Статья:

ИСТОРИЯ МОРДОВСКОГО НАРОДА. МОРДОВСКОЕ СЕЛО «КУЛЯСОВО»

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Алдаева Е.А. ИСТОРИЯ МОРДОВСКОГО НАРОДА. МОРДОВСКОЕ СЕЛО «КУЛЯСОВО» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 31 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ МОРДОВСКОГО НАРОДА. МОРДОВСКОЕ СЕЛО «КУЛЯСОВО»

Алдаева Елена Алексеевна
Студентка, 1 курса, ПГУ, г.Пенза
Кошелева Алла Игоревна
научный руководитель, доц. кафедры истории Отечества, государства и права ПГУ, РФ, г. Пенза

В жизни любого человека каждый день происходят события: большие и малые, но они, к сожалению, быстро забываются, заслоняются новой информацией. И в этой повседневной суете нам вроде бы и нет времени, чтобы остановиться, подумать: А правильно ли мы живём? Что полезного сделали для своего родного края?

Мы должны знать и помнить своё прошлое, не должны быть «Иванами, не помнящими родства» Несомненно, прошлое интересно, несмотря даже на наше хорошее настоящее.

Кто- то на вопрос: «где твоя Родина?», ответит: «В России», а я, не сомневаясь, отвечу, что моя Родина – Кулясово. Кулясово мордовское – эрзя село в Пензенской области. Основано на одноимённой речке приток (Аряша). Образовалось село до 18 века. Существуют две версии об образовании Кулясово. Первые поселенцы по преданию – охотники, селились на берегу реки Кахморка в лесу. Надоело им жить в овраге, переселились они на гору под названием «Старое село». Из этого села два брата Брага-атя и Нурдо-атя поселились на новом месте. Их мать Акулина (Куля) стала жить вместе со вторым сыном на месте Кулясово и назвала село своим именем, по другой версии, название связанно с дохристианским мужским именем у мордвы Куляс или Куляска. Человек с этим именем был первопоселенцем, главой патриархальной семьи.

Мордва занимает седьмое место по численности среди других народов России и является крупнейшим финноязычным этносом российской Федерации. Ведущее место занимало земледелие, выращивались полба, ячмень, рож, горох, лён. Значительное место принадлежало скотоводству (свиньи, козы, крупный рогатый скот.) Занимались также рыболовство, охотой, бортничеством. Каждое из древнемордовских племён включало несколько отцовских родов, состоявшее из патриархальных семей, главой которого являлся кудо-атя (кудо-дом, атя-старик). В традициях мордвы был обычай, когда сыновей женили на взрослых девушках. Некоторые исследователи считают, что их целью была чисто экономической: богатый отец старался поскорее женить сына, чтобы взять домой новую рабочую силу. Родители в тех же целях, только, наоборот, старались держать дольше своих дочерей при себе. Каждая семья, в которой подрастала, будущая невеста задолго до замужества задумывалась над тем, как выгоднее всего сбыть их с рук. Девушке нельзя было показывать своё лицо, при этом постараться раззадорить жениха, поэтому девушек на выданье всячески баловали подарками, красивыми одеждами, кормили от души.

