Статья:

УСПЕШНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Гусарова А.А., Куприянова О.О. УСПЕШНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(22).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 35 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УСПЕШНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Гусарова Анастасия Анатольевна
студент Красноярского института железнодорожного транспорта филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Красноярск
Куприянова Оксана Олеговна
студент Красноярского института железнодорожного транспорта филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Красноярск
Шевченко Нина Петровна
научный руководитель, доц. Красноярского института железнодорожного транспорта филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Красноярск

 

Личность — категория, обозначающая в психологии стабильную и интегральную систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека определенной социальной общности. В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества.

Сегодня во всех средствах массовой информации раздаются слова «успех», «успешность», составляются рейтинги успешных людей, навязывается некий образ успешного человека. Многочисленные семинары по развитию личности обещают помочь людям стать успешными, не уточняя, как правило, что такое — успешная личность, каковы её критерии.

Поэтому для молодых людей, стремящихся состояться в этой жизни, понимание успешности как составляющей личностного развития особенно актуально.

Целью данного исследования является анализ отношения студентов к понятию «успешный человек», факторам успешности и способам её достижения. Для этого необходимо осмысление самого понятия «успешность» и выявление её основных критериев.

Понятие успешности в ходе исторического развития постоянно менялось. О развитии характера и воспитании гражданина ученые задумывались издревле, со времени возникновения первых государств.

Цель воспитания в древности заключалась в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Так, существовал афинский идеал воспитания — калокагатия, предполагавший гармоничное развитие в человеке духовного и физического начал. Успешность человека в большой степени обусловливалась следованием традициям, подчинением старшим, принадлежностью к религиозной конфессии и определенной социальной группе, строгим соблюдением религиозных обрядов. Будучи фаталистом, человек возлагал ответственность за свою судьбу больше на внешние факторы: богов, правителей, обстоятельства и пр.

В конце 18 века назрела необходимость реформирования всей экономической жизни, принципов хозяйствования. Соответственно, появилась необходимость менять социальные установки, традиции и привычки. При усилении разделения труда появилась потребность в узко квалифицированных специалистах.

В советский период успешность определялась скорее внешними признаками — общественным положением, наградами и званиями.

В современном постиндустриальном обществе идеалы, навязываемые рекламой и СМИ, формируют так называемое «общество потребления». Они нацеливают на погоню за престижем и «актуальным» имиджем.

В новых условиях качество жизни во многом стало зависеть от личных способностей человека. Во-первых, это возможность освоить необходимый объем знаний. Во-вторых, умение применить эти знания на практике. В-третьих, стремление и способность обеспечить себе профессиональный рост. Меняются и методы получения результата. Формируется слой предприимчивых людей.

По данным исследования Н.В. Лейфрид, идеальный успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность, общительность, ум, материальная обеспеченность, ответственность. При описании идеального успешного человека акцент, в первую очередь, делается на личностных характеристиках и способах достижения успеха, нежели на конкретных результатах деятельности и других проявлениях успеха. При этом совершенно игнорируется морально-нравственный аспект достижения успеха.

Мы предложили студентам первого и четвертого курсов Красноярского института железнодорожного транспорта ответить на вопросы анкеты с тем, чтобы выявить понимание успешности и ее слагаемых. Опрос содержал закрытые и открытые вопросы. В частности, нас интересовал взгляд молодых людей на лидерство и средства достижения успеха.

В качестве респондентов выступили 162 студента специальностей «Управление персоналом» (УП) и «Системы обеспечения движения поездов» (СОД), как дневной, так и заочной форм обучения. Выбор респондентов был обусловлен, во-первых, профессиональной ориентацией (гуманитарный и технический профиль) и, во-вторых, гендерным аспектом (УП — преимущественно женская аудитория, а СОД — мужская).

Исследование показало, что студентки дневного отделения первого курса, как специальностей УП, так и СОД, к понятию «успешный человек» в первую очередь относят материальную обеспеченность, карьеру и самореализацию. Тридцать пять процентов студентов четвертого курса обеих специальностей также отдают предпочтение материальной обеспеченности, 29 % студенток специальности «управление персоналом» на первое место ставят самореализацию, и такой же процент девушек специальности «системы обеспечения движения» — карьеру. В то время как юноши как гуманитарного, так и технического профиля отдают предпочтение благополучию в семье.

