Статья:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ СЕМЬЯХ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Файсханова Г.Р. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ СЕМЬЯХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 78 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ СЕМЬЯХ

Файсханова Гузель Рашидовна
студент, Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, РФ, г. Набережные Челны
Латыпова Ирина Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, ст. преподаватель, Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, РФ, г. Набережные Челны

 

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, приобщение к общепринятым нормам и ценностям. Семейная социализация готовит ребенка к будущим семейным ролям, семья оказывает влияние на формирование социально-компетентной, зрелой личности, а также на личность ребенка, посредством информационного и нормативного влияния семья оказывает социализирующее воздействие. Первичным источником социализации является семья, семья дает возможность сформироваться социально-компетентной личности.

Одной из наиболее развитых областей социологического знания — является социологическая семья. В России более 3 тысяч наименований работ по социологии семьи, авторами которых являются такие исследователи как: Васильев Э.К., Вишневский А.Г., Голод С.И., Кон И.С., Мацковский М.С., Юркевич Н.Г., Павлов Б.С., Кон И.С., Харчев А.Г., Харчева В.Г. и многие другие.

По нашему мнению, данная тема представляет собой большой интерес. Институтом первичной социализации всегда была семья. Процессы, происходящие с семьей и в семье, несомненно, влияют на процесс становления личности. Конфликты, возникающие, внутри семьи могут усложнить процесс социализации и воспитания детей. Это определяет актуальность нашей работы.

Объект исследования — социализированность младших школьников.

Предмет исследования — влияние благополучия семьи на социальное воспитание младших школьников.

Гипотеза исследования — учащиеся из благополучной семьи обладают более высоким уровнем социализированности, чем дети из неблагополучной семьи.

Цель — анализ социализированности детей из благополучных и неблагополучных семей.

Задачи:                                                                                                           

  1. рассмотреть семью как главного агента социализации;
  2. провести эмпирическое исследование социализированности личности учащегося;
  3. проанализировать полученные результаты с помощью методов математической статистики и найти подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезе.

Методы исследования:

  • анализ научной литературы по теме исследования «влияние благополучия семьи на социальное воспитание личности младшего школьника»;
  • математическая статистика, оценка, систематизация и обобщение полученных результатов.

Семья является специфическим социальным институтом, в котором переплетаются интересы каждого из членов семьи в отдельности, семьи в целом и общества [6, с. 30].

Семья, будучи ячейкой общества, выполняющая важнейшие функции, которые необходимы в жизни каждого индивидуума. Функции семьи понимаются как направления деятельности семейного коллектива, отдельных ее членов, выражающие социальную роль, социальный статус и сущность семьи [6, с. 36].

Понятие «нормальная» семья очень условное. Принято считать нормальной семью, которая обеспечивает минимальный уровень социальной защиты и благосостояния, требуемый для социализации детей до достижения ими физической и психологической зрелости создается членами семьи.

Функциональная структура является важной характеристикой семьи.

К факторам, которые оказывают влияние, на функции семьи относятся, семейное право и нормы морали, требования общества и реальная государственная помощь семье. Функции семьи могут быть:

  • репродуктивные (продолжение рода);
  • хозяйственные;
  • рекреативные (организация досуга);
  • воспитательные.

Все эти функции имеют тесную связь (взаимодополняемость взаимозависимость).

  • Репродуктивная функция — биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.
  • Хозяйственная — обеспечивает хозяйственные многообразные потребности собственной семьи.
  • Рекреативная — восстановление и поддержание собственного здоровья и здоровья своей семьи, установление различных духовных потребностей.
  • Воспитательная — важная функция семьи, которая, кроме всего, заключается в духовном воспроизводстве населения.

Существуют основные функции семьи с помощью которых, семья существует и совершенствуется.

Семья считается благополучной, если, родители состоят в законном браке, занимаются воспитанием и развитием, следят за образовательным процессом ребенка. Благополучная семья развивается, выполняет в полной мере социальные функции.

Благополучные семьи также, как и неблагополучные сталкиваются с изменяющимися условиями жизнедеятельности в обществе, трудностями и проблемами, вызванными внутренними конфликтами и противоречиями:

  • с избыточным стремлением оберегать друг друга, оказать помощь другим членам семьи («чрезмерная опека»);
  • с не правильным соот­ношением представлений о семье и социальных требований (трудности восприятия противоречий совре­менного социума).

В неблагоприятных семьях возникают психологические проблемы в основном из-за неудовлетворенных потребностей членов семьи. Главной проблемой, является отношение родителей к ребенку в семье, зачастую родители проецируют на ребенка свои негативные эмоции, вымещают зло на ребенке. Обычно такие родители отличаются жестокостью и неразвитостью родительских чувств.