В плоть до начала 20 века среди мордвы были распространены ранние формы религиозных воззрений, связанные с патриархальной структурой общества, почитание умерших сородичей, веру в божеств олицетворяющих различные природные явления. В дохристианских религиозных верованиях мордвы большое количество преобладания женских божеств. Название их обычно состоят из двух слов: божество леса (вирь)-Вирь –ава (ава-женщина, мать), воды (вядь) – Вядь-ава, огня (тол)-Тол-ава, дома (кудо)-Кудо-ава и т.п. Считалось, что боги могут наделать много бед, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божества в лесах, на полях, в жилищах, в хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения. Примерно с 14 века в среду мордвы стало проникать православие. Собирая материалы, я нашла интересную книжицу, выпущенную в Пензе в 1927 году под редакцией Г.А.Полумордвинова. Называется она «Мордовское население Пензенской губернии». Там говорится, что до прихода в мордовские земли монголо – татар (1239 год), мордва жила мирно, но так, как мир тогда находился в постоянной войне: русские князья воевали между собой, с тевтонцами, литовцами … то, конечно, в этот процесс не могла быть вовлечена и мордва. В летописях были отмечены нападения русских князей (Муромских, Рязанских, Нижегородских) на мордовские земли: в 1103, 1172, 1182, 1227, 1228, 1229 и последнее в 1239 году. До монгол мордва вела осёдлый земледельческий образ жизни, имела достаточные запасы хлеба, имела «зимницы» – землянках в глухих необитаемых чащобах для охоты на пушного зверя. Для обороны мордва строила города: огороженные поселения в открытых долинах рек. Остатков таких городищ сохранились и на сегодняшний день в районе Городище, Шемышейки, Камешкира. Пока не взяла эту книжицу в руки, я даже не подозревала, что бывают лисы белые (песец?) и полосатые!? А ещё среди мордовских угодий назывались в 16 и 17 веках бобровые гоны. В 1444 мордва уже участвовала в битве под Рязанью в составе русских войск против хана Мустафы.

В Кулясове 1861 была построена школа. В 1864 г. были построены две мельницы. В 1757 году была построена деревянная церковь во имя Михаила Архангела. В 1929 г. организован колхоз «Видище». В 1839 году в Кулясове проживали 553 мужчин и 585 женщин. 115 человек занимались изготовлением саней и телег. В 1902 году в Кулясове в 200 дворах жили 667 мужчин и 690 женщин.

