Статья:

ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Комцян Т.Б. ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(24).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Комцян Татьяна Борисовна
студент Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
Самарина Вера Евгеньевна
научный руководитель, проф. Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск

 

Когда в наших руках оказывается книга, наша главная задача — прочитать ее, получить нужную нам информацию. Иногда мы забываем рассмотреть, как оформлена книга, хороши ли иллюстрации, красивы ли буквы. Иными словами, мы не всегда оцениваем труд художника, а ведь он так же трудился над созданием этой книги, как и автор текста, и так же старался, чтобы книга была интересной и понравилась нам. Когда же ребенок, только научившийся читать по слогам, берет в руки книгу, первое, что привлекает его внимание — это яркие и красочные картинки внутри этой книги. Открывая ее, ребенок приобщается к опыту предшествующих поколений, к богатству человеческой культуры. Проблема влияния книжной иллюстрации на ребенка стала актуальна с того самого времени, как только в свет вышла первая детская книга. Родители всегда должны обращать внимание на то, что именно нарисовано в детской книге, какие картинки сопровождают текст. Ведь зачастую, ребенок запоминает книжные иллюстрации на всю жизнь, а значит, картинки в книге могут повлиять на воспитание и на психику ребенка.

В данной работе анализируется творчество двух советских талантливых иллюстраторов детских книг и их влияние на детей дошкольного возраста. Почему именно советских? Конечно, детские книги печатаются и издаются и сейчас, многие переиздаются, а значит, переиздаются и иллюстрации к этим книгам. Нельзя сказать, что все современные иллюстрации не годятся для дошкольных детей, но часто эти рисунки не способствуют их эстетическому развитию, а иногда — приносят ему вред. Уродливые формы, аляповатые краски характерны для таких работ. Глядя на иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально реагируют на цвет, но и осмысливают, что изображено на картинке. Средства художественно-образной выразительности помогают детям узнавать содержание картинки.

Приступая к иллюстрированию книги, художник должен сначала хорошо изучить ее текст, ясно представить все события и всех героев литературного произведения. Он должен исследовать подробности жизни той эпохи, в которую происходит описываемое действие, — жилища, костюмы, утварь, оружие и пр. — и лишь после этого начать рисовать. Наконец, после долгих поисков, после создания бесчисленных набросков и эскизов, художник создает окончательный рисунок — оригинал, с которого в типографии делаются репродукции для книги. Начало формы.

В России работали такие мастера книжной графики, как Ю.А. Васнецов, В.В. Лебедев, Е.И. Чарушин, А.Ф. Пахомов, В.М. Конашевич, и другие. Но в данной статье речь пойдет о творчестве двух талантливых иллюстраторов. Творчество этих художников отличает высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру детской книжной иллюстрации и знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Одним из самых известных детских иллюстраторов был Евгений Иванович Чарушин (1901—1965). Чарушин — один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Художник анималист — это художник, рисующий животных. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин являлся и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. До войны Евгений Иванович Чарушин написал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других и авторов — С.Я. Маршака, М.М. Пришвина, В.В. Бианки. Чарушин рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников, занимался с детьми рисованием. Звери Чарушина словно живые — они смешные, забавные, пушистые. Некоторые иллюстрации художника представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Иллюстрации Е.И. Чарушина

 

Известно, что иллюстрации, где художники используют условные приемы, грубо нарушают композицию рисунка, искажает форму, дети отвергают. Они находят такие рисунки некрасивыми, плохо нарисованными. Чарушинские иллюстрации так нравятся детям именно потому, что в них передано полное сходство с живыми зверями, все они как будто оживают перед ребенком.

Если у чарушинских иллюстраций пушистые звери похожи на живых, настоящих котят, щенят и утят, то у художника Юрия Алексеевича Васнецова (1900—1973) животные перенимают качества людей, их образ жизни и даже человеческие наряды. Звери в иллюстрациях Васнецова очень добрые, забавные и немножко смешные. Их хочется оберегать и защищать. Художественное мышление Васнецова выросло на почве народного творчества. В поисках своей образно-пластической формы Юрий Алексеевич Васнецов часто обращался к русскому народному лубку. Лубок — это вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. К сказке Льва Толстого «Три медведя» художник сделал удивительные иллюстрации. Большой страшный, будто заколдованный лес, и медвежья изба слишком велики для маленькой заблу­дившейся девочки. И тени в доме тоже темные, жуткие. Но вот девочка убежала от медведей, и на рисунке сразу посветлел лес. Так художник передал красками мажорное настроение. Дети часто сопереживают героям книг, поэтому реалистичность, соответствие рисунков тексту сказки тоже важная часть в иллюстрации книги. Васнецов всегда умел передать определенное настроение и характер героев в своих работах. К примеру, в иллюстрации к потешке «Ходит кот по лавочке» Юрий Алексеевич с помощью выразительных и понятных детям движений, а также с помощью цвета (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены, окна, лавочку) передает настроение. Все это вызывает у детей радость, дает понять, что его герои добрые и живут дружно. Некоторые иллюстрации Ю.А. Васнецова представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Иллюстрации Ю.А. Васнецова

 

Детям интересно смотреть, как одевает Васнецов своих героев. Нарядно и празднично — кормилицу маму-Козу, маму-Сороку. Наденет им обязательно цветные юбки в оборках да кружевах. А обиженного Лисой Зайку пожалеет, тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, художник старался не наряжать: не заслужили они красивой одежды. Так художник учит детей отличать добро и зло.

Первые детские книги с яркими красивыми иллюстрациями талантливых советских художников открывают перед ребенком мир живых образов и фантазий. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить. Он становится для ребенка и воспитателем и учителем, формируя у ребенка эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Недаром талантливый педагог Е.А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего школьного возраста является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

 

Список литературы:
1.    Воробьева В., Воробьев Н., А. Митюшкина «О творчестве Ю.А. Васнецова», — М.: Дошкольное воспитание 8, 1996.
2.    Дехтерев Б. «Познание мира и иллюстрация», Детская литература. — 1972. — № 3. — С. 56—63.
3.    Езикеева В.А. «Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества». — М., 1973., 115 с.
4.    Зубарева Н.М. «Дети и изобразительное искусство». — М., 1968.,187 с.
5.    Казакова Т.Г. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников». — М.: Педагогика, 1983, 206 с.