Статья:

РАНЖИРОВАНИЕ УРОВНЕЙ ОБЩЕНИЯ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Бачу Е.Ф., Гурова Г.В., Олехнович А.В. РАНЖИРОВАНИЕ УРОВНЕЙ ОБЩЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАНЖИРОВАНИЕ УРОВНЕЙ ОБЩЕНИЯ

Бачу Екатерина Фёдоровна
магистрант 1 курса, ФТМИ, Университет ИТМО, РФ, г. Санкт-Петербург
Гурова Галина Владимировна
магистрант 1 курса, ФТМИ, Университет ИТМО, РФ, г. Санкт-Петербург
Олехнович Анастасия Васильевна
магистрант 1 курса, ФТМИ, Университет ИТМО, РФ, г. Санкт-Петербург

Человек – несомненно, является существом социальными нуждающимся в общении с другими людьми для реализации себя как личности и достижения взаимопонимания и гармонии с окружающим миром. В связи с тем, что общение имеет определяющее значение в развитии и становлении личности, в последнее время психологи различных стран проявляют неподдельный научный интерес к изучению этого вопроса. Первостепенным является изучение особенностей общения на различных его уровнях: от примитивного, не требующего от человека никакого самоконтроля и особых знаний до делового, где необходимо проявить себя как грамотного и вежливого человека. Итак, объектом исследования является общение как процесс передачи информации между людьми или их группами.

Само общение – является сложным и многосторонним процессом налаживания и дальнейшего продвижения контактов между людьми (общение, которое можно назвать непосредственно межличностным) или их группами и объединениями (межгрупповое общение), вызванный необходимостью совместной деятельности.

Для того чтобы плодотворно ориентироваться во всех жизненных ситуациях и иметь возможность достигать свои цели, необходимо знать различия между уровнями общения и уметь грамотно пользоваться преимуществами каждого из них в зависимости от обстановки и того, какие цели мы преследуем. Кроме этого невозможно личностное развитие без развития социального, которое можно приобрести только посредством межличностного общения, тем самым восполняя пробелы в своих знаниях и умениях [2].

Первой немаловажной составляющей продуктивного и грамотного общения является способность правильно выражать свои мысли собеседнику, для того, чтобы не было необходимости в дополнительном времени и повторении информации. В повседневной жизни каждый из нас обладает минимально необходимым именно для него словарным запасом, который при необходимости можно пополнить с помощью интересного общения или специальной литературы (если необходимо пополнить знания в определённой области). Вторым немаловажным аспектом общения является непосредственно подход к самому общению - умение правильно подбирать слова, учитывая целевую аудиторию общения (выбор манеры поведения и речи, разговорного стиля и прочее). Ведь в зависимости от окружения необходимо перестраиваться не только на соответствующий стиль общения, но и использовать определённый набор слов, уместный и понятный именно этой группе людей. Третьей по счёту, но не по важности является такая составляющая как темп речи, где также необходимо ориентироваться на конкретную ситуацию: говорить относительно быстро при горячем споре, или медленнее, например, при объяснении сложной задачи. Но наиболее часто рационально, чтобы речь была размеренной и ровной, то есть достижение некой «золотой середины» [1].

В мировой психологии выделяют следующие уровни общения (наиболее часто встречаемая в научных пособиях классификация): примитивный, манипулятивный, деловой, игровой, духовный и уровень масок. Каждый из вышеуказанных уровней подразумевает, что собеседники будут использовать различные психологические методы, свойственны, ключевые слова и словосочетания для достижения максимально возможного взаимопонимания между собесдниками.

На уровне примитивного общения человек не имеет возможности или желания настроить себя на определённый контакт, действовать согласно своей цели, его не интересует, как именно собеседник будет воспринимать его, что именно почерпнёт из неё, и насколько приятной, правильной и грамотной будет его речь. Главнейшей особенностью данного вида общения считается небогатый словарный запас, не позволяющий распространённо высказать свои мысли и быстрая, ритмичная, а иногда даже и бессвязная речь. Общаясь на данном уровне человек скорее деградирует, нежили развивается, так общение сводится к минимальному количеству словесных оборотов и способствует ограниченному мышлению.

