Статья:

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Бычкова С.А. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 54 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Бычкова Светлана Андреевна
студент Брянского государственного университета им. ак. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Чухачева Екатерина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель Брянского государственного университета им. ак. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

В настоящее время наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Фольклор используется в обучении и воспитании дошкольников в достаточной мере: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, потешкам, народным играм. Сегодня детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества. Она включает в себя классический детский фольклор и школьный фольклор в его устных и письменных формах. Изучением развития словарного запаса посредством детского фольклора занимались психологи, педагоги и лингвисты, такие как А.Н. Богатырёва, М.К. Боголюбская, Г.С. Виноградов, Л.С. Выготский, Ю.Г. Илларионова, О.И. Капица, О.С. Ушакова, К. Д. Ушинский, В.В. Шевченко, Л.П. Якубинский и другие.

Следует сказать, что в коррекционной педагогике проблемой формирования словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня занимались В.К. Воробьёва, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Для таких детей характерны изначально бедный словарный запас, резкое расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, трудности активизации словаря. Для преодоления перечисленного важно использовать в коррекционной работе детский фольклор как средство формирования словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Следовательно, необходимо познакомить детей с детским фольклором. Это определяет актуальность нашей темы.

Детский фольклор – это универсальная педагогическая система, в которой народом на протяжении долгого времени были отобраны естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. Они не просто отобрали, как сумму неких методических приёмов, а облекли в художественную форму. В понятие «детский фольклор» входят все виды и жанры устного народного творчества: произведения, созданные взрослыми для детей, и произведения самих детей [2]. В фольклорных произведениях большое значение придаётся звучанию слова. Нередко слово в них употребляется из соображений не смысла, а звучания. Во всех жанрах детского фольклора широко используется рифма. Как правило, это парная рифма. К жанрам детского фольклора относятся: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, голосянки, молчанки [3].

Каждая из форм детского фольклора решает определённые задачи. Например, загадки обогащают словарь старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, формируют представления о переносном значении слова, способствуют развитию речи-доказательства и речи-описания, развивают чуткость языка. Пословицы и поговорки знакомят ребёнка с краткостью, точностью, меткостью родного языка, развивают умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, развивают фонематический слух, формируют способности ребёнка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи. Сказки приобщают детей к культуре, к народному опыту, к родному языку [4]. То есть, детский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Также следует сказать, что детский фольклор играет важную и неотъемлемую часть для развития словарного запаса у детей. Его использование позволяет активизировать и обогатить словарный запас, формирует навык словотворчества у детей, развивает интонационную сторону речи, наполняет речь ребёнка средствами выразительности. Всё выше сказанное определяет важность использования детского фольклора в коррекционной логопедической работе.

Для формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством детского фольклора нами был разработан комплекс упражнений. Материал представлен в таблице.

Таблица 1.

Комплекс упражнений для формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством детского фольклора

Форма детского фольклора

Цель

Речевая инструкция

Речевой материал

 

загадка

1.  обогащение словарного запаса

2.  формирование представлений о переносном значении слова

3.  развитием чуткости к языку

«Слушай внимательно. Затем подумай и назови отгадку»

·      Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

·      (лук)

·      По реке плывёт бревно, ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит…

·      (крокодил)

 

скороговорка (чистоговорка)

1.  знакомство с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами

2.  автоматизация звуков

3.  развитие фонематического слуха, дыхания

«Слушай внимательно. Затем, не спеша, повтори за мной. Правильно и красиво произнося звуки»

·      Бублик, баранку, батон и буханку. Пекарь из теста испёк спозаранку.

·      Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон [1]

·      Са-са-са-летом на траве роса.

·      Лу-лу-лу-заведу юлу.

 

пословица, поговорка

1.  обогащение словарного запаса средствами выразительности речи

2.  развитием умения анализировать

3.  развитие речи-доказательства и речи-описания

«Слушай внимательно. Я тебе прочитаю пословицу (поговорку). Ты подумай, о чём она? Чем она интересна? Что в ней услышал (а) нового?»

·      Хлеб всему голова.

·      *А Васька слушает да ест. [1]

·      Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

·      Наш пострел везде поспел.

·      Делу - время, потехе-час.

·      Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

·      Тяп да ляп – не выйдет корабль.

 

В данной таблице отражены цель и речевой материал всех форм детского фольклора. Подробно расписаны цели и речевые инструкции. Для примера приведён некоторый речевой материал. Каждая из форм детского фольклора имеет свои характерные особенности. Например, загадки. Они являются своеобразной игрой со смыслами. В их основе лежит замысловатый вопрос, уподобление одного явления другому. Загадки содержат все типы синтаксических конструкций, классифицируются по типу структурной логической задачи. В логопедической практике их необходимо активно использовать на фронтальных и индивидуальных занятиях. Систематизировать материал можно по лексическим темам (например, тема: «Дикие животные», тема: «Весна», тема: «Птицы» и так далее), по наполняемости звуков. Использовать допускается при ознакомлении детей с окружающим, на этапе автоматизации звуков, дифференциации звуков. Скороговорки, пословицы, сказки также можно систематизировать по лексическим темам, по наполняемости поставленных звуков. Считалки, прибаутки, потешки развивают коммуникативные навыки, личностные качества, память, воображение. Их можно использовать активно на индивидуальных занятиях. Это поможет быстрее наладить контакт, способствует развитию интереса на занятии, а также успеху коррекционной работы. Но, тем не менее, каждая из форм детского фольклора активизирует и обогащает словарный запас детей, развивает чуткость к языку, знакомит с богатством русского языка.

 

Список литературы:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор. – М., Учпедгиз, 2007, 240 с.

2. Виноградов Г.С. Детский фольклор / Публ. А.Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики/отв. реч. А.А. Горелов – Л., 2008.

3. Капица О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. – Л., 2008.

4. Никитина Е.А. Использование детского фольклора в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений. – Б, 2010.