировом и российском рынке. Тот факт, что в России чаще всего такие книги распространяются лишь среди друзей автора, а печать микротиражей даже на цифровом оборудовании достаточно дорога, заставил издателей искать пути снижения издержек для повышения спроса. И интернет-издательства нашли выход во введении частичного самообслуживания. Такие издательства предлагают пользователям выбор из двух вариантов: профессиональная (и весьма недешевая) издательская подготовка или же загрузка готового макета книги в том виде, в котором он устраивает автора. Если искусственный интеллект сегодня не настолько развит, чтобы полностью заменить собой литературных редакторов и корректоров, то часть функций верстальщика и дизайнера уже успешно воплощены в онлайн-конструкторах макетов, предлагаемых сегодня несколькими российскими издательствами. Печать книг по требованию с помощью технологии Web-to-print сегодня предлагает ряд небольших московских издательств, например «Вебов и Книгин» (проект «Викерс»), «Книжный перекресток» (проект «Букстрим»), «ЁЁ Медиа» (проекты «Буквика» и Letmeprint), а также издательства научной литературы «Нобель Пресс» и «Научные технологии». Все они предлагают различную степень интерактивности и демонстрируют различные подходы к Web-to-print.

Снижение тиражей печатных книг, проблемы в сфере «бумажного» книгораспространения, рост значения самообслуживания, повышение компьютерной грамотности населения, желание иметь свои литературные труды в материальной форме и повсеместная вовлеченность людей в Интернет — предпосылки для скорейшего проникновения технологий Web-to-print и в книгоиздание. Очевидно, что в России они пока недостаточно развиты. Соответствующих издательств очень мало, к тому ж они недостаточно «раскручены». В поисковых запросах найти эти фирмы очень сложно, они мало рекламируются. Но мы видим, что аналогичные технологии в оперативной полиграфии всего за несколько лет получили бурное развитие, и есть все основания полагать, что то же самое вскоре может случиться и с нишей печатных книг.

 

Список литературы:

  1. Амангельдыев А. Концепция Web-to-print: новая технология или новая арифметика? — [Электронный ресурс] / А. Амангельдыев // PrintDaily. — URL: http://www.printdaily.ru/articles/1707-konczepcziya-web-to-print-novaya-tex (дата обращения: 05.05.2014).
  2. Доля онлайн-ретейлеров на книжном рынке США и Британии растет из-за е-чтения — [Электронный ресурс] // Pro-books.ru: Профессионально о книгах. — URL: http://pro-books.ru/sitearticles/11968 (дата обращения: 1.05.2014).
  3. Новая модель книгоиздания: самиздат, авторские платформы и магазины электронных книг / Й. Дернеманн [и др.] // Книжная индустрия. — М., 2012. — № 9. — С. 49—51.
  4. Овчинников Г.Б. Этапы развития цифровых технологий в издательских процессах / Г.Б. Овчинников // Информационные ресурсы России. — № 2012/1. — М., 2012. — С. 38.
  5. Рогонова Ю. Вторая волна print-on-demand — [Электронный ресурс] / Ю. Рогонова. — URL: http://old.russ.ru/netcult/20010216_rogonova.html (дата обращения: 01.05.2014).
  6. Чернышов Ю. От настольного издательства к виртуальному / Ю. Чернышов // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. — М.: Традиция, 2000. — С. 246—251.
  7. Web-to-print.ru: Современные технологии в полиграфии — [Электронный ресурс]: веб-сайт. — URL: http://www.web-to-print.ru (дата обращения: 19.12.2013).