Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ АРТ-СТУДИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Конференция: XXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Габдрахманова З.Р. ОРГАНИЗАЦИЯ АРТ-СТУДИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(25).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ АРТ-СТУДИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Габдрахманова Зарина Ришатовна
студент 6 курса кафедры дизайна Институт искусств и креативных технологий (ИИиКТ) МГГУ имени М.А. Шолохова, РФ, г. Москва
Королев Александр Валерьевич
научный руководитель, доц. кафедры дизайна, РФ, г. Москва
Ткалич Светлана Константиновна

 

В статье рассматривается возможность организации арт-пространства для обучения дизайнеров в условиях вуза. Рассмотрены принципы организации образовательной среды на примере зарубежных дизайнерских и архитектурных школ.

Актуальность. Все, что нас окружает, формирует наш внутренний мир и само отношение к окружающему. Мы запечатлеваем образы, которые впоследствии становятся для нас «стандартами». Возможно, именно поэтому десятилетиями не происходило изменений и в представлении образа учебного пространства. Существуют стандарты, сформированные в средние века, которые позволяют обучать школьников и студентов в строгости серых стен. Стоит разобраться: есть ли в этом необходимость сегодня, когда дизайн совершает триумфальное шествие по российской территории?

В связи с новыми преобразованиями, возникла необходимость разработки современного образовательного пространства, отвечающего специфике квалификационной подготовки студентов-дизайнеров.

Мы обратились к аналогам зарубежных дизайнерских школ и принципам проектирования образовательного пространства, качественно отличающегося от привычной для российских студентов образовательной среды.

Идея заключается в том, чтобы наряду с рабочими аудиториями, компьютерными кабинетами, были также:

  1. площадки для коммуникативного общения студентов,
  2. сектор для дополнительного общения студентов с преподавателями,
  3. место для выполнения практических заданий,
  4. предварительная развеска работ перед публичной защитой.

Мы провели опрос среди студентов — это самые необходимые потребности студенческой молодёжи, а не изыски элиты с аквариумами и золотыми рыбками. Рассмотрим наши предложения подробнее.

  1. Площадки для коммуникативного общения студентов необходимы, когда учебное заведение состоит из длинного коридора и множества кабинетов, где идут занятия. Практически негде общаться в перерывах, обмениваться новостями, кроме как за столом в столовой или общим местом для курения. А это противоречит культурному облику студента 21 века, но ведь так созданы условия!
  2. Сектор для дополнительного общения студентов с преподавателями также необходим. Даже после самой глубокой по содержанию лекции появляется много вопросов, но студенты знают правило: педагог закончил лекцию, он уходит из аудитории, потому что приходит другой педагог.

Особенно нуждаются в дополнительном общении студенты из неполных семей, из слабо обеспеченных семей по причине болезни. Иногда поддержка необходима для тех, кто живет в общежитии, где могут назревать конфликты, а как вести себя в такой ситуации студент бакалавриата не знает. Конечно, можно обратиться к консультантам-психологам через Интернет, но уже многие среди молодежи знают, что можно попасть в руки секты или «боевой дружины» неизвестного происхождения.

Многие вузы практикуют кабинет психолога, но студенты мало им доверяют. Более доверительно относятся к тем педагогам, которые ведут с ними практические занятия по предметам, которые очень нравятся. Создается атмосфера общего дела и заинтересованность педагога в поддержке студента, выполняющего задание.

  1. Место для выполнения практических заданий очень востребовано теми студентами, кто живет в общежитии, кто не имеет дома условий для самостоятельной работы. Не секрет, что многие студенты снимают квартиры, многие снимают комнаты, где рядом за стеной «веселые» соседи. можно надеть наушники и работать над своим заданием. Но бывает момент, когда нет наушников, а задание делать надо к следующему занятию. Отсутствие условий для выполнения домашнего задания создает нервозность, затем следует напряжение в отношениях с педагогом, с группой, которую подводишь, могут начаться и прогулы. Студент попадает в негативную капсулу, которая формируется не его вине. Но он не может из неё вырваться.
  2. Предварительная развеска работ перед публичной защитой не является обязательной. Считается, что опытные педагоги имеют зоркий глаз и быстро могут сформулировать, назвать недоработки. Но иногда студенту полезно перед серьезным выступлением на международной конференции или на Форуме показать свои работы педагогам и получить консультацию в более спокойном режиме.

