Статья:

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Елясова Е.В. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 16.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Елясова Елена Викторовна
студент 6 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф.Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф.Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан

Сенсорное развитие ребенка, это развитие его всей эмоциональной сферы, развитие чувств и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: о форме, цвете, размере, положение в пространстве и тому подобное. Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития. Чувственное познание имеет очень важное значение в дошкольном детстве, которое является наиболее благоприятным периодом формирования и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Для организации правильного сенсорного развития необходимо понимание возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. У него уже появляется круг элементарных обязанностей. Меняются взаимоотношения со взрослыми, приобретая новые формы, при которых общие действия постепенно замещаются самостоятельным выполнением указаний. Кроме того, в этом возрасте ребенок уже вступает в определенные отношения со сверстниками, также определяет ситуацию его развития.

Дошкольник приобретает собственной опыт и усваивает доступный ему опыт других, общаясь со взрослыми, играя в ролевые игры, выполняя трудовые поручения и т.п., то есть он постоянно учится. Кроме того, в этом возрасте начинается освоение форм учебной деятельности, специально направленной взрослыми на усвоение детьми человеческого опыта. Учебная деятельность детей представляет собой общение со взрослыми, которые не только активизируют, направляют, стимулируют действия, но и руководят процессом их формирования. Дети усваивают знания, умения и навыки, учатся необходимым для этого действиям и операциям, овладевают способами их выполнения. Среди таких действий называют прежде всего целенаправленное восприятие объектов, выделение и называние их характерных признаков, группировка предметов, рассказ о воспринимаемое, составление рассказов, перечень предметов, рисование, чтение, слушание музыки и тому подобное. Роль обучения в умственном развитии ребенка возрастает, если обеспечивается приобретение не отдельных знаний, а определенной их системы и формирования необходимых для их усвоения действий (А. Запорожец и др.).

В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребенка. Происходит дальнейшее развитие наглядно-образной формы мышления. Возникают новые ее формы [3, c.213]. Мышление становится образно-языковым, то есть опирающимся на образы воображения и осуществляется с помощью слов. Все это свидетельствует о том, что мышление приобретает определенную самостоятельность, постепенно отделяется от практических действий, становится умственным действием, направленным на решение познавательной мыслительной задачи. Развитие мышления тесно связано с существенными положительными сдвигами в речи дошкольников [4, c.64]. Возрастает роль речи в функционировании мышления, поскольку именно она помогает ребенку мысленно («о себе») оперировать объектами, сопоставлять их, раскрывать их свойства и отношения, выражая этот процесс и его результаты в суждениях и рассуждениях.

У дошкольников начинает формироваться произвольное внимание. Они уже могут выделять объекты, отвечающие потребностям их деятельности, и специально сосредоточиться на них. Непроизвольное внимание при этом не исчезает, оно продолжает развиваться, приобретая большую устойчивость и объем [5, c.274].

Неотделимым от развития мышления и речи является воображение дошкольников. Воображение зарождается в недрах представлений ребенка об окружающей действительности, но не сводится к ним. В своем воображении ребенок всегда будто отрывается от реальных событий. Старшие дошкольники способны уже управлять процессом фантазирования для достижения определенной цели. Благодаря этому можно говорить о развитии в старшем дошкольном возрасте не только репродуктивного воображения, но и о зарождении творческих форм воображения.

Психические процессы не только проявляются, но и формируются в различных специфических детских видах деятельности. Как замечает Г.С. Абрамова у ребенка 7 года жизни «формируется выборочное, оценочное отношение ребенка к тем видам деятельности, которые в наибольшей степени способствуют достижению им успехов, то есть субъективно значимыми» [1, c.78]. Благодаря включению старших дошкольников в различные виды деятельности в соответствии с их склонностями и интересами достигается не только значительный воспитательный эффект, но и создаются положительные предпосылки для развития способностей подрастающей личности ‑ как общих, так и специальных.