Существуют такие виды неблагополучных семей как, конфликтные, кризисные и проблемные.

Конфликтные семьи. Интересы, потребности, намерения и желания членов семьи могут привести к столкновениям, которые в дальнейшем перерастают в сильные и продолжительные ссоры. Спасти брак можно благодаря взаимным уступкам и компромиссу.

Кризисные семьи. При возникновении конфликтов, члены семьи не идут на примирение, на уступки и занимают враждебные позиции по отношению к членам семьи. Обычно такие семьи распадаются.

Проблемные семьи. Такие семьи характеризуются материальной недостаточностью, отсутствием жилья или критическим состоянием здоровья одного из родителей.

Наиболее неблагополучный фактор, разрушающий семью, и душевное равновесие ребенка — алкоголизм родителей, что отрицательно сказывается на протяжении всей жизни ребенка, начиная с момента зачатия. Семейная дезорганизация, отсутствие сплоченности являются «входными воротами» для внесемейных влияний.

Знание каждого члена семьи образцов, моделей поведения в социуме, позволяет вести себя автоматически, в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью шаблонами, и не искать решений в нестандартных ситуациях. В наибольшей степени с нормами-образцами связаны семейные ритуалы, так как степень повторяемости, стандартизованности ситуаций в семейной повседневной жизни высока.

Семьи «современные» и «традиционные» различаются между собой по соотношению их участия в социализации, а не только как носители влияния информационного или нормативного.

Ослабление и отсутствие сплоченности в семье уменьшает ее устойчивость, надежность, силу ее нормативного воздействия. Чем сплоченнее и крепче семья, тем сильнее семейное «мы», тем отчетливее атрибуты и признаки того, что в семье все «свои».

На общезначимые ценности распространяется оппозиция «своего» и «чужого». Было странным, если в семье, дома, члены семьи поступали и вели себя как начальники и подчиненные. Такая ситуация характерна для учреждений общественного воспитания, детских домов и приютов, характерна такая тенденция, где воспитатели стремятся, чтобы воспитанники, находясь у себя дома, вели себя также как и «на людях» по «полным» нормам социального поведения, где закладываются основы умения быстро переключаться с «чужого» на «свое» и обратно.

В различных теориях социализации исследованы разные аспекты семейной социализации, что и отличает одну теорию от другой.

В психоанализе внимание концентрируется на роли бессознательного и на инстинктивных влечениях. Семейные ситуации типологизируются по взаимоотношениям отца-дочери, матери-сына. В самом раннем детском возрасте прослеживается изначальная социокультурная конфликтность родителей и детей. Не находя своего разрешения в семье, она активизирует влечения взрослого, то есть накладывает отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. Особенность психоанализа заключается в структурированности личности как систему связи несовместимых между собой «супер эго» и «оно», приобретающих равновесие в «Я».

Центральное место среди диспозиций занимает «Я» как главная ценность личности. Поэтому толкование З. Фрейда «Я», регулируещего между собой влечение сексуального характера к родителю противоположного пола и общественным лимитированием данного желания любопытна никак не массивным инцидентом меж половым и общественным, а прогнозированием инцидента меж сообществом и персоной в наиболее текстуре людского «Я». Немаловажно, то, что аналогичная двойственность «Я» выявляется с момента социализации.

В когнитивных теориях, где делают акцент на рациональность и на поступок человека, семья играет особую роль в развитии моральных ценностей детей.

В дошкольном возрасте (до 6—7 лет) взаимозависимость детей равно как младших от старших сопряжена с его психологической односторонностью согласно взаимоотношению к отцу и матери, эмоциями «незрячий» привычки и влюбленности. Непосредственно данное, к слову, более в целом нравится в детях малодетным отцу с матерью (беби-комплекс).

В благополучных семьях после 7—8 лет родители быстрее освобождаются от эгоцентризма, реализма» и зависимого почитания ребенка. Но формирование наиболее выраженного представления реальности может запаздывать. Вследствие чего в обществе ровесников может возникнуть конфликт из-за навязывания другим своей «Я — центристской» концепции. Часто неудачи приписываются «помехам» со стороны других, обстоятельствам, а все успехи — себе и своим способностям. Правильная социализация в семье позволяет избежать такой тенденции и формирует социально компетентную личность, способную брать на себя ответственность, и не списывать все на неблагоприятные условия.

Процесс формирования «Я» Дж. Мид рассматривает как некий отход от центристской установки. Копируя поведение родителей, дети учатся видеть себя со стороны, входить в роль и выходить из нее. Представление о себе — это «Я — образ» — это представление о себе. «Я — образ» формируется под воздействием оценок окружающих.

