Статья:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Донцов А.Л. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Донцов Алексей Леонидович
студент 2 курса, кафедра социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
Гоженко Галина Игоревна
научный руководитель, ассистент кафедры социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

Сегодня молодежь, проживает в современном мире, который сложен по тенденциям социализации и своему содержанию. В современном социуме взаимодействие всего общества и конкретной личности происходит в условиях качественного преобразования социальных отношений, которые зачастую вызывают не только позитивные изменения в различных сферах жизни, но также и большое количество негативных. В современном мире особенно активно развиваются деформации межличностных связей. Наиболее четко данное явление находит свое проявление в молодежной среде: быстро возрастает количество многообразных форм как социальных, так и психологических патологий. Зачастую к ним можно отнести такие явления, как алкоголизм, преступность, наркомания, проституция, коррупция и т. п. Подобные негативные тенденции лежат в основе изучения педагогикой и социологией отдельных закономерностей, природы девиантного поведения, а также определенных особенностей его субъектов, таких как девиантная личность (девиант) и многообразных асоциальных групп и объединений.

Девиантное поведение в молодежной среде, с одной стороны, является своеобразным проявлением результатов различных процессов, которые происходят в обществе и коллективе, с другой стороны, изменений, происходящих уже непосредственно в среде ближайшего окружения. К ним относят в первую очередь школу и семью. Среди отклонений в личностном развитии особое внимание и тревогу вызывают цинизм, агрессивность, жестокость, отчужденность молодых людей. На базе подобных черт характера, формирующихся у молодежи, активно развивается чувство протеста. Данная возрастная группа в большей степени, чем другие испытывает на себе сильное влияние социальной нестабильности, моральной и экономической обстановки в стране. Все это и является основной предпосылкой формирования девиантного поведения среди представителей молодого поколения.

Проблема трудной молодежи, которая затрагивает все общество и вызывает как беспокойство родителей и педагогов, так и, соответственно, научный интерес педагогов и психологов, социологов. Несомненно, для решения данной проблемы необходимо ее многоаспектное изучение, как с точки зрения педагогической науки, так и психологических особенностей молодых людей, которые играют немалую роль в формировании девиаций в поведении. Многоплановое исследование данной проблемы в отечественной науке началось относительно недавно, хотя отдельные вопросы по изучению поведения проблемной молодежи ложились в основу работ многих авторов, найдя свое отражение в ряде исследований.

К проблемам подросткового и юношеского возрастов, игнорирование которых приводит к девиантному поведению, относят:

Во-первых, отклонения в психическом и физиологическом развитии. В их числе выделяют: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или же как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально-обусловленные отклонения или отклонения активно-волевой сферы, которые способствуют формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Во-вторых, несоответствие воспитания индивидуальности молодого человека. Различие отклонений в развитии диктуют необходимость их учета в процессе воспитания. В первую очередь оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки.

В-третьих, это негативные факторы среды формирования личности молодых людей, к которым, прежде всего, относят семью и факторы средового воздействия на подростка в процессе его развития.

Выявление негативных влияний затруднено, потому что они не выступают изолированно, а представляют собой взаимодействие самых разных факторов, которые действуют с разнообразным негативным вкладом в развитие девиантного поведения.

Существует первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная профилактика является наиболее эффективной. Данные мероприятия полностью направлены на ликвидацию всевозможных неблагоприятных факторов как социальных, так и биологических, оказывающих сильное влияние на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к данным факторам.

Главная задача вторичной профилактики – это раннее или преждевременное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями, отклонениями и проведение неких мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию их поведения.

В последние годы актуальной задачей становятся меропиятия вторичной профилактики. Они содействуют определению так называемых «групп риска», то есть молодых людей, у которых нет явных и четко выраженных признаков девиантного поведения, но они в большей степени, чем другие склонны к его формированию.

Третичная профилактика – проблема в полной мере медицинская, направленная на лечение заболеваний, которые сопровождаются нарушением в поведении.

В педагогике весьма часто отмечается, что профилактика и коррекция девиантного поведения должны строиться с учётом психологических особенностей, мотивации и интересов молодого человека. Как правило, в основе девиантного поведения лежит какая-либо конфликтная ситуация, побуждающая, в свою очередь, индивида к неадекватной реакции и антисоциальному поведению, сопротивлению требованиям педагогов и общества.

Девиантное поведение очень часто проявляется у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей и подростков, поэтому меры предупреждения данного поведения во многом совпадают с профилактикой трудновоспитуемости и педагогической запущенности.

Основные усилия профилактической деятельности всегда должны быть направлены на ликвидацию неблагоприятных условий воспитания и негативного влияния со стороны ближайшего окружения.

Для решения подобных задач социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, корректирующих и нормализующих негативные воздействия среды, может включать несколько направлений:

1)  выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения, провоцирующих факторов, а также изучение потребностей молодых людей в образовании и воспитании;

2)  анализ результатов изучения мнений представителей молодого поколения и разработка на их основе программ по коррекции отклонений в развитии личности и поведении с учётом выявленной специфики;

3)  создание психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное четко организуемое определение средств, форм и методов воспитательное воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания всегда более эффективны, чем другие средства сдерживания, так как меры правовой профилактики несколько запаздывают и начинают действовать лишь тогда, когда поступок уже совершен.

Окружающая социальная микросфера, условия воспитания, психологический климат в семье, взаимоотношения с родителями и педагогами – это все находит свое отражение в формировании личности молодых людей и манеры их поведения в социуме.

Многие формы отклоняющегося поведения, не могут привести к появлению позитивных и носящих полезный эффект для общества новых социально-культурных образцов. Подавляющее число социальных отклонений в данный момент зачастую играет деструктивную роль в развитии социума. И лишь некоторые относительно немногочисленные отклонения, наблюдаемые в поведении молодых людей, можно считать полезными и имеющими большой потенциал для развития современного общества.

Одной из основных задач социологов, исследующих такое явление, как девиантное поведение молодежи, является распознание и отбор полезных культурных образцов в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

 

Список литературы:
1. Аванесов, С.С. Дефиниции культуры [Текст] / С.С. Аванесов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1998. – 258 с.
2. Мардахаева, Л.В. Методика и технология работы социального педагога. [Текст] / Л.В. Мардахаева. – М.: Мидгард, 2001. – 56 с.
3. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков – [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://lib100.com/book/pedagogics/prevention_correction/html/?page=21 – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением [Текст] / М.И. Рожков – М.: Владос, 2001. – 240 с. 
5. Роль образования в формировании гражданина – [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.science-education.ru/117-13320 – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.