Практика творческой кафедры дизайна подтверждает наш вывод, так как многие студенты-заочники с большим трудом выполняют дипломный проект. Им необходимо давать расширенную консультацию, они не могут воспринимать на лету замечания, не понимают суть недоработки и тем более технологию исправления. Часто студенты-заочники переключаются на «режим равнодушия» к своим творческим результатам, что, по сути, является житейской мудростью — самозащитой от стресса.

В учебных аудиториях, где показать работу можно только на экране, педагогу тоже сложно сфокусировать внимание на достоинствах или недостатках работы, когда все приносят работы в один день и начинается конвейерный стиль проверки творческой успешности целой группы. Когда работы однотипные, это один стиль проверки — сравнительный.

Когда проверяются творческие работы, где важно через экран компьютера уловить новаторский подход автора к композиции, цветовым переходам, световым нюансам, или, наоборот, «опознать» хитрый плагиат, сосредоточиться педагогу практически очень трудно. В таких условиях работы через несколько лет постепенно происходит профессиональное выгорание (деформация), когда и педагог переключается на «режим равнодушия» к результативности показателей студентов-дизайнеров.

В своей дипломной работе мы предложили создать современную арт-студию, творческую платформу, которую формируют и дополняют сами студенты-дизайнеры.

Предмет исследования: образовательное пространство, которое должно обладать новыми функциональными зонами, необходимыми для качественной подготовки молодых специалистов в сфере дизайна.

Создание конкурентоспособной кафедры зависит не только от умелой организации учебного процесса, но и от условий коммуникативного общения между студентами и педагогами, формирующего компетенции будущего выпускника. Комфортная обстановка для обмена профессиональной информацией позволит сочетать различные виды деятельности и вырабатывать креативные идеи.

Гипотетически мы предположили, что модернизация образовательного пространства за счёт организации дополнительных зон позволит повысить заинтересованность студентов в процессе обучения и создаст для них творческую рабочую атмосферу. Новое креативное пространство станет визитной карточкой факультета и будет привлекательным для абитуриентов, студентов из других вузов и преподавателей.

Чтобы подробно изучить эту проблему, для начала определим понятие «образовательное пространство» и в чем ее особенности. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов и пространственно-предметных факторов, социальных компонентов и межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого индивида образовательной среды, также, как и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие [1].

Образовательное пространство — это динамическое единство субъектов образовательного процесса, и система их отношений [2, с. 92]. Субъектами образовательного пространства будут выступать: обучающий (преподаватель), учащийся (студент) и активная среда между ними (учебный материал и способы его передачи).

Студент-дизайнер в течение шести дней в неделю находится в образовательном учреждении, поэтому средовое окружение может или способствовать его работоспособности, или затруднять его творческий процесс и оказывать негативное влияние на состояние. Общеизвестно, что творческий процесс у студентов еще не превратился в «кейс профессиональных штампов». Творческий порыв у студента — состояние нестабильное, волнообразное и непредсказуемое.

Рост творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее комфортна и благоприятна для студента. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социо-творческого процесса, творческой общности (группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества. Таким образом, для творческого роста молодого человека имеют значение: цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития [6].

Таким образом, образовательная среда должна представлять собой платформу для развития индивида, а не средством его ограничения. Так как получение высшего образования является этапом адаптации к будущим рабочим техническим заданиям, договорной работе в составе коллективного проекта, необходимо использовать учебное пространство как подвижную систему для максимальной адаптации в условиях, приближенных к социально-ценностной трудовой реальности. Учебное пространство должно способствовать образовательному процессу, развитию личных творческих способностей и качеств и создавать возможность свободного самовыражения и обоснования креативных решений.

Анализ организации пространства зарубежных дизайнерских и архитектурных школ позволяет выявить характерные особенности пространственных концепций и основные принципы организации эффективной образовательной среды.

  1. Свобода внутреннего устройства и возможность его перепланировки для обеспечения максимума коммуникационных процессов между студентами, большое количество многофункциональных пространств.
  2. Многогранность среды с точки зрения эмоционального и образного восприятия наличие зон с различной эмоциональной окраской стен и предметов (активные и нейтральные).
  3. Низкая степень регламентации поведениясвободная планировка, сочетающая открытые и приватные зоны; наличие зон для неформального общения (рекреации).
  4. Содержание образцов креативного поведения и его результатов — высокие эстетические характеристики среды с точки зрения дизайна.
  5. Наличие выставочных пространств и оборудования как возможность обмена опытом между участниками образовательного процесса.
  6. Высокие коммуникативные характеристики среды — связность функциональных зон (рабочих, учебных, рекреационных и т. д.); возможность непрерывной коммуникации между участниками образовательного и рабочего процесса.
  7. Предметно-информационная обогащённость: широкое использование цвета, фактур, материалов.

