Статья:

СВЕТОВОЙ ДИЗАЙН МУЗЕЙНОГО И ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Киселева С.В. СВЕТОВОЙ ДИЗАЙН МУЗЕЙНОГО И ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СВЕТОВОЙ ДИЗАЙН МУЗЕЙНОГО И ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

Киселева Светлана Валерьевна
студент 6 курса кафедры дизайна, МГГУ имени М.А. Шолохова, РФ, г. Москва
Ткалич Светлана Константиновна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф. кафедры дизайна, РФ, г. Москва
Татенашвили Ната Осикоевна

 

В статье рассматривается возможность комбинаторики светового дизайна в проектировании выставочного и музейного пространства. Световые эффекты могут создать дополнительный эффект для восприятия живописных, графических, скульптурных работ, артефактов традиционной культуры.

Актуальность. В эстетике свет — это символ прекрасного, в биологии — животворного, в живописи, фото -кино -видео -компьютерных искусствах — формообразующее средство. В архитектуре и дизайне свет — это вечный, но всегда современный материал, из которого создается световой и зрительный образ — как основа художественного образа [12].

Свет является не только необходимым условием, но и средой, с помощью которой мы можем видеть. Благодаря своей интенсивности и тому, как он распределяется по всему объему выставочного пространства, свет создает дополнительные условия, которые влияют на наше восприятие произведений искусств и исторические экспонаты. Наиболее приятен для человеческого глаза природный свет и сопутствующие ему спектры.

При освещении музейного пространства учитывается ряд требований, зависящих от пространственных и архитектурных условий музея. Существуют небольшие по площади музеи, где главным становится хорошая видимость и грамотное освещение. Распространены выставочные пространства средних размеров, играющие роль образовательных учреждений, где свет должен привлекать внимание зрителя и указывать траекторию движения сопровождать от экспоната к экспонату. В музеях с большими площадями, помимо своих основных функций, освещение играет роль навигатора по экспозиции.

Раньше, когда искусственное освещение отсутствовало или было плохого качества, в музеях старались сохранить максимальный естественный свет. Но такой метод походил далеко не каждому произведению искусств или истории. Изменчивые погодные и световые условия не позволяли наслаждаться экспозицией круглогодично.

В настоящее время создано множество осветительных приборов для музейного и выставочного пространства. У каждого источника света есть свои параметры, которые можно контролировать и добиваться желаемого результата. Например: свет может быть узко или широко направленным; угол определяет, куда именно направлен световой луч; от интенсивности света напрямую зависит сохранность экспонатов; световой спектр влияет на восприятие зрителей.

Особое внимание уделяется освещению внутри витрин, где должен быть соблюден температурный режим. В этой ситуации становятся незаменимы светодиоды и светодиодные лампы.

Основной тенденцией современного освещения музейного или выставочного пространства является полный отказ от общего света и преобладание акцентирующего и специального освещения.

При изучении данной темы с помощью было выяснено, что при многообразии световой индустрии, не во всех музеях и выставочных пространствах дизайнеры используют возможности современного оборудования.

О необходимости внимательного отношения к музейному и выставочному пространству в своих работах пишут специалисты: П.Б. Коржавин, Е.Н. Мастеница, М.В. Салтанова, Я. Шанда [3; 4; 5; 10].

Роль музея в образовательном сервисе профессиональной подготовки студентов, дизайн как проектное средоточие элементов воздействия на комфортное самочувствие человека рассмотрели в коллективной статье И.В. Горбунов и С.К. Ткалич [8]. Культурологический аспект традиции и инновации в развитии современного интерьера рассмотрела в своей статье Н.О. Татенашвили [6].

Проектирование экспозиции музеев, выставочных галерей предполагает научный подход. Например, следует учитывать, что посещение музея становится утомительным, если зрителю не хватает эмоционального восприятия. Чтобы избежать подобной ситуации, дизайнерам рекомендуется использовать различные световые концептуальные проекты и эффекты. Необходимо найти доминанты, акценты, через которые каждый предмет экспозиции обретет знаковую равноценность наравне с другими экспонатами.

Дизайнер, проектируя световой дизайн выставочного пространства, должен разработать проект, отразить в нем свою идею образного решения пространства, технические задачи. Можно сказать, что освещение — это не выделение светом нескольких определенных объектов, а создание пространства, являющегося психологически и архитектурно комфортным для восприятия посетителями разного возраста. Потенциальным «экспертом» проектных предложений дизайнера должен быть человек — посетитель, субъективно оценивающий окружающий интерьер.

Проектной задачей хорошего светового дизайна является не только помощь человеку сформировать правильное восприятие пространства, но и вызвать эмоции, соответствующие авторской концепции «световой метафоры».

Для решения этой задачи мы предлагаем внести в подготовку дизайнеров среды метод метафорического переноса явлений окружающего мира с помощью световых акцентов. Например, при пересечении световых лучей и светофильтров можно создать иллюзию водопада с целью создания образа эмоционального восприятия экспозиции. Уточним, что для экспериментов в период подготовки проекта должны быть созданы условия лаборатории/павильона, где можно проверять реализацию идеи по теме «световой дизайн».

