Статья:

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Острокостова В.В. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Острокостова Вера Владиславна
студент Смоленского Государственного университета, РФ, г. Смоленск
Капиренкова Оксана Николаевна
научный руководитель, доц. Смоленского Государственного университета, РФ, г. Смоленск

 

Интенсивное развитие социально-исторических процессов в современном обществе, и, вслед за этим, стремительное нарастание социально-экономических изменений, а также растущая информатизация общества оказывают влияние на суверенность психологического пространства личности. В связи с этим возрастает актуальность рассмотрения такого понятия, как психологическое пространство личности, а также осмысление такого феномена как механизм психологической защиты личности и его роли в поддержании целостности границ психологического пространства.

Таким образом, человек, постоянно вступающий во взаимодействие с окружающим миром и осуществляющий взаимный обмен информацией, подвергается всяческим внешним воздействиям, однако полностью не сливается с ним. Поддержание человеком собственной автономности достигается путём сохранности личностных границ.

С.К. Нартова-Бочавер, доктор психологических наук, определяет психологическое пространство как «субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека» [3, с. 98]. Оно включает в себя совокупность физических, социальных и психологических явлений, с которыми человек себя идентифицирует. Психологическое пространство личности в своей структуре объединяет суверенность следующих пространственно-временных измерений: физического тела, территории, личных вещей, социальных связей, привычек, ценностей.

В современной психологии выделяют следующие свойства психологического пространства личности:

  1. Человек ощущает пространство как свое, присвоенное или созданное им самим и в связи с этим представляющее ценность.
  2. Он имеет возможность контролировать и защищать все находящееся и возникающее внутри пространства.
  3. Психологическое пространство личности не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций. Оно «прозрачно» и в связи с этим с трудом поддается позитивному описанию.
  4. Важнейшей характеристикой психологического пространства личности является целостность его границ.

Психологическое пространство стремится к сохранению целостности своих границ, используя при этом различные доступные ему физические и психологические средства. Одним из таких средств являются индивидуально-психологические механизмы защиты личности.

Феномен психологической защиты личности впервые был отмечен в парадигме психоанализа, ярким представителем которого является Зигмунд Фрейд. Впервые термин «защита» он упомянул в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894 г.) [4], а позднее в работе «Этиологии истерии» (1896 г.) им были подробно описаны цель психологической защиты и ее функциональное назначение, заключающееся в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия [5, с. 51—82].

Таким образом, механизм психологической защиты, ослабляя и минимизируя внутриличностный конфликт, ограждает сферу сознания от негативных переживаний и регулирует поведение человека, что способствует социально-психологической адаптации, повышает его приспособляемость к окружающей среде.

Однако разрешение конфликта может быть как конструктивным, так и деструктивным. Ненормативное функционирование защитного механизма может привести к деструктивному эффекту, заключающемуся в усугублении внутриличностного конфликта, искажению и отрицанию реальности, что в конечном итоге приводит к дезадаптации индивида. Конструктивное действие механизмов психологической защиты, как правило, способствуют разрешению конфликта, переживанию чувства безопасности, обеспечивает благополучие и продуктивность деятельности личности в различных сферах. Конструктивные механизмы защиты личности поддерживают сохранность границ психологического пространства личности.

Основываясь на данных теоретических положениях, нами было проведено эмпирическое исследование влияния индивидуально-психологических механизмов защиты личности на формирование психологического пространства в юношеском возрасте. Актуальность данного исследования определяется отсутствием экспериментальных данных, объясняющих зависимость между функционированием определенных видов психологических механизмов личности и формированием топологических характеристик психологического пространства личности, определяющих целостность его границ.

Исследование проводилось на студентах 2—3х курсов Смоленского Государственного университета. В исследовании приняло участие 48 человек, из которых 15 (30 %) юношей и 33 (70 %) девушки в возрасте от 19 лет до 21 года.

В нашем исследовании можно выделить следующие этапы:

  1. Подготовительный этап, на котором осуществлялся подбор диагностических методик для проведения эмпирического исследования, подбор респондентов юношеского возраста.
  2. Полевой этап, заключающийся в проведении диагностического исследования и сборе данных для их последующей обработки и анализа. В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методики:
  1. Индекс жизненного стиля (LSI) Х. Келлермана-Р. Плутчика;
  2. Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома, в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз;
  3. Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса, Р. Даймонда;
  4. Диагностика индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.
  1. Этап математической обработки данных проведенного исследования с помощью программного пакета Statistica 7.0. с использованием множественного регрессионного анализа, изучающего взаимосвязи зависимой и нескольких независимых переменных.

