ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Секция: 6. Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Важными условиями развития здоровьесберегающих технологий образовательного процесса в ситуации нарастающего экологического кризиса, информационных перегрузок и социальных напряжений являются необходимой предпосылкой сохранения здоровья обучающихся. Проблема сохранения и улучшения здоровья младших школьников очень важна, она связанна с проблемой обучения и безопасности. За 2010-2015гг. произошло заметное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным из различных источников информации, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено скопление нескольких хронических заболеваний. За весь период обучения в школе количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличиваеться в 1,5 – 2 раза, нервными болезнями – в 2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.
Причинами, которые способствующих возникновению инвалидности у детей, являются: ухудшение экологической обстановки, неблагополучные условия труда, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и несчастных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, детей, неправильное питание.
Качественная и очень важная характеристика любой образовательной среды, является здоровье учащихся, и условия в которых они обучаются. Термин «здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать как совокупность тех положений, постановлений, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, которая включает взаимосвязь и взаимодействие всех причин образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Состояние полного физического, психического и социального успеха, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов – здоровье, это определение Всемирной организации здравоохранения.
К технологиям, которые помогают сохранить здоровье относятся медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях: вакцинация, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска. Такая работа также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже помощью медицины, а не образовательных технологий. Нужно уделять внимание этой части профилактической работы, так как она способствует сохранению здоровья.
Одним из основных вопросов здоровьесберегающей педагогики – является гарантирование выпускнику школы высокий уровень здоровья. У нас есть возможность сформировать культуру здоровья ребенка, тогда аттестат о среднем образовании будет служить ему фундаментом в самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье.
В 1995 году была введена специальность «валеология», поэтому и в школах появились специалисты, отвечающие за работу по сохранению и укреплению здоровья.
В 2000 году приказом Министерства здравоохранения была утверждена «Медицинская карта ребёнка» обязательная для учреждений образования.
В рамках проведения Федеральной целевой программы «Дети России» с 2003году была введена в работу программа «Здоровый ребёнок».
В 2016 году продолжает действовать с изменениями Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Чаще всего существует точка зрения, что основная задача школы – дать ребенку необходимое образование, но не менее важная дилема при этом сохранить его здоровье. Введение валеологического образования, которое бы оказало воздействие на все направления в воспитательной и обучающей деятельности школьников принесло бы большую пользу для здоровья детей.
Подводя итог результатов деятельности работников в сфере образования младших школьников России, дает возможность сделать вывод: модель деятельности по здоровьесберегающим технологиям должна объединять такие формы и виды работы:
· способствовать заботливому отношению к каждому ученику и его здоровью;
· следует внедрять различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом психологического и физиологического влияния на организм ученика;
· разработка и реализация обучающих программ по совершению у школьников навыков ведения здорового способа жизни и профилактики вредных привычек; разработка внеклассных занятий и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни у младших школьников;
· способствовать открытию новых спортивных кружков на територии микрорайона;
· вести учет за исполнением санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса;
· сделать лучше организацию и проверку за сбалансированным питанием всех учеников школы;
· организовывать более благоприятные и дружелюбные взаимоотношения в коллективе учителей;
· вводить мероприятия, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья учителей и учеников, создание условий для их гармоничного развития [2, c. 30].
Учреждения общеобразовательного типа для сохранения здоровья учащихся, должны создавать все перечисленные условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении, развитии, профилактике заболеваний. Ограничение двигательной активности приводит к тому, что уровень продуктивности в учебно-познавательном процессе становится ниже. Ребенок становиться гипоактивным, что способствует ухудшению общего состояния здоровья. Учитывая все перечисленные факторы важное педагогическое условие организации процесса обучения младших школьников: избегать длительного, не прерывающегося сидения за партой, делать физкультминутки во время урока, разнообразить перемены активными играми под присмотром. Проводить тематические классные часы, на которых разъяснять о здоровом питании и активном образе жизни.
Эффективно влияют на здоровье младшего школьника технологии, которые:
· основой является комплексный подход к решению задачи здоровья;
· учитывают большинство факторов, которые влияют на здоровье;
· анализируют возрастные и индивидуальные особенности учеников;
· контролируют выполнение требований санитарно-гигиенического и профилактического характера;
· направляют энергию ученика на достижения в спорте;
· ведут периодическую оценку эффективности технологии;
· исправляют социально-психологический климат в коллективе;
· практикуют личностно-ориентированный стиль обучения;
· вовлечение семьи и ближайшего окружения в жизнь ученика, а также организация мероприятий по сплочению семьи;
· задействовать учеников в профилактическую деятельность и учить ее анализировать;
· реформируют материально-техническую и учебную базу;
· формируют хорошие взаимоотношения между участниками педагогического процесса;
· вовлекать родителей к деятельности по сбережению и укреплению здоровья детей;
· гарантируют комфортные и безопасные условия жизнедеятельности учеников и учителей [1, c. 43].
Воспитания здорового образа жизни и культуры здоровья будет присутствовать на протяжении развития общества, и будет оставаться существенной проблемой для него. Правильный выбор способов к воспитанию позволит в дальнейшем предотвратить многие проблемы человечества, связанные со здоровьем. Это значит, что в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли. Родители должны обеспечить полную занятость ребенка, при этом сохранить его здоровье. Школьник должен иметь возможность самостоятельно выбрать внеурочное времяпровождение, будь то кружок или спортивная секция. Исходя из этого, воспитание здорового подрастающего поколения является органичной частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития личности и духовных, физических сил школьников, их подготовки к жизни, труду и развитию.