Умение видеть себя глазами другого, входить в его роль, посредством переключения с одних ролей на другие, формирует ценность своего «Я». Социализация в семье может трактоваться как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей, выделяют три основные уровни потребностей — физический, психологический и социальный, и каждый из них может быть высшим или низшим, и соответственно, определять ту или иную направленность личности.

Среди потребностей социального уровня, таких как, потребность в образовании, труде, творчестве можно выделить потребности в браке, построении и сохранении семьи. Для каждого человека важно выяснить значимость, условия для социального самосохранения личности, повышения социального статуса, а также для полноценной самореализации и творческого самосовершенствования личности.

Процесс социализации индивида на протяжении всего жизненного цикла предполагает основные, но не равные интенсивности и по времени стадии:

  • период активного становления индивида как общественного существа, которая составляет примерно треть жизни. На этой стадии осуществляется: первичная (элементарная) социализация ребенка; нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка; концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.
  • период развития сложившейся личности, ее дальнейшего функционирования в обществе: в качестве трудоспособного члена общества, и затем пенсионера и т. д.

Для становления семейных потребностей решающее значение имеет семейная социализация ребенка. Общий семейный климат влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Для адекватной потребности в семье и семейных ролях климат должен быть благоприятным — совместная деятельность детей и родителей, которая цементирует семейное единение.

Организация опытно-экспериментальной работы.

В качестве, базы для опытно-экспериментальной работы была выбрана, несколько средних общеобразовательных школ.

В нашем исследовании приняло участие 45 школьников, ученики третьего класса, 21 девочка и 24 мальчика из полных, не полных и из неблагополучных семей. Сведения о семье учащихся мы получили у классных руководителей.

Для определения уровня социализированности младших школьников мы использовали «Методику для изучения социализированности личности учащегося» (разработана М.И. Рожковым)

В результате исследования выяснилось, что:

·высокий уровень социализированности у учащихся из полных семей;

  • средний уровень социализированности у учащихся из неполных семей;
  • низкий уровень социализированности учащихся из неблагополучных семей.

Таблица 4.

Процентное соотношение уровня социализированности

Тип семьи

Полная семья

Неполная семья

Неблагополучная семья

Средний балл

89 %

71 %

45 %

Уровень социализированности

Высокий

Средний

Низкий

Уровни социализированности представлены таким образом:

  • высокий, то есть из всех критериев социализированности по каждому компоненту у испытуемых сформировано — 100—85 %;
  • средний — 75—50 %;
  • низкий — ниже 45 %.

В результате исследования определен уровень социализированности у каждого ученика, результаты по таким показателям, как уровень автономности, адаптированности, уровень духовно-нравственного развития, активности и приверженности младших школьников к гуманистическим нормам жизнедеятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети из полной семьи обладают высоким уровнем социализированности, дети из неполной семьи — средним уровнем социализированности, дети из неблагополучной семьи — низким уровнем социализированности. Таким образом, взаимоотношения между родителями оказывают большое влияние на уровень социализированности ребенка.

Полные семьи оказывают положительное влияние на социализированность ребенка, но такие семьи не всегда имеют благополучный психологический климат, в таких случаях ребенок сталкивается с серьезными проблемами психологического свойства. Супруги утратив душевную и эмоциональную привязанность друг к другу, продолжающие жить вместе только «ради детей», поступают не совсем верно.

Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неблагополучных семьях, имеют склонность к невротическим нарушениям и противоправному поведению, таких детей характеризует особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной, конкретной жизни деятельностью, размытость и неясность содержания образа «Я».

Существует мнение, что неполная семья в воспитательном плане является неблагополучной, если даже, проблемы такого характера имеют не малую вероятность возникновения в неполных семьях, но их возникновение нельзя утверждать с полной уверенностью. В большинстве случаев психологическая атмосфера в неполной семье достаточно благоприятная и не вызывает затруднений в формировании здоровой личности.

Несмотря на то, что неполная семья сталкивается с множественными трудностями, она обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителям, которые стали, в сложившихся обстоятельствах, главой семьи, необходимо осознать психологическую особенность и сложность данной ситуации, постараться сделать все, чтобы не допустить негативных последствий.

Дети, которые воспитываются в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, что оказывает негативное влияние на подготовленность к будущей семейной жизни. Эффективность семейного воспитания зависит от показателя идентификации детей со своими родителями. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется. В неполных семьях, когда воспитателем остается отец, к вышеперечисленным проблемам важно добавить отсутствие ласки, любого контакта с матерью, что негативно отражается на воспитании и здоровье ребенка.

Рекомендации для родителей по оптимизации детско-родительских отношений.

