Статья:

МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Роянова К.В. МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

Роянова Ксения Валерьевна
студент Северо-Восточного государственного университета, РФ, г. Магадан
Логун Кристина Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. СВГУ, РФ, г. Магадан

 

Культура современного мира настолько разнообразна, что ее можно изучать еще ни одно столетие. Культура так различна, что сложно ответить, сколько элементов она в себя включает. Также не стоит забывать и о различии в культуре на основании различных обществ и эпох, где существовали и существуют свои особенности. Музыка один из элементов культуры, в любом обществе и любой эпохе. Безусловно, можно встретить и сходства, и различия. Мы, проведя свое исследование, хотим понять и рассказать о том, какая же музыкальная культура в современном российском обществе, а именно у молодежи.

Музыка формирует духовный мир человека, оказывает влияние на формирование и развитие личности, как в духовной, так и в материальной сфере жизнедеятельности. Музыкальные стили, направления способны оказывать не только влияние на конкретного индивида, но и способны формировать социальную реальность, а так, же в ней формировать различные субкультуры, в которых будут взаимодействовать индивиды с общими интересами. В связи с такими особенностями музыкальной культуры, мы способны регулировать поведение, взгляды, интересы и многое другое у индивида. А также музыкальная культура способна оказывать положительное или отрицательное влияние на формирование личности и повседневной жизни у студенческой молодежи.

Изучением музыкальной культуры занимались различные ученые, в том числе и социологи, к примеру, такие как: Теодор В. Адорно [1, с. 10], затрагивая современность, стоит отметить таких авторов, как: Колчинская В.Ю. [2, с. 10] и многие другие. Эти ученые занимались изучением музыкальной культуры с различных сторон, выясняя причины и степень влияния музыки в обществе, а также то каким образом это происходит. Такое количество научных работ по музыкальной тематике, свидетельствует о том, что даже в отношении социологии, музыка является актуальной темой для исследования, хотя при этом и не является самой распространенной, как например исследования социального института семьи.

В качестве основного метода исследования мы используем – метод неформализованного глубинного интервью. На наш взгляд неформализованное глубинное интервью, позволит респондентам более свободно выражаться, а также непринужденная обстановка при общении, на наш взгляд, позволит более подробно изучить данный вопрос, а также собрать как можно больше информации. Стоит сказать, что для нашего исследования будет отобрана определенная группа лиц, то есть студенты с 2 по 4 курс очной формы обучения, социально-гуманитарного и физико-математического факультетов.

Для нашего неформализованного интервью, количественный метод по расчетной формуле, который используется, например, при анкетировании, не подходит, поскольку наш метод является качественным. Поэтому, чтобы наше исследование было объективным и подробным, позволяющим рассмотреть интересующую нас тему более разносторонне, мы зададим определенные критерии, для отбора респондентов.

Критерии отбора для респондентов глубинного интервью:

  1. Мужчины и женщины в соотношении 50/50.
  2. Респонденты должны быть отобраны по принадлежности или нет, к неформальным субкультурам, то есть из женщин должно быть по принципу 50/50 отобраны неформальные представители и нет, и так же с мужчинами.
  3. Респонденты не должны быть учащимися одной группы, то есть однокурсниками.
  4. От каждого курса (с 2 по 4) должно быть отобрано по 2 респондента, по принципу пункта 2.
  5. Респонденты по принципу 50/50, из указанных ранее критериев, должны быть отобраны с разных факультетов (социально-гуманитарный и физико-математический).

Данные критерии для всех респондентов являются одинаковыми, и в процессе отбора респондентов мы должны отобрать ровно 6 респондентов по данному критерию. Первый курс для исследования мы решили не брать, поскольку первокурсники проходят адаптацию в новой социальной группе, и мы не можем полностью быть уверены в сформировавшемся их музыкально-культурном вкусе.

В результате проведенного нами неформализованного глубинного интервью, мы получили различные качественные данные.

Как видно непосредственно из интервью, респондентов можно разделить несколько групп:

1 группа – Влияние на интерес оказали друзья. 2 респондента).

2 группа – Влияние на интерес оказали семья и друзья.

3 группа – Влияние оказало СМИ.

