Статья:

РЕБРЕНДИНГ. РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАТИВНОГО ЛОГОТИПА ДЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Агаян Г.Ю. РЕБРЕНДИНГ. РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАТИВНОГО ЛОГОТИПА ДЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(22).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕБРЕНДИНГ. РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАТИВНОГО ЛОГОТИПА ДЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Агаян Гоар Юрьевна
студент МГГУ им. М.А. Шолохова, РФ, г. Москва
Ткалич Светлана Константиновна
научный руководитель, научный консультант, д-р пед. наук, проф. кафедры Дизайна МГГУ им. М.А. Шолохова, РФ, г. Москва
Шелестова Евгения Сергеевна
 

В научной статье рассмотрен алгоритм разработки генеративного логотипа для учебного заведения высшей школы. Автор предлагает использовать комбинаторику новых возможностей. Сочетание гуманитарных и математических знаний создаёт условия для модернизации процесса проектирования графического логотипа. Авторский модуль комбинаторики включает научный дизайн, ребрендинг, инструментальную диагностику “Eye Tracking”. Оригинал-макет логотипа подготовлен в компьютерных программах: Adobe Illustrator, Processing.

Новый логотип вуза был разработан по теме выпускной квалификационной работы под руководством педагога Е.С. Шелестовой; предмет: «Проектирование в графическом дизайне» [9; 10].

Подготовка научной статьи и научный инструментарий введения разработаны под руководством С.К. Ткалич, доктора педагогических наук; предмет: «Основы исследовательской деятельности в дизайне» [6; 7].

Реструктуризация сектора высшего образования, представленная во многих случаях слиянием государственных учреждений профессиональной подготовки кадров, ставит перед новообразованными вузами-гигантами задачу изменения логотипов. Технические задания на проектное предложение по изменению сайта, логотипа получают, как правило, дизайнеры-графики, владеющие инструментальной подготовкой в этой области.

Предпроектный анализ объекта — образовательного учреждения с научной доминантой, где стратегия развития предусматривает выход на международный уровень взаимодействия с другими вузами, позволил сделать вывод, что в последние годы Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова реализует ряд инновационных проектов, создающих научный задел для вектора будущего развития (Институт перспективных гуманитарных исследований и технологий/Institute for Advanced Studies, Институт когнитивных и нeйpoнaук, Института гуманитарных технологий в сфере социального кoмпьютинга).

В поисках современного инструментария мы обратились к технологии ребрендинга, учитывающего как визуальный, так и позитивный, идейно-ценностный социально-востребованный имидж учреждения. Поскольку peбpeндинг подразумевает изменение не только внутренней политики компании (в нашем случае, политики образовательного учреждения) и ее философии, но также логотипа и фирменной атрибутики, было принято решение: прежде всего изменить существующий логотип.

Наша идея заключалась в том, чтобы создать логотип, объединяющий в своей конструкции образовательный и научный показатели, визуально прочитываемые, органично воспринимаемые не только в России, но и в международном сетевом пространстве. Следовательно, наш поиск определил на первом этапе просмотр аналогов, сравнительный анализ логотипов ведущих учебных заведений.

Цель: разработка проектного предложения по модернизации логотипа МГГУ имени М.А. Шолохова, учитывая особенности графической визуализации образовательного и научного показателей.

Объект исследования: образовательное учреждение с научной доминантой, где стратегия развития предусматривает выход на международный уровень взаимодействия с другими вузами.

Предмет исследования: процесс разработки художественно-графических элементов, отражающих научно-образовательную политику МГГУ имени М.А. Шолохова, генерирующих в проектной конструкции синтезированный образ логотипа.

Методы исследования:

1.                     системный анализ научной и специальной литературы по теме ребрендинга,

2.                     сравнительный анализ логотипов аналогичных образовательных учреждений,

3.                     инструментальная диагностика визуального образа МГГУ им. М.А. Шолохова с помощью технологии Eye Tracking,

Гипотетически мы предположили, что новый визуальный образ университета будет полностью соответствовать его философии, позволит создать сильный бренд, обеспечит ему известность, положительную репутацию и потребительскую лояльность, повысит конкурентоспособность, если в его художественно-образную конструкцию будут внесены визуальные показатели: знаковая импрессия, многозначная символика.

Визуальные показатели знаковой импрессии и многозначной символики будут реализованы, если в процессе разработки объемной художественно-графической конструкции логотипа использовать комбинаторику методов «синтеза» и «рандомной интерпретации».

Определив и сформулировав цель, объект, предмет, методы, мы конкретизировали задачи:

1)  задача 1: теоретическое обоснование социальной значимости модернизации логотипа образовательного учреждения с научно-образовательной стратегией развития;

2)  задача 2: обоснование авторского подхода к модернизации логотипа на основе ребрендинга;

3)  задача 3: реализовать при разработке логотипа современные технологии построения многогранных объектов;

4)  задача 4: использовать комбинаторику методов «синтеза» и «рандомной интерпретации» для создания знаковой импрессии и многозначной символики логотипа.