Множественный регрессионный анализ проводился поэтапно, при этом в качестве зависимой переменной поочередно использовались шкалы самоактуализационного теста (САТ), методики диагностики социально-психологической адаптации (СПА), методики диагностики индивидуальных копинг-стратегий, а в качестве независимых переменных были использованы шкалы опросника индивидуального жизненного стиля, соответствующие восьми видам индивидуально-психологических механизмов защиты личности (отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование).

В ходе применения множественного регрессионного анализа на уровне значимости p = 0,05 нами были выявлены следующие корреляционные связи между шкалами опросника индивидуального жизненного стиля и самоактуализационного теста (САТ), приведенные в Таблице 1, где R — коэффициент корреляции между зависимой переменной и независимыми переменными, β (beta) — коэффициент, отражающий вклад в зависимую переменную наиболее значимых независимых переменных.

Таблица 1.

Результаты множественного регрессионного анализа шкал опросника индивидуального жизненного стиля и самоактуализационного теста

№ п/п

Шкалы САТ

R

β

1

Ориентация во времени

0,72

Проекция (beta = -0,36)

Замещение (beta = -0,43)

2

Опора на себя

0,64

Регрессия (beta = -0,31)

Проекция (beta = -0,44)

3

Ценностные ориентации

0,79

Регрессия (beta = -0,38)

Проекция (beta = -0,53)

4

Гибкость поведение

0,71

Отрицание (beta = -0,29)

Проекция (beta = -0,74)

5

Сензитивность

0,54

Отрицание (beta = -0,34)

6

Спонтанность

0,57

Проекция (beta = -0,55)

7

Самоуважение

0,78

Регрессия (beta = -0,51)

8

Самопринятие

0,46

 

9

Взгляд на природу человека

0,57

Проекция (beta = -0,32)

10

Синергичность

0,66

Проекция (beta = -0,43)

Отрицание (beta = -0,32)

11

Принятие агрессии

0,60

Замещение (beta = 0,44)

Регрессия (beta = -0,38)

12

Контактность

0,53

Регрессия (beta = -0,37)

Проекция (beta = -0,48)

13

Познавательные потребности

0,73

Реактивное образование (beta = -0,49)

Компенсация (beta = -0,46)

Вытеснение (beta = -0,44)

14

Креативность

0,77

Замещение (beta = -0,45)

Реактивное образование (beta = -0,69)

 

Из данной таблицы видно, что между зависимыми и независимыми переменными были зарегистрированы отрицательные корреляционные связи, характеризующие следующий вид взаимосвязи между переменными: при уменьшении значения независимой переменной пропорционально увеличиваются значения зависимой переменной. Таким образом, можно сделать вывод — чем меньшую выраженность имеет данная психологическая защита, тем большее развитие приобретает данное психологическое качество личности. Шкала опросника САТ «самопринятие» имеет малый коэффициент корреляции с независимыми переменными, свидетельствуя о том, что включенные в уравнение множественной регрессии независимые переменные не в полной мере описывают зависимую переменную.

Следующим шагом стало использование множественного регрессионного анализа для установления корреляционных связей между шкалами опросника индивидуального жизненного стиля и методики диагностики социально-психологической адаптации (СПА) на уровне значимости p = 0,05. Результаты данного статистического анализа приведены в Таблице 2.

Таблица 2.

Результаты множественного регрессионного анализа шкал опросника индивидуального жизненного стиля и методики диагностики социально-психологической адаптации

№ п/п

Шкалы СПА

R

β

1

Адаптивность

0,64

Регрессия (beta = -0,37)

Проекция (beta = -0,29)

2

Дезадаптивность

0,79

Проекция (beta = ,0325)

Регрессия (beta = 0,268)

3

Принятие себя

0,75

Реактивное образование

(beta = -0,45)

4

Непринятие себя

0,73

Вытеснение (beta = 0,332)

5

Принятие других

0,64

Проекция (beta = -0,42)

6

Непринятие других

0,74

Проекция (beta = 0,445)

Вытеснение (beta = 0,337)

7

Внутренний контроль

0,53

Регрессия (beta = -0,46)

8

Внешний контроль

0,73

Отрицание (beta = -0,27)

Регрессия (beta = 0,357)

9

Доминирование

0,55

Реактивное образование (beta = -0,39)

10

Ведомость

0,67

Интеллектуализация (beta = -0,32)

11

Эскапизм

0,80

Проекция (beta = 0,379)

Вытеснение (beta = 0,348)

 

Данные, представленные в Таблице 2, иллюстрируют наличие как отрицательных корреляционных связей между зависимыми и независимыми переменными, так и положительных связей. Наличие положительной корреляционной связи характеризует следующий вид взаимосвязи между переменными: при увеличении значения независимой переменной пропорционально увеличивается значение зависимой переменной. Таким образом, большая выраженность определенного механизма психологической защиты предполагает большее развитие данной психологической характеристики личности.