Можно рекомендовать метод создания метафорической образности и семантической пространственной модели с помощью современных источников освещения. Рассматривается пример световой метафоры, как универсального и эффективного способа установления различных эмоциональных отношений между человеком и воспринимаемым музейным экспонатом. Выявляются возможности метафорического переноса явлений окружающего мира на интерьер экспозиционного пространства.

Метафора для дизайнера — это один из способов формирования художественной выразительности образа. Метафорические принципы признаны учеными как эффективные, действенные способы эмоционально-образного формообразования [11]. При переносе различных природных явлений на проектируемый объект дизайнер добивается неожиданного, иногда парадоксального эффекта, вызывающего особый интерес у зрителя.

Именно такой эффект необходим в выставочных пространствах и музеях, когда требуется заново интерпретировать артефакты-шедевры прошлого, чтобы они были интересны современному зрителю, особенно молодёжи, признающей информационный режим коммуникаций.

Метафорический метод при проектировании освещения — это сложная взаимосвязь между природой, воображением дизайнера и созданием оригинальной визуальной среды. Он помогает решить одновременно творческие и технические задачи, поставленные перед дизайнером, без кардинальных изменений архитектуры интерьера. С помощью света можно расширить или сузить помещение, растворить в пространстве или подчеркнуть необходимые детали и создать нужный эффект.

Для метафорического метода в световом проектировании музейного пространства характерна оценка освещения, как целостного образа, который должен быть простым и понятным. Благодаря современному оборудованию в сочетании с идеей дизайнера, в интерьере можно воплотить такие эффекты, как восход солнца, закат, морские глубины и многое другое. В то же время в проекте необходимо предусмотреть эффекты выхода посетителя из метафорически-образного пространства светового дизайна и перехода в другое метафорически — образное пространство. На наш взгляд, в этом случае должны быть предложены навигационные карты маршрута для перемещения посетителей.

Световые эффекты выступают в этом случае в роли знака какого-либо природного явления, понятного для посетителей (см. выше «иллюзия водопада»). Такой художественно-проектный подход с помощью светового дизайна преобразит любую экспозицию. Направленный свет выявляет фактуры, экспонаты становятся более рельефными. Каждый приём в комплексе поможет в формировании комфортной визуальной среды.

Вывод. В настоящее время особое внимание при проектировании пространства музеев, выставочных галерей нужно уделять световому дизайну. В качестве экспериментальной формулы мы предлагаем использовать метод метафорического переноса явлений окружающего мира с помощью световых акцентов.

 

Список литературы:

  1. Жердев Е.В. Метафора в дизайне. — М.: Архитектура С, 2012. — 51 с.
  2. Жердев Е.В. Особенности взаимодействия композиции и метафорической образности в контексте семиотики дизайна. // Вестник ОГУ: Оренбург, 2005. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru.
  3. Коржавин П.Б. Социокультурные проблемы организации современного городского выставочного пространства на примере г. Москвы. — М.: ГАСК, 2010. — С. 15.
  4. Мастеница Е.Н. Феномен музея в философском наследии Н.Ф. Федорова. // Вестник СПбГУКиИ, 2011. — С. 60.
  5. Салтанова М.В. Игра в пространстве музея современного искусства. Автореферат к-та культурологии. // СПб ГУКиИ, 2010. — С. 24 — Режим доступа: http://www.dissercat.
  6. Татенашвили Н.О. Традиции и инновации в развитии современного интерьера: культурологический аспект. // КУЛЬТУРА, НАУКА, ИНТЕГРАЦИЯ. № 3-4 Ростов-н/Д ПИ ЮФУ, 2008. — С. 107—111.
  7. Ткалич С.К. Метонимия и метафора как символ регионального наследия при диверсификации профессиональной подготовки дизайнеров. Статья. // Информационные и коммуникационные технологии: ХХI век. Сборник научных трудов. — М.: ИИТ РГУТИС, 2009. — С. 95—98.
  8. Ткалич С.К., Горбунов И.В. Дизайн как проектное средоточие элементов воздействия на комфортное самочувствие человека: к вопросу о методах подхода к средовому проектированию. // Международный журнал «Экспериментальное образование». № 12. 2014. — С. 28—30.
  9. Червяков М.М. Тектонический образ архитектурного объекта в условиях искусственного освещения. Автореферат дис. К-та архитектуры. — М.: МАрхИ, 2012. — С. 23.
  10. Шанда Я. Что такое точность воспроизведения цвета в музейном освещении. Статья. // Светотехника, 2014. Режим доступа: http://www.sveto-tekhnika.ru.
  11. Шутемова Е.А. Художественные принципы формообразования в дизайн — проектировании. Екатеринбург, УралГахА, 2012. — С. 22.
  12.  Щепетков Н.И. Световой дизайн города. — М.: Архитектура С, 2006. — С. 95.