На наш взгляд, это обусловлено, с одной стороны, навязываемым сегодня стереотипом успешного человека, как материально обеспеченного, а, с другой, перераспределением социальных ролей. Соотношение приоритетов у студентов заочной формы обучения аналогично. Но при этом, доля мужчин-заочников, которые ценят благополучие в семье, выше. Видимо, имея больший жизненный и профессиональный опыт, они расценивают этот фактор как опору в жизни и в карьере.

В качестве определяющего фактора успешности подавляющее большинство студентов отметили целеустремленность. Однако, юноши специальности СОД больше рассчитывают на удачу и везение (34 %), что, на наш взгляд объясняется инфантилизмом, свойственным современным молодым людям.

Общепризнанно, что личность руководителя, его характерологические особенности играют немаловажную роль в управленческой деятельности. В этой связи, примечательно, что, выделяя целеустремленность в качестве определяющего фактора, около половины опрошенных студентов не связывают успешность с лидерством, полагая, что эта роль посильна далеко не каждому. Налицо противоречие между стремлением к материальной обеспеченности и карьерному росту, с одной стороны, и неготовностью брать на себя ответственность и проявлять требовательность и инициативу, с другой. Таким образом, понимая значимость в достижении успешности такого личностного фактора как целеустремленность, первокурсники не могут четко сформулировать свои цели. В то время как студенты старших курсов более осознанно подходят к расстановке жизненных приоритетов.

При нацеленности на материальный достаток и карьеру далеко не все респонденты стремятся к профессиональному росту. Среди опрошенных студентов первого курса специальности «Управление персоналом» всего 23 % девушек и 6 % юношей дневной формы обучения отметили готовность постоянно учиться как условие, определяющее успешность. Результаты опроса студентов заочной формы обучения показали обратную картину — лишь 8 % женщин и 20 % мужчин готовы постоянно учиться. Такой результат объясняется, вероятно, статусными различиями: на работающих студенток ложатся дополнительно заботы о семье, что, по их мнению, препятствует учебе.

По данным журнала «Эксперт» работодатели сегодня озадачены тем, что на рынок труда вышло новое поколение, которое трудно мотивировать привычными средствами. Работа для молодых соискателей не является самоцелью. «У них очень расширено понятие «допустимого», … гедонизм преобладает над долгом». Налицо конфликт ценностей опытных сотрудников и молодых кадров, которые ориентируются на личную выгоду, прежде всего материальную.

Выявляя нравственные ориентиры, мы задали вопрос «Чем должен руководствоваться успешный человек: моралью или выгодой?». Мнения респондентов разошлись. Женская часть оказалась более прагматичной. Отдавая предпочтение преимущественно выгоде, девушки аргументировали это в частности тем, что «…успешный человек должен для достижения своей цели «идти по головам», он не может быть мягкотелым». В то время, как юноши единогласно отдали предпочтение морали. Тот факт, что будущие специалисты в области управления готовы поступиться моралью во имя выгоды бесспорно заставляет задуматься.

В научной литературе условно выделяют внешние и внутренние критерии успеха. В целом, проведенное исследование показало, что в обыденном сознании происходит дифференциация понятий «успех» и «успешность». В понятии «успех» фиксируются, скорее, объективные достижения в конкретной деятельности и в жизни в целом, а понятие «успешность» отражает субъективное переживание и условия достижения успеха. При этом в качестве условий достижения успеха для большинства опрошенных выступают личностные, а не внешние ресурсы. Это вполне соответствует сегодняшним общественным вызовам.

Однако важно, на наш взгляд, чтобы в погоне за престижными (в понимании многих, синоним «денежными») профессиями, молодые люди не «наступали на горло собственной песне…», а следовали своим наклонностям, интересам. Ведь чувство удовлетворенности своей жизнью безусловно важный фактор успешности.

В книге «Дети индиго» Ли Кэрролл написал, что скоро работодатели поймут, что им выгоднее брать человека менее профессионального, но более гармоничного. Ведь в работу человек вносит все свои особенности, способности и внутренние конфликты. И если этих конфликтов нет, то работа идет быстрее и легче.

 

Список литературы:

  1. Фадеева Е.И., Имидж как ресурс успеха. Учебно-методическое пособие / — М.: УЦ «Перспектива», 2010. — 120 с.
  2. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А., Психология профессионального успеха / СПб.: ООО «СЛП», 1998. — 144 с.
  3. Денни Р., Установка на успех. Персональный определитель потенциала устойчивости / СПб.: Питер, 2002. — 224 с.