В целом, обобщим функциональные особенности: открытость, мультимедийность, наличие большого количества пространства для общения, наличие общего объединяющего пространства, технологичность, принцип «интеллектуального здания», трансформируемость пространства [7].

Характерной чертой такого подхода к организации учебного пространства является пластичность среды, приоритет здесь отдается свободному стилю действий. Отсутствие ограничительных барьеров, визуальных и психологических границ, привлекательный современный интерьер будет вдохновлять студентов, ведь речь идет о будущих дизайнерах, которые в дальнейшем сами будут формировать облик среды и ее компонентов.

Профессор психологии Р. Соммер пишет: «Я не вижу необходимости даже доказывать, что в приятном, красочном офисе люди более аккуратны, остаются более здоровыми и делают свою работу лучше, чем в неопрятном, типичном, сером» И с этим сложно поспорить, а точнее, с этим высказыванием стоит согласиться, так как научно и практически это доказано. Возможно, студентов с первого курса необходимо вводить в пространство красочное, с нестандартной мебелью для занятий, и они будут стремиться сделать это пространство еще лучше с помощью новых идей.

Вывод. Стратегия модернизации качества подготовки дизайнеров в учебном заведении требует конкретно разработанной пространственной среды, формирующей платформу условий для развития творческой индивидуальности студентов. Использование нового подхода к организации учебного пространства в дизайнерских школах изменит привычное отношение студентов к процессу образования и будет способствовать большей заинтересованности студентов в получении знаний, определяющих уровень компетентности в этой профессии.

 

Список литературы:

  1. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных образовательных учреждениях. — М.: ИЦКПС, 2010. — 217 с.
  2. Гураль С.К., Обдалова О.А. Синергетическая модель развития образовательного пространства // Язык и культура. 2011. № 4. — С. 90—94.
  3. Керова Т.В. Принципы креативного образовательного пространства для студентов-дизайнеров — [Электронный ресурс] — / Т.В. Керова // Архитектон: известия вузов. — 2013. — № 42 (Приложение). — [Электронный ресурс] — Режим доступа http://archvuz.ru/numbers/2013_22/79.
  4. Кондратьева О.С., Егорова Е.В. Пространство для творческой среды.http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz22_pril/56/template_article-ar=K41-60-k47.htm.
  5. Коновалова А.В. (в соавторстве) Музей и творческие вузы: конструктивный вектор образовательно-эстетического сотрудничества. Статья. // Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. 2013. № 3. — С. 84—89.
  6. Куприянова В. Креативность в психологии и генетике: состояние проблемы. Статья. // «Креативное пространство культуры». Культурологический конгресс «Креативность в пространстве традиции и инновации». Отв. редактор А.В. Ляшко. — СПб: Эйдос, 2012.
  7. Пучков М.В. Принципы организации образовательного пространства. архитектурные школы и школы дизайна. 2011. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://archvuz.ru/2011_4/5.
  8. Ризаева А.Д. Генеративный дизайн: программирование, как новый инструмент деятельности дизайнера. // Международный студенческий научный Форум РАЕ-2015. Педагогические науки. — [Электронный ресурс] — Режим доступ: www.scienceforum.ru/2015.
  9. Титов А.Л. Композиция внутреннего пространства: учеб. пособие / А.Л. Титов. Екатеринбург: Архитектон, 2012. 81 c.
  10. Ткалич С.К., Горбунов И.В. Дизайн как проектное средоточие элементов воздействия на комфортное самочувствие человека: к вопросу о методах подхода к средовому проектированию. // «Экспериментальное образование». № 12. 2014. — С. 28—30.
  11. Ткалич С.К., Дроздова В.А. Квалификационный модуль «Дизайн-консалтинг объектов социально-культурной сферы»: алгоритм подготовки и форма отчетности. // Международный Форум РАЕ — 2014. Педагогические науки. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: Studforum@rae.ru.
  12. Цимбалюк А.Н. Краткий обзор: новые возможности подготовки дизайнеров-бакалавров. Статья. // Международный студенческий научный Форум РАЕ-2015. Педагогические науки. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.scienceforum.ru/2015.