Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЮДЕЙ ВОЗРАСТА ГЕРОНТОГЕНЕЗА

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Шевкунова М.А. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЮДЕЙ ВОЗРАСТА ГЕРОНТОГЕНЕЗА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(24).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 236 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЮДЕЙ ВОЗРАСТА ГЕРОНТОГЕНЕЗА

Шевкунова Мария Алексеевна
студент ГБПОУ Юридический колледж, РФ, г. Москва
Торопыгина Майя Викторовна
научный руководитель, канд. филос. наук, преподаватель, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГБПОУ Юридический колледж, РФ, г. Москва

 

В России за минувшие 10 лет численность россиян старше трудоспособного возраста выросла на 3 миллиона и составила 33 млн. человек, что составляет 22,1 % от общей численности населения.

В пожилом возрасте анатомические и физиологические системы человека претерпевают определенные изменения. По мере старения меняются социальное положение и образ жизни человека, ухудшается самочувствие и состояние здоровья. Человек с трудом приспосабливается к возрастным ограничениям. Для того чтобы помочь пожилому человеку справиться с наступающими изменениями, необходимо знать, что же происходит со стареющим организмом.

В рамках данной статьи рассмотрим, чем познавательные процессы людей пожилого возраста, отличаются от процессов людей возраста 30—40 лет.

Период поздней зрелости, начинающийся с 60 лет, часто называют геронтогенезом или периодом старения. Люди этого возраста уже не так сильны физически и общий запас энергии у них существенно меньше.

Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован. В биологическом плане старение — процесс всеобщий и неизбежный. Ему подвержены все телесные органы и системы организма, даже при оптимальных климатических и генетических условиях.

Старение — сложный необратимый биологический процесс изменения всего организма, который не следует сводить только к внешним изменениям и снижению жизненной активности. Скорость старения каждого индивида различна и зависит от многих факторов: окружающая среда, вредные привычки, физическая и интеллектуальная активность и многие другие (для всех людей они индивидуальны).

В возрасте геронтогенеза трансформируются и психические познавательные процессы: мышление, память, восприятие, внимание, воображение, ощущение.

Отметим наиболее заметные возрастные изменения ощущений, которые выражаются в ухудшение работы органов чувств.

Во-первых, после 55 лет снижается острота зрения и чувствительность глаза. Увеличивается нижний порог цветоощущения. Происходят следующие изменения цветовой чувствительности: чувствительность к желтому цвету практически не изменяется после 50 лет, к зеленому — изменяется в замедленном темпе, к красному и синему (крайние участки цветового спектра), — зафиксировано значительное снижение чувствительности. Уменьшается способность фокусировать взгляд на предметах. Кроме того, люди пожилого возраста труднее воспринимают резкие контрасты и различают мелкие детали. Яркий цвет доставляет им большой дискомфорт.

Во-вторых, происходит повышение пороговых величин всех видов вкусовой чувствительности.

В-третьих, реакция вестибулярного аппарата слабая или вообще отсутствует.

В-четвертых, после 40 лет происходит снижение восприятия громкости в высокочастотном звуковом диапазоне (4.000—16.000 Гц). Изменения в среднем диапазоне — незначительны. Снижается слуховая чувствительность к высоким тонам. Простое время реакции на звук увеличивается, начиная с 60 лет. Пожилые люди с расстройством слуха лучше воспринимают низкие тона и хуже — высокие; плохо слышат высокие женские и писклявые детские голоса. Людям с нарушенным слухом очень мешает фоновый шум, например, когда одновременно говорят несколько людей.

В-пятых, сенсорная чувствительность (осязание), сила и качество ощущений (боли, холода, тепла) снижаются. Дольше всего сохраняется чувствительность кистей рук и локтей. У людей пожилого возраста ухудшается способность тонкого ощущения предметов. Из-за этого они берут предметы неловко, могут легко выронить их из рук и пораниться.

Для наглядного представления изменений психических познавательных процессов людей возраста геронтогенеза, нами было проведено психодиагностическое исследование, в котором приняли участие 2 группы испытуемых. Первую группу составили пожилые люди (18 мужчин и 18 женщин). Все пенсионеры в возрасте от 60 до 70 лет, имеющие близких родственников (детей, супругов), 53 % из них имеют среднее или среднее специальное образование, 47 % — высшее.

Вторую группу составили люди в возрасте от 30 до 40 лет (18 мужчин и 18 женщин), 50 % из которых имеют высшее образование, 50 % — среднее или среднее специальное. Все работают и также имеют близких родственников.

В психодиагностическом мониторинге были использованы следующие психологические методики:

·     тест Г. Айзенка (субтест 2 — общий интеллект), целью которого является измерение коэффициента интеллекта;

·     тест Тулуз-Пьерона своей целью имеет определение объема и качества произвольного внимания (его концентрации, устойчивости, распределения, переключения);

·     методики для изучения кратковременной вербальной (механической и логической) памяти, а также кратковременной зрительной памяти.

Результаты диагностики показали следующее:

 

Рисунок 1. Мышление

 

 

Рисунок 2. Концентрация внимания

 

Рисунок 3. Кратковременная вербальная логическая память

 

Рисунок 4. Кратковременная вербальная механическая память

 

Рисунок 5. Кратковременная зрительная память

 

Психические познавательные процессы, составляющие познавательную сферу человека, представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира.

Анализируя полученные в ходе психодиагностики данные, можно заметить, что люди возраста геронтогенеза имеют более слабый уровень развития психических познавательных процессов. Особенно страдает концентрация внимания (низкий уровень — 53 %, люди среднего возраста — 6 %). Это является одним из факторов их рассеянности и слабой сосредоточенности на предметах.

Достаточная разница и в уровне развития мышления (низкий уровень — 31 % людей пожилого возраста, 3 % — люди средних лет). Оно становиться более инертным, малоподвижным, то есть замедляются процессы абстрактно-логического мышления, что определяет резкое восприятие переживаний человека, появление идеи самообвинения в никчемности, ущербности, бессмысленности дальнейшей жизни [1].

Изменяются и процессы памяти. Как показывают результаты психодиагностики, страдает механическое запечатление. Запоминание логически малосвязанного материала представляет для людей возраста геронтогенеза сложную, а порой непосильную задачу. Лучше всего сохраняется логическая, вербальная память. Поэтому основой прочности памяти в позднем возрасте являются смысловые связи [2].

Таким образом, у людей пожилого возраста происходит трансформация всех познавательных процессов, что влечёт за собой и изменение поведения, которое не всегда понимается и принимается как близкими людьми, так сотрудниками помогающих служб. Отсюда возрастает значимость просветительской работы среди социальных работников с целью оптимизации взаимодействия с людьми возраста геронтогенеза.

 

Список литературы:
1.    Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Нева, 2002. 656 с.
2.    Транев А.В. Психология старости. Самара: Издательский Дом БАХРАХ, 2004. 736 с.
3.    Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. — М.: Бахрах — М, 2010. 672 с.