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни, перемен в области просвещения, особая роль отводится семейному воспитанию. Первый институт социализации, в котором ребенок находится с момента появления на свет, первый коллектив, является семья. На процессе становления личности, безусловно, отражаются происходящие в семье процессы. Культура общества тем выше, чем выше культура семьи. Именно поэтому очень важно то, какое внимание семья уделяет социальному воспитанию ребенка. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, которые могут встречаться на его жизненном пути.

Развитие первичного опыта трудовой деятельности, интеллекта и творческих способностей, нравственное и эстетическое формирование личности, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — является задачей семейного воспитания, которое зависит от родителей и семьи.

В качестве рекомендаций приведем для родителей некоторые заповеди.

  1. Обязательно радуйтесь присутствию ребенка, принимайте его таким, какой он есть, не оскорбляйте, не унижайте его достоинство, воспитывайте уверенность в себе, не подвергайте несправедливому наказанию, не отказывайте ему в доверии, позволяйте ему любить себя, цените индивидуальность и самобытность его личности. Любите своего ребенка.
  2. Оберегайте своего ребенка.
  3. Будьте добрым примером для своего ребенка. Относитесь к ребенку с чувством ответственности. Ребенку необходим домашний очаг, где уважают и любят стариков, где семья дружна, где поддерживают искренние и добрые связи со всеми родственниками и друзьями. Ребенок должен жить в такой семье, где бытует честность, скромность, гармония для своего ребенка. Прививайте ребенку уважение к традиционным ценностям.
  4. Уделяйте своему ребенку необходимое время, больше беседуйте с ним, играйте с ним так, как ему нравится. Играйте с ребенком (настольные и спортивно-оздоровительные игры). Старайтесь освоиться с миром его представлений, относитесь к его играм серьезно.
  5. Трудитесь со своим ребенком. Приобщайте ребенка к работе по дому, в саду, огороде. Когда ребенок подрастет, приучайте его участвовать во всех делах по хозяйству. Укрепляет семью именно совместная трудовая деятельность.
  6. Ребенку необходимо самостоятельно приобрести собственный жизненный опыт. Чрезмерно не оберегайте ребенка.
  7. Раскройте все возможности развития человеческой личности, которые соответствуют способностям и дарованиям каждого ребенка.
  8. Приучайте выполнять правила поведения, установленные в обществе. Своевременность и систематичность — главные принципы семейного воспитания.
  9. Смотрите на мир глазами своего ребенка.
  10. Будьте интересными людьми для своего ребенка, иметь хобби, увлечения, стараться быть всегда жизнерадостными и оптимистичными. Старайтесь сделать жизнь ребенка интересной и насыщенной разнообразными впечатлениями. Все эти рекомендации могут способствовать высокому уровню социальной воспитанности младшего школьника.

Выводы.

  1. Семейные отношения — это система взаимных требований и ожиданий, которые оказываются ориентированными во всех направлениях по возрастным этапам. Семья как общность людей, социальный институт влияет на все стороны общественной жизни ребенка, с которой связаны все социальные процессы. Семья имеет свое место в общественно- экономических отношениях, которая выступает одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.
  2. В ходе исследования определен уровень социализированности у каждого учащегося. Получены результаты по таким показателям, как уровень активности, автономности, адаптированности и приверженность младших школьников к гуманистическим нормам жизнедеятельности.

Полученные результаты исследования свидетельствуют:

  • дети из полной семьи обладают высоким уровнем социализированности;
  • дети из неполной семьи — средним уровнем социализированности;
  • дети из неблагополучной семьи — низким уровнем социализированности. Таким образом, взаимоотношения между родителями оказывают большое влияние на уровень социализированности ребенка.
  1. Проанализировав поученные результаты, гипотеза нашего исследования была полностью подтверждена. Дети из благополучной семьи обладают более высоким уровнем социализированности, чем дети из неблагополучной семьи. Процесс социализации детей в неблагополучных семьях протекает иначе, сложнее, чем у детей, которые воспитываются в обычных полных семьях.

 Агентом первичной социализации является семья. Родители передают детям свои социальные роли, жизненный опыт, обучают различным практическим и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речи, контролируют их поведение и действия.

Список литературы:

  1. Абрамова Н.В. Возрастная психология. / Н.В. Абрамов. — М., 1998. — 753 с.
  2. Бернс Р. Развитие «Я — концепции и воспитания». / Р. Бернс — М., 1990. — 72 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / под ред. Фельдштецна Д.И. — М., 1995. — 158 с.
  4. Детская психология. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 1998. — 741 с.
  5. Еникеев В.А. Общение и социальная психология. / В.А. Еникеев. — М., 1989. — 546 с.
  6. Люблинская А.А. Детская психология. / А.А. Люблинская. — М., 1971. — 624 с.
  7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. / М.В. Шакурова. — М., 2008. — 272 с.