Ведущей деятельностью остается игра (В.С. Мухина). Смысл ее все более интеллектуальный, соответствует уровню умственного развития старших дошкольников. В этом смысле “отражаются общественные события, которые начинают осознавать дети, этические правила, которыми регулируются отношения между людьми, различные фантастические сюжеты. Меняется и мотивация игр. Среди игровых мотивов значительное место занимают познавательные интересы, потребность в сравнении себя в каком-то отношении со сверстниками, в сотрудничестве с ними, самооценка и др.

Ребенка интересует не столько результат, как сам процесс игры. Вместе с тем в игре проявляется активное стремление к определенной цели, оперирование предметами, разговоры, отношения с другими людьми и т.д., что и предопределяет результативность игры, которая выражается, прежде всего не в материальных продуктах, а в тех познавательных, эмоциональных и других достижениях, которые формируются в ребенка в процессе игровой деятельности.

Игра дошкольников является средством отображения окружающей действительности, способом освоить деятельность и взаимоотношения взрослых, которые по-другому недоступны для ребенка. Игра на этом этапе символическая по своему содержанию, что существенно влияет на развитие детской психики. Так, опыт использования символов, замещения одних объектов другими помогает в будущем овладевать социальными знаками. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти у ребенка. Сознательные цели (сосредоточить внимание, запомнить, воспроизвести) раньше и легче отличаются детьми именно в игре.

Различают две основные фазы или стадии в развитии игры. Для первой стадии (3–5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия [2, c. 58]. На второй стадии (5–7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, а содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии дошкольников играют различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликации, конструирование, лепка).

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и связи предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, которые позволяют полнее и более дифференцированно воспринимать мир. Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный круг представлений о тех или иных свойствах предметов, и некоторые из таких представлений начинают выполнять роль образцов, с которыми сравниваются свойства новых предметов в процессе их восприятия. В то же время начинается переход от предметных образцов, основанных на обобщении личного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов, то есть с выработанными человечеством представлений об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений (цвета, формы, размеров предметов, их положение в пространстве, высоты звуков, продолжительности промежутков времени и т.п.).

Постепенное ознакомления детей с различными видами сенсорных эталонов и их систематизацией – одна из важнейших задач сенсорного воспитания в дошкольном возрасте [1, c.127]. В основе такого ознакомления должно лежать организация взрослыми действий детей по обследованию и запоминания основных разновидностей каждого свойства, которая осуществляется прежде всего в процессе их обучения рисованию, конструированию, лепке и др. Параллельно организуется запоминания ребенком слов, которыми обозначают основные разновидности свойств предметов. Слово-название закрепляет сенсорный эталон, позволяет более точно и осознанно его использовать. Но это происходит при условии, что названия стандартов внедряются на основе собственных действий ребенка по обследованию и использования соответствующих стандартов. В этом возрасте происходит снижение порогов чувствительности (зрительной, слуховой и др.). Растет острота зрения, способность различать оттенки цветов, развивается звуковысотный и фонематический слух, осязательные ощущения и тому подобное. Все эти изменения являются результатом того, что ребенок овладевает новыми способами восприятия, которые должны обеспечить обследование предметов и явлений действительности, их различных свойств и связей [2, c.50]. Действия восприятия формируются в зависимости от овладения теми видами деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Так, развитие зрительного восприятия связан прежде всего с занятием продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием), фонематического – с речевым общением, а звуковысотный слух развивается на музыкальных занятиях (с помощью игр-упражнений, построенных по принципу моделирования звуковысотных отношений).

Постепенно восприятия выделяются в относительно самостоятельные действия, направленные на познание предметов и явлений окружающего мира, на выполнение первых перцептивных задач. Перцептивные действия, адекватные объекту, начинают формироваться у детей примерно в пять-шесть лет. Их характерным признаком является развернутость, включение в себя большого количества движений рецепторных аппаратов, осуществляемых рукой или глазом.

Таким образом, сенсорное воспитание закладывает основы развития всех основных психических процессов ребенка и речи, и памяти, и мышления.

 

Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
2. Ермолова Т.В. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на рубеже 7 лет // Вопросы психологии. – 1999. – № 1. – С. 50–60.
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2013. – 992 с.
4. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М.И. Лисина // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: НИИОП, 2013. – 168 с.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 442 с.