Кулясово не только мордовское – эрзянь село, но и в его окрестностях проживали интересные личности, которые своими делами прославили камешкирский край. В мордовском селе Кулясово жила народная сказительница Ефимия Петровна Кривошеева. Её поэтическое дарование пробудилось рано. Такие произведения нашей землячки, как «Плач о Кирове», «Завещание», вошли в сокровищницу русской литературы. Её сын Илья Петрович (Морыця) написал 12 поэтических сборников, он всю свою жизнь посвятил просвещению мордовского народа. При крепостном праве село Кулясово принадлежало А.Н.Шахматову. Это был дворянин. участник Отечественной войны 1812 года. Его дочь А.Н.Шахматова вышла замуж за В.Г.Трирогова, который после окончания Петербургского университета служил в канцелярии наместника Кавказа. В начале 20 века на кустарной выставке в Саратове приняла участие помещица А.Н.Трирогова, организовавшая в селе изготовление замков.1896 году мастер был выписан из села Павлова Нижегородской губернии. Замки были очень качественными и стоили от 5 коп. до 1 руб. 50 коп. В церковноприходской школе дети обучались резьбе по дереву, этот промысел был удостоен бронзовой медали Саратовской выставки. 1889–1990 гг. мужем помещицы В.Г.Трироговым заложен в селе плодово-ягодный питомник на площади одна десятина, в питомнике росли кедры, ели, пихта, лиственница, сосна. Особо охотно крестьянами собирались из питомника красную смородину и яблони. Помещица сдавала крестьянам участки своей земли по одной трети десятины в льготную аренду на 12 лет, с условием, чтобы её использовали под садоводством, причём посадочный материал отпускался бесплатно. Садоводом у неё был ученик Грелля, известный специалист в этой отрасли. У Тригоровых было три сына: Алексей окончил Петербургское Морское училище, был жена на дочери Менделеева Ольге Дмитриевне. После свадьбы они жили в усадьбе при с.Кулясово. Ольга Дмитриевна была очень проста, она строила усадьбы крестьянам, помогала им в сельском хозяйстве. После смерти дочь Менделеева была похоронена в с.Кулясово; Второй сын Григорий стал юристом и служил в Судебной палате Министерства земледелия; третий сын Всеволод, так же юрист, служил в Судебной палате окружного суда, избирался председателем Кузнецкой земельной управы. Кулясово родина мордовского поэта Е.И Пятаева (1914-1966). Пятаев Емельян Иванович (Эмиль Пятай) 17.08.1914, с. Кулясово Кузнецкого уезда Саратовской губернии, ныне Камешкирского района – 05.08.1967, Саранск) эрзя – мордовский писатель. После окончания школы работал пчеловодом. Основные его произведения: «Келей Паксясо» («В широком поле»), «маней валске», («Солнечное утро»), «Валдо зорят» («Светлые зори»), «Тундонь вармат» («Весенние ветры»), «Сурские напевы» и др. По рассказам, я узнала, что и Пугачёв проходил по нашим землям. Ещё одна интересная личность, прославивший Камешкирский край, с.Кулясово народный заступник Григорий Карпович Ульянов 25 сентября 2014 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося мордовского просветителя, общественно-политического деятеля, педагога, журналиста. 25 сентября 2014 году в селе Кулясово в честь Г.К.Ульянова состоялся праздник, включавший научно-практическую конференцию и концерт. В его подготовке приняли участие Министерство образования и Государственный комитет Республики Мордовия. На школьной площади состоялся концерт, на котором своим певческим мастерством в исполнении порадовали зрителей. Мне очень захотелось подробно узнать о истории мордовского просветителя. Григорий Карпович Ульянов родился в эрзя-мордовском селе Кулясово Кузнецкого уезда Саратовской губернии, что ныне в Камешкирском районе Пензенской области, в крестьянской семье, давшей России двух замечательных людей Елену и Григория Ульяновых, деятельность которых оказала значительно влияние на просвещение мордовского народа. После окончание сельской школы Григорий Ульянов поступает в Вольскую учительскую семинарию, после завершения обучения 1885 году начинает свою педагогическую деятельность в качестве учителя в мордовском селе Наскафтым Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейского района Пензенской области). Молодой педагог быстро сблизился с крестьянами, вёл с ними беседы, которые выходили за рамки школьной программы и тогда назывались «крамольными». В 1889 году он был лишён права заниматься педагогической деятельностью «по политической неблагонадежности». Григорий Карпович Ульянов был вынужден покинуть свой родной край и переехать в город Саратов, где устраивается на работу в отдел губернской земской управы, а затем возглавляет отдел народного образования. В Саратове он знакомится и сближается с другим не менее известным мордвином родом из эрзя-мордовского села Камаевка Петровского уезда Саратовской губернии, писателем и общественным деятелем Степаном Васильевичем Аникиным (годы жизни 1869–1919) вместе с которым создаёт Общество взаимопомощи учителей и учеников народных училищ Саратовской губернии, вскоре участвует во Всероссийском съезде этого общества, который состоялся в 1902 году. С 1902 года Г.