Статья:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Кудашева Д.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кудашева Диана Владимировна
студент, специальность «Музыкальное образование», БУ Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, РФ, г. Нижневартовск
Рогачевская Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, преподаватель БУ Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, РФ, г. Нижневартовск

 

Актуальность проблемы развития творческого воображения младших школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к урокам музыки. Вследствие этого поиск новых современных педагогических условий и методов воздействия на учащихся с целью развития их творческого воображения выступает как актуальный.

Разработка содержания и методов развития творческого воображения представляется достаточно сложной проблемой из-за недостаточной теоретической разработанности данного понятия. В науке до сих пор не сложилось общепринятого понятия сущности данного процесса, дискуссионной является и проблема его развития в младшем школьном возрасте.

Развитию воображения и изучению его места в художественно-творческом процессе всегда придавалось большое значение. Еще Аристотель называл воображение «интеллектуальным зрением», благодаря которому у нас возникает образ.

Р. Декарт полагал, что философы искры знания извлекают посредством разума, а поэты – посредством воображения.

Согласно мнению психологов, одна из форм связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое воображение строит свои продукты, образные модели из материала конкретных воспоминаний, взятых из действительности и прежнего опыта человека [1, с. 6].

Воображение – это психологическая основа, процесс отражения действительности, средство реализации творческого процесса в любой области деятельности, который заключается в создании художественных образов через переработку имеющихся представлений.

Развитие воображения происходит по линии замещения реально существующих предметов, воображаемыми.

Воображение является фундаментальной основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в жизненных ситуациях, решать познавательные задачи и практические действия, создавать образы и оперировать ими.

Изучением воображения занимались многие ученые-исследователи: в области психологии – Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин; в области педагогики – А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский; в области музыкальной педагогики – Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, В.В. Ветлугина, Б.М. Теплов и др.

Наиболее признанной точкой зрения, является определение понятия воображения как процесса (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

М.В. Гамезо отмечает: «Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте».

Выдающиеся отечественные ученые Л.С. Выготский и В.Т. Кудрявцев рассматривают воображение как способность, Л.Д. Столяренко и Б.М. Теплов как творческую деятельность.

Педагогический аспект рассмотрения проблемы выявляет, что способность к воображению является универсальным действием, позволяющим не только создавать новые образы и мысли, выдумывать то, чего в действительности не существует, но и правильно видеть то, что действительно существует в мире, но еще не выражено в виде понятия. Именно воображение позволяет чувственно и целостно воспринимать окружающий мир, во всем многообразии предметов и их качеств (Э.В. Ильенков).

Психологи выделяют такие виды воображения как непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое, музыкальное.

Творческое, музыкальное, художественное воображение – представляет собой психический процесс, который происходит под воздействием произведений искусства.

В музыкальном творчестве большую роль играет эмоциональное начало. Чувственный фон, являясь ведущим для работы воображения, отражает внешние впечатления и преобразуется воображением в звуковом музыкальном ряде.

Хорошо известны слова Б.Ф. Асафьева о том, что «можно слушать музыку, но не слышать ее, смотреть на картину, но не видеть живопись».

Б.М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей», отмечает, что понять художественное произведение – значит эмоционально пережить его, прочувствовать и поразмыслить над ним.

Ю.М. Кузнецов определяет процесс создания художественных образов как непрерывный ряд «решений», который художник выполняет, воссоздавая и материализуя свой эстетический замысел. Эти творческие решения (выбор эстетически оправданных форм, звука, цвета, слов и т. д.), всегда основываются на сочетании того, что художник осознает и не осознает. Неосознаваемый мотив действий всегда присутствует в настоящем художественном творчестве.

Необходимость развития творческого (художественного) воображения через совместную деятельность учащихся и педагога, направленную на раскрытие содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенных в ней, подтверждает исследователь Л.Ф. Алимская.

Главная функция музыкального искусства, как справедливо отмечает автор, состоит в формировании художественного вкуса и расширении жизненного опыта ребенка. Если дети достаточно глубоко и образно выявляют художественное содержание музыкального произведения в своих размышлениях о нем, то, значит, они подсознательно проделали целостный анализ и синтез. Полученный на уроках музыки опыт творческого воображения, поможет детям в дальнейшем ценить духовное, возвышенное в окружающей действительности.

Главная задача учителя музыки заключается в том, чтобы с помощью искусства дети приобрели личностный опыт сопереживания, чувствования, умения объяснить и представить музыкальные образы, чтобы у них развивался не только интеллект, но и духовно-нравственные качества. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, развивать их способности к художественно-образному восприятию музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру [5, с. 23].

Во время педагогической практики, процесс уроков музыки по решению проблемы развития творческого воображения младших школьников, мы осуществляли на основе интересов детей. Использовали активные и интерактивные методы («погружение в искусство», осознание личностного смысла, художественное слово, иллюстрирование музыкальных произведений, игровой метод и т. д.), способствующие раскрытию внутреннего мира и творческих способностей детей. Осваивая музыкальные образы, школьники учились воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей жизни, в человеческих отношениях.

Обращение к эмоциональным реакциям обучающихся, являлось необходимым фактором, который раскрывал их творческую фантазию и творческие возможности.

На уроках, дети размышляли о музыке, раскрывали чувственные образы прослушанных произведений, старались выразить собственное мнение по проблемным вопросам. Творческое воображение помогало школьникам в их умственных исканиях.

Результаты исследования показали, что развитие творческого воображения младших школьников происходит в процессе различных видов деятельности, эффективно осуществляется как целостный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей под воздействием комплекса педагогических условий: обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность учителя; предоставление детям возможности активно задавать вопросы; стимулирование детей к высказыванию собственных идей по поводу звучащей музыки; подготовка творческих заданий, направленных на активную работу фантазии и всей эмоциональной сферы учащихся; организация различных видов деятельности детей с использованием комплекса методов развития творческого воображения младших школьников.

Таким образом, увлекая школьников в мир художественных ценностей музыкального искусства, мы развиваем у них культуру размышления, представления и эмоционального переживания, что способствует активному изменению и совершенствованию обучающихся в деятельности.

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – С. 96.
  2. Константинова Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа. – 2000. – №7. – С. 52–63.
  3. Немов Р.С. Психология: В 3 т. – М.: Владос, – 2003. Т. 3. – С. 635.
  4. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасиского. – М., 2004. – С. 538.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.