Стоит отметить, что наибольшее влияние оказали и семья, и друзья на музыкальный интерес у респондентов. На втором месте по степени своего влияния, оказалась группа «друзья», их общее число составило.

Поэтому можно сделать вывод, что семья, а также и друзья имеют возможность формировать музыкальный вкус, а также его регулировать в зависимости от своих принятых правил и норм.

Так же не менее важным фактором, на наш взгляд, является лояльность со стороны респондентов по отношению к тем музыкальным жанрам, к которым они не проявляют интерес. Данный вопрос был сформулирован следующим образом: «Может, есть какие-то музыкальные жанры, к которым вы испытываете симпатию, или может антипатию?». Данный вопрос формулировался в зависимости от того, как проходило интервью, и каким образом респондент отвечал на вопросы.

Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего респонденты говорят об антипатии относительно тех музыкальных жанров, которые они не слушают и к которым не проявляют какой-либо интерес. Отметим, что при ответах на данные вопросы интервью особой агрессии респонденты не проявляли. Иначе говоря, по отношению к не интересующим жанрам, респонденты проявляют лояльность, но при этом не считают такие жанры за музыку.

Дальнейшее направление нашего исследования заключалось в том, чтобы найти доминирующие факторы: для чего обычно используется прослушивание музыки, и то при помощи чего, а главное где (места прослушивания музыки). Были получены следующие ответы. На наш взгляд, эти факторы, позволяют составить образ личности в современном обществе.

Можно сделать вывод о том, что независимо от прослушиваемого музыкального жанра, опрошенные респонденты используют музыку в одних и тех же целях и при одних и тех же обстоятельствах. Данные обстоятельства можно вынести, как характерную схожую черту для всех респондентов, вне зависимости от их музыкальных предпочтений.

Музыку как искусство студенты не рассматривают. Это выражалось не только в их сбивчивых ответах, но и во внешних данных: респонденты заметно волновались и подолгу отвечали на вопросы с паузами.

Но все по-своему говорили о том, что музыка – это способ выразить чувства и то звучание, которое создает музыка, их определенно привлекает.

Можно сказать, что музыка как вид искусства привлекает их своим звучанием и в качестве способа расслабления. Таким образом, музыка в современном обществе привлекает своим содержанием (тексты песен, мелодии и т. д.).

Так же на наш взгляд важно то, каким образом музыка оказывает влияние на образ жизни людей, если оно как таковое существует. По внешним данным респондентов, можно сделать вывод о том, что музыка оказала влияние на внешние особенности только у одного респондента, на остальных респондентах внешних отличительных признаков не было. Но для того, чтобы уточнить оказала ли музыка влияние на глубинные особенности личности, мы задавали следующий вопрос: «В целом, если говорить о музыке и вас в настоящем, она оказала какое-нибудь влияние на ваш образ жизни, взгляды?».

Музыка в той или иной степени оказывала влияние на их сферы жизни, в которых они находятся. Но так, же стоит отметить, что для некоторых музыка до такой степени связанная с их жизнью, что они даже не могут ответить на то, оказала ли она какое-либо влияние.

В качестве итога можно сказать, что музыка способна изменят у личности различные не только их взгляды на различные вещи, но так, же влиять на их восприятия реальности и восприятие окружающего их социального мира.

Данное исследование позволило изучить особенности формирования музыкальной культуры у молодого человека, а также то каким образом музыкальная культура оказывает влияние на личность индивида, его повседневную жизнь. Музыка является стимулом основной деятельности, дополнять и в тоже время вносит разнообразие в повседневность. Музыкальная культура молодого человека отличается разнообразием жанров, служит способом для стимуляции основного вида деятельности, а также способствует концентрации внимания и мышления, но при этом музыкальная культура не является основным видом деятельности. Это говорит о том, что у современной молодежи существуют другие приоритеты и ценности для осуществления своей деятельности, как членов социальных групп, в которые они включены.

 

Список литературы:

  1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. // Университетская книга. – М.; СПб. – 445 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hren-morkovkin.ucoz.ru/load/0-0-0-29-20.
  2. Колчинская В.Ю. Виды музыкальной деятельности // Материалы III Всероссийского социологического конгресса / Секция 16. Социология культуры. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_bank/1208267483.pdf.