Новизна авторского проектного предложения заключается в разработке трехмерного генеративного логотипа в образовательной сфере. Необходимо было создать логотип, который будет полностью соответствовать уже устоявшимся характеристикам бренда и отражать в себе новые характеристики, такие как наука и инновация. Вследствие того, что наша целевая аудитория в первую очередь студенты и абитуриенты, перед нами стояла задача создать яркий, современный и молодежный логотип в одном из современных направлений в дизайне, который при этом будет конкурентоспособным в образовательной сфере.

По результатам обсуждения концепции ребрендинга с руководством МГГУ им. М.А. Шолохова, а также в студенческих фокус-группах, было выявлено смысловое ядро концепции:

·     наука;

·     активная студенческая жизнь;

·     проектные инновации в границах профильной подготовки.

Алгоритм реализации авторской идеи в процессе разработки проектного предложения.

В основу графического образа логотипа был заложен пятиугольник, как символ высокой науки, знаний, открывающей дорогу к секретам новых открытий. Из пятиугольника был сконструирован додекаэдр — правильный многогранник.

Идейный замысел: додекаэдр берет на себя роль выразителя всей Вселенной, это не только образ Космоса, он — его число, формула, идея, его сущность. Он выражает развитие Вселенной и является геометрическим символом ценностного функционала объекта (в нашем случае, образовательного учреждения с научным компонентом).

 

Macintosh HD:Users:Goo:Desktop:Саратов:презент_лого:Снимок экрана 2014-06-30 в 12.34.13.png

Рисунок 1. Эскиз общего вида нового генеративного знака МГГУ им. М.А. Шолохова

 

Ядром нашего визуального образа стал — додекаэдр, олицетворяющий в данном случае «Вселенную» образовательного учреждения с научной доминантой — МГГУ им. М.А. Шолохова. Вокруг «ядра» находится полигональный меш, который символизирует каркас науки Н вершинах полигонального меша располагаются буквы (Рис. 1).

Смысловой, понятийный код конструкции следующий: в перспективе у каждого сотрудника должен быть свой индивидуальный, профессионально-предметный визуальный образ, который официально утверждается и входит в конструкцию научно-образовательной системы. На вершинах полигонального мэша будут располагаться: инициалы сотрудника, навигатор научной школы, консалтинговый вектор, возможны новые формы презентации научных методик.

На эскизе (Рис. 2) видно, что наша «Вселенная» движется по определенной заданной траектории, при этом трансформируется в более сложную фигуру ромбоикосододекаэдр. Каркас науки также движется по определенной заданной траектории, при этом бесконечно генерируется и видоизменяется.

 

Рисунок 2. Пример рандомных интерпретаций торгового знака МГГУ им. М.А. Шолохова

 

Понятие генеративный дизайн включает в себя метод синтеза, который реализуется в различных областях дизайна (искусство, архитектура, коммуникации, промышленный дизайн). Ризаева А.Д. утверждает, что генеративный дизайн, в основном, подразумевает способы «кодирования» процессов [5]. Наиболее существенным в генеративном дизайне является то, что его результат — изображение, звук, архитектурные модели, анимации — порождается набором правил или алгоритмов (как правило, с помощью компьютерной программы Processing). Обычно генеративный дизайн определяется следующими компонентами:

·     графическая схема дизайн-конструкции;

·     программные средства создания вариаций;

·     средство выбора желаемых результатов.

Необходимым условием педагогического консалтинга выдвигается метод инструментальной диагностики “eye tracking”.

Совместно с Департаментом международного сотрудничества и связей с общественностью — структурным подразделением МГГУ им. М.А. Шолохова были определены основные отечественные конкуренты в области высших учебных заведений, найдены их товарные знаки.

Основные отечественные конкуренты в области высших учебных заведений:

1.                     Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;

2.                     Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;

3.                     Московский городской педагогический университет;

4.                     Московский государственный институт международных отношений;

5.                     Российский государственный гуманитарный университет;

6.                     Московский финансово-промышленный университет «Синергия».

Учитывая стратегический вектор развития МГГУ им. М.А. Шолохова (стать одним из ведущих вузов в мире в сфере гуманитарных знаний) было принято решение сравнить новый логотип с брэндами ведущих университетов мира по версии Times Higher Education/THE World University Rankings [4]:

1.  Калифорнийский технологический институт (California Institute of Technology);

2.  Гарвардский университет (Harvard University);

3.  Оксфордский университет (University of Oxford);

4.  Стэндфордский университет (Stanford University);

5.  Кембриджский университет (University of Cambridge);

6.  Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology).