К.Ульянов становится активным деятелем Партии социалистов революционеров (эсеров), содействует созданию саратовской организации и Всероссийского крестьянского союза. В Саратове Г.К. Ульянов знакомится с лидерами народнического движения. Под их влиянием у него улетучивались надежды на школу и хорошего учителя. За активное участие в демонстрациях, нелегальной политической деятельности организацию крестьянского движения Г.К.Ульянов в 1905 году был арестован и сослан на пять лет в Восточную Сибирь. В 1907 году Г.К. Ульянов через Финляндию эмигрирует в Италию, а с ноября 1908 года живёт в Париже, работает в эмигрантских организациях эсеров публикуется в их изданиях под псевдонимом Иван Деревенский, призывает в своих статьях к активной к активной революционной борьбе с самодержавием, критикует деятельность правительства. Оказавшись почти на десятилетие за пределами России, он продолжал жить мыслями о своей родине, отчётливо осознавая, что эмиграция была для него вынужденной, обусловленной реакцией, последовавшей после поражения Перовой русской революции 1905–1907 годов. За границей он занимается самообразованием, публикует очерки, статьи, исследует историю народного просвещения, продолжает политическую деятельность, издаёт в Женеве Журнал «На чужбине». В связи с начавшейся в 1914 году Первой Мировой войной, Г.К.Ульянов участвует в создании в 1915 году Комитета интеллектуальной помощи русским военнопленным. В мае 1917 года Г.К. Ульянов возвращается в Россию, в родные края. С июня 1918 г. Начинается новый этап в жизни Г.К. Ульянова, он становится сотрудником Народного комиссариата по просвещению, назначается ответственным секретарём еженедельника «Народное просвещение». В 1919 году он совершает поезду Саратовскую и Пензенскую губернии, которое описывает в цикле очерков «Письма с дороги». Г.К, Ульянов проявил себя в качестве талантливого организатора просвещения мордовского народа. Он приложил немало усилий в создание мордовской национальной школы, этим он объединял мордовскую интеллигенцию, нацеленную на подъем культурного уровня родного народа. Одна из ярких страниц его жизни – участие в спасении детей голодающего Поволжья, он выезжал районы Поволжья для оказания помощи голодающим, сам вывез белее сорока крайне ослабленных голодом ребят, занимался организацией детских домов. Г.К. Ульянов всегда относился неравнодушно к проблемам народного образования в Мордовском крае, считал, что необходимо было создать социальный институт истории, языка и фольклора мордовского народа, организации научных экспедиций в губернии, заселённые мордвой. Вся творческая деятельность Григория Карповича Ульянова была тесно связана с журналистикой. Публиковал журналы «Народное Просвещение», «Просвещение национальностей», «Народный учитель», «Крестьянский журнал», в газетах «Якстере Теште» («Красная звезда») и др. около 60 статей. Вместе со своей сестрой Еленой Карповной(Ульянова) в 1923 году в Москве Г.К.Ульянов опубликовал первый эрзя-мордовский советский букварь «Тундонь чи» («Весенний день»). В начале Великой Отечественной войны Григорий Ульянов эвакуировался из Москвы в город Климовск, что рядом с городом Подольском Московской области, где и скончался 23 января 1943 года на семьдесят девятом году жизни. Большой и тернистый путь прошёл даровитый сын мордовского народа, вышедший из деревенской глубинки с. Кулясово, малограмотной крестьянской среде, вставший в один ряд с крупными революционными деятелями России, внёсший существенный вклад в общественно-политическую жизнь России, в просвещение родного мордовского народа. Светлую память о своём знаменитом земляке, сохраняют его односельчане. В школьном краеведческом музее его родного села Кулясово, который был открыть в 1989 году, имеется стенд, посвященный специально Григорию Карповичу Ульянову.

Завершив свою статью, хочется сказать, что всё-таки во все времена мудрый мордовский народ неизменно славился своим трудолюбием, мастерством и талантом, вписывая яркие страницы в географическую летопись Отечества, который на веки прославляет его ратными и трудовыми подвигами. Этноконфессиональная политика Правительства Пензенской области направлена на поддержку многогранной мордовской национальной культуры, сохранение богатейшего наследия народа.

 

Список литературы:

1. Камешкирский край. Из прошлого в настоящее. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кулясово (Дата обращения: 10.12.2015).

2. Народный заступник / Н.Ф. Мокшин; Региональная мордовская национально – культурная автономия Пензенской области / и др. – Пенза: «Пензенская правда», 2014 – С.40 / Замечательные представители мордовской интеллигенции.

3. Народы России. Энциклопедия. М.1994 https://ru.wikipedia.org/wiki/Мордва (Дата обращения: 15.12.2015).

4.  Об истории наших сёл Юрий Ряшин. Пенза июнь 2007.

5. Этнология. народы России: История и современное положение. Под. ред. Мастюгина Т.М, Перепелкина Л.С. – М. 1997.