Статья:

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Данилина В.С. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(30).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 49 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ

Данилина Вероника Станиславовна
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Ильин Валерий Алексеевич
научный руководитель, профессор, кандидат педагогических наук, Пензенский Государственный Университет

На сегодняшний день большими темпами увеличивается количество детей – инвалидов, это показатель очень печальный, на это явление оказывают воздействие самые разные факторы, например, вредные привычки, инфекционные заболевания, врожденные дефекты, наследственность и так далее.

К концу 2015 года насчитывается 604 850 тысяч детей – инвалидов в России по данным Росстата, на территории города Пензы на 01.01.2015 год приходится 1 343 ребенка – инвалида.

Дети – инвалиды, это группа детей, которым характерно стойкое расстройство функций организма, сопровождающееся серьезным заболеванием, врожденными недостатками, как умственного, так может быть и физического развития, различные травмы, все эти перечисленные элементы приводят к ограничению нормальной жизнедеятельности ребят и важно, предоставить необходимую дополнительную социальную помощь и защиту этой категории населения.

Главная цель занятия физической культурой – это не только поддержания в норме здоровья детей – инвалидов, но и актуальная возможность для развития собственной дисциплины, самооценки ребенка, самоуважения, духа команды, дружбы, сплоченности коллектива, умение общаться со сверстниками и так далее.

Исходя из выводов исследований, что универсального метода обучения детей – инвалидов – нет, то необходимо выявить и составить собственную программу занятия спортом с конкретным ребенком, учитывая его возможности, психологические особенности, интересы, потребность в познании.

В ходе выполнения физических упражнений, происходит развитие личности ребенка, который имеет жизненные ограничения, в результате инвалидности, а именно, формируется разумно восприятие собственного «Я» и окружающего мира, способность адаптироваться в новую окружающую среду и эффективно взаимодействовать с объектами, находящимися в ней, стойко реагировать на стрессы.

У детей – инвалидов физические возможности напрямую зависят от вида их заболевания и для них недоступны обычные спортивные игры, которые предназначены для здоровых детей. Таким образом, специалистам необходимы знания, опыт и талант для занятий с инвалидами, например, дети, которые страдают церебральным параличом, ограничены в движении, речи и сопровождаются нарушениями в психике, важной особенностью этого заболевания – это аномальное распределение мышечного тонуса организма, что в итоге приводит к нарушению координации движений.

Оказать помощь детям, страдающим этим недугом, реабилитировать и социализировать их, педагоги, массажисты, учителя физкультуры прибегают к методам адаптивной физической культуры, благодаря им возможно максимальное развитие жизнеспособности детей – инвалидов, оптимизация их состояния и развития.

Следует отметить, что для здоровых детей спорт – это обычная потребность, то для детей – инвалидов, физические упражнения жизненно необходимы, так как - это ключ к физической, социальной и психической адаптации.

Ребенок, имеющий то или иное заболевание, сможет только по-настоящему жить, узнать себя, «выбраться из запертой клетки», исключительно в социуме, именно в нем, происходит формирование его личности, познание себя и своего окружения, радости движения, он начинает чувствовать себя частичкой целой системы, понимает, что он не один такой, что есть дети, находящиеся в похожем положении, учиться взаимодействовать с ними, дружить, работать в команде, ощущать вкус победы или поражения.

Итак, адаптивная физическая культура позволяет:

·     осваивать новые двигательные навыки и умения, для того чтобы компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению;

·     решение проблемы изолированности, преодоление комплекса неполноценности, например, пассивность ребенка, уровень повышенной тревоги, отсутствие веры в собственные силы или с другой стороны, работа над собственной завышенной самооценкой – агрессия по отношению к другим, эгоизм.

·     средства и методы адаптивной физической культурой позволяет комплексное и всестороннее развитие у детей физических возможностей, улучшение координации и поддержания тонуса всего самочувствия в целом.

Повышение иммунитета, устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, а также занятия плаванием, закаливанием, ходьба босиком по различным поверхностям из песка, гальки, травы и так далее, подвижные спортивные игры, все это позволяет детям – инвалидам испытать радость и полноту жизни от владения своим телом, способностью бороться с преградами и трудностями, возникающими на пути, общаться с ровесниками, обмениваться с ними впечатлениями.

Общение составляет фундамент при занятии спортом, так как именно в процессе спортивной деятельности, дети – инвалиды делятся друг с другом своими чувствами, переживаниями, учатся понимать, влиять и взаимообогащать таких же, как и они.

Проявить себя как личность, ребенок с ограниченными возможностями может, участвуя в спортивном зрелище, в этом процессе он сопереживает участникам соревнований, отождествляет себя с кем – либо, формируют и перенимают черты характера на эмоционально – образном уровне восприятия.

Важно показать детям – инвалидам, их значимость, например, инвалид Рик Хансен – выдающийся спортсмен, неоднократный чемпион мира в марафонских заездах в креслах – колясках, он призывает привлечь внимание общества не на то, что инвалиды что-то не могут делать, а наоборот сделать акцент на их возможностях, то есть дать понять, детям – инвалидам, необходимость влиться в общество людей, жить среди них, а не за каменными стенами кирпичных домов, в собственных иллюзиях и мечтах.

Р. Хансен благодаря своей силе воли, мужеству, вере в собственные силы и целеустремленности объехал 34 страны мира, продемонстрировал на собственном примере, что инвалид – такой же человек, имеющий одинаковые права по отношению к другим.

 Спортсмены – инвалиды, своим упорством, рвением к победе, вызывают потрясение и удивление среди народа, а у детей – инвалидов в корне меняется отношение к самому себе, возникает вопрос: «А я смогу так же?», ребенок начинает задумываться, появляется желание бороться за собственную жизнь, стремиться жить как все здоровые люди.

Сегодня широкое значение приобрела иппотерапия – это адаптивная верховая езда, позволяет детям – инвалидам в полной мере адаптироваться и самореализоваться как личность, так же служит реабилитацией для детей, имеющих заболевание. Общение с лошадью для ребенка значит очень многое – это новый путь к чему – то новому, испытывая при этом радость, гордость, возможность усовершенствовать свои умения, преодолевать страх, побеждать и двигаться только вперед.

Дети – инвалиды в конных прогулках и дальних походах могут реализовывать свои потребности в активном отдыхе, увидеть себя в новой ситуации, плыть по течению жизни.

В заключении следует отметить, что значение физической культуры для детей – инвалидов играет огромную роль в процессе их социализации и адаптации, так как:

·     укрепляется психика;

·     мобилизируется воля;

·     происходит расширение их функциональных возможностей;

·     ощущают себя полезными и нужными для общества;

·     повышается коммуникативная активность, стрессоустойчивость и так далее.

Таким образом, занятие спортом помогает детям познать себя самого, завести друзей, научиться взаимодействовать со своими ровесниками, воспитываются социальнозначимые качества: сила воли, упорство, целеустремленность и так далее, так же, это - вариант на время отвлечься от своей болезни, проблем.

Формируется самооценка у ребенка с ограниченными возможностями, его социальная роль и позиция в обществе, что в конечном счете влияет на его полноценную жизнедеятельность и развитие как личности.