На манипулятивном уровне собеседник выступает лишь как инструмент для достижения определённых целей, что подразумевает конкретное воздействие на психику собеседника для того, чтобы подтолкнуть его к необходимым действиям. Подобный уровень общения очень часто можно встретить в кругу менеджеров, ораторов, дипломатов, а также и в бытовой жизни, когда близкие другие люди пытаются, так или иначе, повлиять на наш выбор или решение. Кроме того, на данном уровне общения присутствуют и такие отрицательные меры, как лесть, навязчивость или даже некоторое запугивание. На данном уровне общения уважение к собеседнику является сомнительным, так как иногда происходит откровенное навязывание своего мнения и идеалов, а в некоторых случаях – конкретное управление другим человеком, поэтому, конечно же, этот уровень общения является скорее негативным.

На деловом уровне общения необходимо в обязательном порядке обращать внимание на отличительные особенности собеседника, которые выделяют его из общей массы людей: характер человека, его возраст и личные взгляды. Именно благодаря наличию общей цели или средств её достижения, которые объединяют двух общающихся людей, и обуславливают взаимоотношения между ними, такое общение не считается манипулятивным, а скорее взаимовыгодным, в том числе и на психологическом уровне, так как способствует удовлетворению сторон.

На игровом уровне общение проходит в непосредственной, игровой и неформальной форме, что способствует некоторой расслабленности и спокойствию собеседников, ведь никто из них не находится в некомфортных условиях. Данное общение зачастую встречается в повседневной жизни между хорошими приятелями или друзьями, ведущими неформальную беседу. От примитивного общения данный уровень отличается тем, что используется фантазия, чувство юмора и строится определённая логическая цепочка действий, соответствующая тематике игры.

На духовном уровне человек в наибольшей степени среди прочих возможных уровней общения открывает собеседнику свою личность и душу, показывает свои переживания, наиболее откровенен. Именно в ходе общения на духовном уровне возникает полное открытие и принятие себя настоящего, что требует некоторых внутренних усилий. Такой уровень общения встречается в разговоре с близкими людьми, которым можно доверить свои сокровенные тайны или получить совет, или же со священником, что связано с тем, что доверенную ему исповедь нельзя раскрыть. Главнейшей отличительной чертой духовного уровня общения можно считать неспешность и размеренность речи, что демонстрирует как особое доверительное расположение, так и уважение к собеседнику.

На уровне масок человек имеет одну или несколько так называемых «масок», которыми он пользуется в зависимости от того в какой он ситуации, и кто является его собеседником или целевой аудиторией. Несмотря на некоторое удобство данного метода в использовании, всё же если постоянно общаться на уровне масок, то очень легко потерять себя настоящего и запутаться в масках.

На конвенциональном уровне (название происходит от слова конвенция, что значит «согласие») особую роль играет специальный свод правил поведения, большей частью неписаных. Этот уровень общения предполагает, что собеседники находятся в одинаковых условиях и равны между собой. Он является оптимальным для решения любых проблем и достижения поставленных целей.

В психологии существуют также и некоторые другие подходы к классификации уровней общения, которые тоже имеют право на существование, к примеру, американский психотерапевт и теоретик Берн выделяет четыре уровня общения: ритуалы (общепринятые в обществе или в определённой группе людей нормы общения), игры, близость и деятельность [3].

Конечно же, несмотря на то, какой из вышеперечисленных уровней общения будет выбран, человек обязан обладать достаточным словарным запасом для грамотного и доходчивого выражения своих эмоций, чувств и идей собеседнику. Необходимо умение правильно формулировать свои мысли и чётко их излагать, чтобы не возникала стена недопонимания между общающимися людьми. Правильное общение – это путь к достижению успеха не только в деловой жизни, но и в повседневности, поэтому следует прилагать максимальное количество усилий, для того чтобы речь была понятна и проста, а также уметь правильно подбирать уровни общения для разного круга собеседников. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что умение подбирать правильный уровень общения в зависимости от конкретной ситуации является несомненным преимуществом любого человека. К тому же, данная способность способствует саморазвитию личности, не говоря уже о способности достижения поставленных целей.

 

Список литературы:

1. Информационный сайт “MIRSOVETOV”. Уровни общения – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/psychology/relations/level-contact.html (Дата обращения: 04.03.2015).

2. Психологический портал «За белым кроликом». Значение человеческого общения – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psy-sait.ru/razvitie-lichnosti/psihologija-obschenija/20-znachenie-chelovecheskogo-obschenija.html (Дата обращения: 04.03.2015).

3. Скворцов В.Н., Профессиональная этика: учебное пособие / В.Н. Скворцов. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 164 с.