Также было принято решение включить в сравнительный анализ существующий товарный знак МГГУ им. М.А. Шолохова (Рис. 3), чтобы сравнить, насколько восприятие нового торгового знака будет отличаться от существующего логотипа. На основе подобранного материала были созданы слайды в соответствии с требованиями к проводимому эксперименту (Рис. 4).

 

Рисунок 3. Существующий товарный знак МГГУ им. М.А. Шолохова

 

Рисунок 4. Подготовленный для эксперимента слайд с положительным словесным стимулом «наука»

 

Выборка составила 147 человек, в число которых вошли профессорско-преподавательский состав (18 человек), студенты дневной (47 человек), вечерней (15 человек) и заочной (22) форм обучения МГГУ им. М.А. Шолохова, абитуриенты (45 человек). Время проведения одной экспериментальной сессии не должно превышать 7—10 минут.

Исследование восприятия целевой аудиторией дизайн-продукта с использованием айтрекера проводилось путем поочередного выведения на его экран слайдов (Рис. 4), каждый из которых содержал одно слово (семантический дифференциал) в окружении выбранных нами ранее торговых знаков конкурентов в области образовательных услуг.

Представителям целевой аудитории предлагалось просмотреть слайды с визуальными стимулами в виде одного слова и несколькими дизайн-продуктами на каждом.

Рассмотренный профессором А.С. Огневым [2] метод сравнительного анализа показывает, что единичное слово в окружении нескольких рисунков, несмотря на задание «просто смотреть на экран», трактуется респондентами как задание выбрать и рассматривать только те рисунки, которые имеют смысловую связь с указанным словом. Полученные групповые карты внимания были тщательно изучены, а данные систематизированы. Анализ групповых карт внимания, полученных в результате суммарного наложения индивидуальных сессий всех респондентов, выявил эффективность нового торгового знака и соответствие смыслового ядра визуальному образу знака.

Уточним, что сущность peбpeндингa заключается в идее сделать рыночный образовательный продукт современным, привлекательным для потребителя, значит, конкурентоспособным.

Целями peбpeндингa являются построение сильного бренда, обеспечение приобретения им известности, положительной репутации и потребительской лояльности. «Раскрученная» марка вуза в глазах целевой аудитории обладает особой привлекательностью, формирует желание обрести в будущем гарант трудоустройства, получение интересной высокооплачиваемой работы, а также определенного статуса. Как показало онлайн-анкетирование, проведённое рекрутинговым агентством “Head Hunter”, на вопрос — «на что вы ориентировались в первую очередь, выбирая вуз?» 68 % из пяти тысяч респондентов ответили — «на престиж учебного заведения» [3].

Вывод. По результатам дипломного проекта. Нами был разработан трехмерный генеративный логотип для образовательного учреждения с научной доминантой.

Результативность инструментальной диагностики в том, что можно наглядно увидеть, насколько новый визуальный образ учебного заведения с научной доминантой является конкурентоспособным не только среди отечественных вузов-конкурентов, но и среди вузов, имеющих устойчивый международный бренд.

Обоснование новизны проектного предложения. Новый визуальный образ университета полностью соответствует его философии, отвечает всем заложенным в него качествам. Выглядит органично в соответствии с доминантой науки, поскольку приоритетным для вуза направлением является реализация инновационного потенциала молодёжи в интересах социально-экономического развития страны.

 

Список литературы:
1.    Агаян Г.Ю. Авторский подход к разработке знаковых и текстовых синтезированных модулей в серии плакатов. Статья. // Международный научный студенческий Форум-2014. Секция «Интеграция гуманитарной науки, проектной культуры экологического дизайна и информационных технологий». Режим доступа: Stud.forum@rae.ru.
2.    Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. Статья. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012. № 4. — С. 103—112.
3.    Попов С.Г. «Основы маркетинга»: учебное пособие. — СПб.: Изд-тво «Питер», 2001. — 149 с.
4.    Рейтинг лучших университетов мира за 2014—15 год по версии Times Higher Education. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014-15/world-ranking.
5.    Ризаева А.Д. Разработка web-справочника по основам генеративного дизайна на примере языка программирования Processing. Статья. // Международный научный студенческий Форум-2015. Педагогические науки. Секция «Интеграция гуманитарной науки, проектно-экологической культуры дизайна и компьютерных технологий». Режим доступа: Stud.forum@rae.ru.
6.    Ткалич С.К. «Коммуникативный дизайн» Учебное пособие для дизайнеров. — М.: издательство МГУКИ, 2007. — 114 с.
7.    Ткалич С.К. Особенности этапов подготовки курсового проекта на специализации «Графический дизайн» // Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. Т. 1. — М.: ИИТ МГУС, 2007. — С. 38—42. ISBN 978-5-94857-037-2.
8.    Шелестова Е.С. Технология формирования креативности студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Дисс. к-та п.н. — М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. — 231 с.
9.    Шелестова Е.С. Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров. Статья. // «Молодой ученый». № 20/79. 2014 — С. 648—651.