Статья:

МОДА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Конференция: XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 4. Лингвистика

Выходные данные
Куюмчян Ц.Г. МОДА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(32).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 57 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МОДА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Куюмчян Цовинар Геворговна
студент, кафедра «Финансы, денежное обращение и кредит» Сургутский государственный университет, РФ, г. Сургут
Вдовиченко Лариса Владимировна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц. кафедры иностранных языков, Сургутский государственный университет, РФ, г. Сургут

Слово «мода» (с латин. modus) - образ, мера, способ, правило, предписание. Мода для всех разная. Для кого-то мода является прихотью, для кого-то это увлечение бездельников, а есть люди, для которых мода это ежедневная, кропотливая работа.

В результате исследования можно сказать, что почти все книги об истории костюма, начинаются с описания нарядов Древнего Египта, отсюда следует, что мода появилась еще в античные времена. В процессе развития моды можно проследить и историю развития общества. Модная и дорогая вещь всегда отражала социальный статус человека и его происхождение. Наличие модной одежды свидетельствовало об особом общественном положении.

Начало моды берет во Франции, в городе Париже. Париж - это первая страна, где появляются первые портные-художники (кутюрье), создающие новые модели, и диктующие всем остальным портным и мастерам, веяния моды. Вскоре появляется конкуренция, и портным, приходится изощряться в изобретении бесконечного количества форм и дизайнов одежды, разграничивая ее по часам, дням, назначению, сезонам. Появляется одежда повседневная, деловая, вечерняя, спортивная и т.д.

В Середине ХХ начинается период демократической моды. Наступает эпоха строгого английского костюма.

Чуть позже, к одежде стали предъявлять требования по функциональности и гигиене.

Вклад в развитие моды внесли такие великие французике модельеры, как: Кристиан Диор, который показал всему миру новые и безупречные модели, королева моды Габриель Шанель, с которой связана мода почти всего ХХ века, а также Ива Сен Лоран и Юбера Живанши.

На протяжении всей истории, моду в одежде диктовали разные страны. На данный момент самым «модным» городом считается Париж, но ранее моду задавали Италия, Испания, и позднее Англия. Одним из факторов начала появления вопросов о моде было связано с появлением политических аспектов (например, Италия диктовала моду в период Ренессанса, расцвета городов-государств вроде Венеции и Флоренции, с XIII века именно здесь изготавливались бархат и шёлк). Большой интерес к моде начали проявлять Французские правители.

Попытаемся все-таки выяснить, какие же факторы влияют на развитие моды.

Экономические факторы. Для многих людей модный товар является роскошью, так как некоторые модели включают в себя элементы дизайна, выходящие за рамки обычных функциональных потребностей. От сюда и следует, спрос на такие товары выше в экономически более развитых странах и в сегментах рынка, представители которых обладают большими свободными доходами.

Социальные факторы. Изменения в моде отражают перемены в социальной среде. Так, к примеру, увеличение числа работающих женщин, привело к широкому распространению качественных, быстросохнущих и не мнущихся тканей. Затем актуальней стали натуральные ткани, а мех, наоборот, потерял популярность, так как общество стала волновать окружающая среда. Даже, стремление людей к здоровому образу жизни, вызвало моду на занятия спортом, спортивную одежду и беговые кроссовки.

Психологические факторы. Потребители принимают моду, чтобы преодолеть скуку. Люди устав от одной и той же одежды всегда стремятся изменить свой стиль, для этого они покупают новую одежду. Мода играет одну из важнейших мест в психологии человека, так как она позволяет людям выделиться, получить признание со стороны окружающих. На сегодняшний день, производители и розничные торговцы предлагают множество различных дизайнов и их комбинаций для полного удовлетворения потребителя.

Французский психолог Г. Тард считал, что причиной возникновения моды являются «законы подражания», лежащие в основе жизнедеятельности общества. «Если обычай - это подражание предкам, то мода - подражание современникам. Пока существует социальное неравенство, не может быть единой моды».

Современная мода обладает широкими социально-значимыми возможностями. Ее главная социальная функция - создавать новые культурные образцы. Как сказал известный французский кутюрье Пьер Карден "Мода - это способ выражения, другими словами, мода - это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте".

Мода - социальный феномен. Впервые это научно объяснили американский экономист Торстейн Веблен и немецкий социолог Георг Зиммель, создатели теории «просачивания» (“trickle-down” theory). Они считали, что мода создается для элиты общества, чтобы показать окружающим что они отличаются от простых людей. По их мнению, средние и низшие слои общества стремятся подражать элите, постепенно перенимают модные «новинки». Поэтому, мода утрачивает свою новизну, становится массовой и «вульгарной», и, чтобы не утратить социальную дистанцию, изобретается нечто новое и оригинальное. Это циклично повторяется вновь и вновь.

В XX веке, в индустрию моды проникли страны Востока. В Японии появились производители модных товаров международного уровня (Йоши Ямамото, Исси Мияке, и др.), всемирно известен парижский кутюрье японец Кензо Токада.

Парадигмой для всех производителей концепций моды, является признание моды, как важного социального феномена, оказывающего влияние на социум. Тем не менее, социальные характеристики моды в различных теориях существенно отличаются. Это обусловлено тем, что в основе концепций моды лежат различные методологические установки, задающие соответствующие направления исследования.

Сегодня мода поистине уникальна, она дает возможность почувствовать себя уверенным в себе и действительно стильным, предоставляет человеку свободу, рушит рамки основных модных тенденций и не принуждает никого к определенному имиджу и стилю. Современная мода предполагает постоянную трансформацию собственного имиджа.

«Мода» – прежде всего культура и поведение, стиль жизни». Именно такое расширенное название носил спектакль английского театра моды. Если говорить в общем, то мода – во всем. Мода в политике. Мода на жанры, манеры в живописи, группы, направления в искусстве – в театре, кино, музыке. Мода ездить на тот или иной курорт. Мода посещать казино. Мода на темы разговоров. Мода на обстановку в квартире и т.п. К сожалению, мода проявляется даже в нравственности, и даже в религии. Сейчас у нас «мода» - крестить детей, ходить в церковь. Собственно – мода в стиле жизни. Иными словами, это мы с вами формируем моду, сами того не осознавая. Формируем своей жизнью, тем, куда мы ходим, где работаем, с кем общаемся, как развлекаемся, кого боготворим или ненавидим, о чем говорим, какие фильмы и передачи смотрим, что читаем, на каких форумах сидим и что обсуждаем.

 

Список литературы:

1. Которн. Н. История моды в XX веке / Н. Которн; Пер. с англ. Л. Кныша. - М.: Тривиум, 1998. Будур Н. «История костюма» изд.: Олма-Пресс 2001г.

2. Толстых В. И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. — М.: Наука, 1973. — 236 с.

3. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1999.

4. La mode de Pari Журнал мод, 1894.