Завершающим шагом статистического анализа полученных данных стало множественное регрессионное исследование корреляционных связей между шкалами опросника индивидуального жизненного стиля и методики диагностики индивидуальных копинг-стратегий на уровне значимости p = 0,05. Данные, полученные в ходе статистической обработки, представлены в Таблице 3.

Таблица 3.

Результаты множественного регрессионного анализа шкал опросника индивидуального жизненного стиля и методики диагностики индивидуальных копинг-стратегий

№ п/п

Шкалы опросника индивидуальных копинг-стратегий

R

β

1

Игнорирование

0,58

Реактивное образование (beta = -0,47)

Вытеснение (beta = -0,39)

2

Смирение

0,57

Компенсация (beta = -0,42)

3

Диссимуляция

0,64

Проекция (beta = 0,340)

Реактивное образование (beta = -0,40)

Замещение (beta = -0,53)

4

Сохранение самообладания

0,55

Регрессия (beta = -0,50)

Интеллектуализация (beta = -0,34)

Реактивное образование (beta = 0,328)

5

Проблемный анализ

0,68

Вытеснение (beta = -0,31)

Регрессия (beta = -0,36)

Интеллектуализация (beta = 0,292)

Замещение (beta = 0,312)

Компенсация (beta = 0,305)

6

Относительность

0,48

 

7

Религиозность

0,67

Интеллектуализация

(beta = -0,30)

Вытеснение (beta = 0,402)

Отрицание (beta = -0,43)

8

Растерянность

0,47

 

9

Придача смысла

0,58

Интеллектуализация

(beta = 0,303)

Замещение (beta = -0,32)

Компенсация (beta = -0,38)

10

Установка собственной ценности

0,67

Отрицание (beta = -0,61)

Интеллектуализация

(beta = 0,364)

Проекция (beta = -0,32)

Регрессия (beta = 0,320)

11

Эмоциональная разрядка

0,55

Вытеснение (beta = -0,36)

12

Подавление эмоций

0,54

Вытеснение (beta = 0,31)

13

Оптимизм

0,48

 

14

Пассивная кооперация

0,42

 

15

Самообвинение

0,57

Реактивное образование

(beta = 0,380)

16

Агрессивность

0,53

Проекция (beta = 0,534)

17

Отвлечение

0,39

 

18

Альтруизм

0,69

Замещение (beta = -0,32)

Компенсация (beta = -0,58)

19

Активное избегание

0,51

Вытеснение (beta = 0,248)

Интеллектуализация

(beta = 0,245)

20

Компенсация

0,60

Отрицание (beta = -0,40)

21

Конструктивная активность

0,63

Отрицание (beta = -0,34)

Регрессия (beta = -0,49)

Проекция (beta = -0,34)

22

Отступление

0,50

Замещение (beta = -0,40) Вытеснение (beta = 0,311)

23

Сотрудничество

0,31

 

24

Обращение

0,66

Интеллектуализация

(beta = -0,35)

Замещение (beta = 0,315)

Проекция (beta = -0,59)

 

Анализируя данные Таблицы 3, можно отметить, что такие копинг-стратегии как относительность, растерянность, оптимизм, пассивная кооперация, отвлечение и сотрудничество имеют малый коэффициент корреляции с независимыми переменными, что означает недостаточное участие данных независимых переменных в описании этих копинг-механизмов. Остальные же копинг-стратегии имеют как положительные, так и отрицательные корреляционные связи с индивидуально-психологическими механизмами защиты.

Таким образом, исходя из результатов регрессионного анализа можно сделать вывод: такие индивидуально-психологические механизмы защиты личности, как проекция, регрессия и вытеснение, являясь наиболее деструктивными среди других механизмов защиты, способны отрицательно влиять на формирование психологических качеств личности, описывающих структуру психологического пространства личности, тем самым повышая уязвимость его границ по отношению к внедрениям извне.

 

Список литературы:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Педагогика, 1982. кн. 1 — 320 с., кн. 2 — 336 с.
  2. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 35—42.
  3. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: Монография. — М.: Прометей, 2005. — 312 с.
  4. Freud S. The defence nearo-psychoses // The collected Papers: in 10 v. — N.Y.: Collier Books, 1963. — v. 2. — P. 67—81.
  5. Freud S. Histerie und Angst, Studienausgabe B. 6. Fischer Verlag, Frankfurt am Mein, 1971, S. 359.