Статья:

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РФ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Озманян Д.Т. К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РФ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РФ

Озманян Джангир Таарович
студент Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г.Ставрополь
Соколова Олеся Александровна
научный руководитель, ассистент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Ставрополь

В настоящее время Российская Федерация встает перед необходимо­стью противодействию современным угрозам финансовой безопасности - как внешним, так и внутренним.

Российская Федерация является федеративным государством, где принцип федерализма носит фундаментальный характер для построения юридических и экономических отношений между федерацией и её субъ­ектами.

Роль субъектов Российской Федерации в строительстве эффективной защиты против угроз финансовой безопасности всегда будет оставаться высокой. За исключением компетенции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации имеют широкий круг полномочий для воздействия на экономику страны. Развитие конкурентных преимуществ субъектов Российской Федерации создает условия для экономического роста всей страны.

Выделяют две группы полномочий:

·     регулируемые нормами процессуального права, в отношении которых субъекты РФ обладают равными полномочиями с другими уровнями публичной власти;

·     регулируемые нормами материального права, касающимися полномочий по принятию бюджетных обязательств, ограниченные Конституцией России и федеральным законодательством по вопросам разграничения предметов ведения.

Первая группа полномочий определяет сферу регулирования вопросов организации бюджетного процесса в субъекте РФ, в которой последний самостоятелен при условии соблюдения принципа единства бюджетной системы РФ. Например, наиболее широко используемыми правами являются: детализация (в части дополнения) разных видов бюджетной классификации, утверждение ведомственных классификаций, определения форм утверждения бюджета и отчетов о его исполнении, организации исполнения бюджета и финансового контроля.

Границы второй группы полномочий до настоящего времени определены не окончательно, что связано с политическим характером их регулирования.

В частности, бюджетные права субъектов РФ в значительной степени формируются по «остаточному» принципу, включая в себя финансовое обеспечение полномочий, отнесенных Конституцией России к исключительным предметам их ведения, а также вопросам совместного ведения, порядок разграничения полномочий по финансированию которых определяется соглашениями с федеральными органами власти или в нормативно-правовом порядке. Помимо того, «нижняя граница» сферы ведения субъектов РФ в части принятия бюджетных обязательств и администрирования бюджетных доходов зависит от объемов делегированных полномочий органам местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации имеют право издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории.

Кроме того, субъекты Российской Федерации имеют полномочия по созданию собственной системы правового регулирования по вопросам совместного ведения и по вопросам ведения субъектов Российской Феде­рации. Таким образом, они эффективно могут преодолевать правовые пробелы в регулировании разных вопросов, в первую очередь, вопросов, связанных с регулированием экономики и управления.

На нынешнем этапе развития Российской Федерации субъектам Рос­сийской Федерации отводиться повышенная роль в развитии страны. Что обусловлено тем, что многие из числа субъектов не находятся на высоком уровне развития правовой системы и развития экономики.

Отдельное значение в бюджетной политике регионов занимают во­просы повышения эффективности расходов бюджетов субъектов Россий­ской Федерации (далее - расходы бюджета). Переход к программно­целевому методу исполнения бюджета требует повышения качества пра­вового регулирования сферы расходов бюджета. Качественное регулиро­вание расходов бюджета должно строиться исходя их анализа института расходов бюджета.

Институт расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (да­лее - институт расходов) находиться в межнаучном пространстве: на сты­ке экономической, юридической науки и науки управления. Благодаря комплексности институт расходов позволяет бороться с большим количе­ством внутренних угроз финансовой безопасности России и регионов: усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения, деформация отраслевой структуры национальной экономики, повсемест­ное нарушение единого правового пространства и другие.

Расходы бюджета можно определить, как деятельность государства в отношении затрат, выраженных экономическими отношениями, оформ­ленными нормативно-правовыми актами, использования, распределения и перераспределения потоков денежных средств централизованных денеж­ных фондов для исполнения функций и задач государства [2, с. 671].

Институт расходов можно рассмотреть в трех аспектах: юридиче­ском, экономическом и аспекте управления. Каждый аспект создает пол­ноценные условия для борьбы с внутренними угрозами финансовой без­опасности России и регионов.

С точки зрения юридического аспекта расходы бюджетов выражают­ся в наличии нормативно-правовых актов, регулирующих сферу расходов, что, прежде всего, выражается в законе о бюджете соответствующей тер­ритории.

Задача правового регулирования расходов бюджета заключается в своевременной фиксации на уровне законов сложившихся на практике актуальных экономических отношений.

Создание оптимальной правовой системы по исполнению расходов играет превентивную роль против угроз коррупции, хищений и злоупо­требления служебными полномочиями. Подтверждение в законе о бюд­жете расходных обязательств по социальным статьям расходов позволяет сгладить имущественное неравенство граждан, проживающих на террито­рии субъекта, понизить уровень безработицы и повысить минимальный прожиточный минимум.

На сегодняшний день субъектами Российской Федерации с опти­мальной нормативно-правовой базой по расходам бюджета являются: го­род федерального значения Москва, Республика Алтай, Ставропольский край, Владимирская область и Ростовская область. В указанных регионах полноценно внедрены программно-целевые методы и методы бюджетиро­вания ориентированного на результат, функционирует действенная си­стема внешнего государственного финансового контроля.

Субъективная природа расходов бюджета, возникающих при функ­ционировании институтов или бюрократической зоны, преследующей денежные интересы прежде всего высших слоев населения. Поэтому ин­ститут расходов должен быть направлен на создание близкой к идеальной правовой модели регулирования и исполнения расходов бюджета [3, с. 214].

При правовом регулировании расходов бюджета субъекты Россий­ской Федерации должны создавать системы сдерживающих факторов против попытки использовать административный ресурс отдельными гос­ударственными служащими или группами лиц.

Для этого в регионах действует государственный финансовый кон­троль и общественный контроль за расходами бюджета. Одновременно с этим, правовая система субъекта Российской Федерации регулирует наиболее важные общественные отношения в государственной сфере, но характер системы не должен носить абсолютного характера с целью избе­гания излишней бюрократизации государственного сектора экономики. Оптимальная система правового регулирования минимизирует риски, свя­занные с финансовой безопасностью региона.

Рассмотрение расходов бюджета с точки зрения юридического аспек­та не отражает главной сущности расходов, которая обусловлена эконо­мическим аспектом.

В этом случае, расходы бюджета представляют экономические отно­шения по поводу использования, аккумулирования и перераспределения денежных средств. С точки зрения экономического аспекта расходы бюд­жета влияют на экономические показатели государства и региона: эконо­мический рост, состояние безработицы, внутренний долг и другие.

Согласно экономическому аспекту расходы бюджета должны регу­лироваться экономическими инструментами в зависимости от типа эко­номики. Расходы регулируются либо рыночными механизмами, либо государственными механизмами, либо смешенным способом. Регулиро­вание расходов с помощью экономических методов позволяет создать необходимую основу для экономического суверенитета и финансовой безопасности субъекта Российской Федерации.

В области экономики последние десять лет имеются проблемы для регионов.

Во-первых, это большой объем внутреннего долга субъектов Россий­ской Федерации. Решение вопроса о выплате внутреннего долга или о снижении его объема снизит риски финансовой безопасности субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, это поиски резервов для экономического роста, в частно­сти, привлечение инвестиций для решения данной проблемы [4, с. 192].

В решении вопроса привлечения инвестиций большую роль играет финансовое управление. До сих пор расходы бюджета в научной среде не рассматривались с точки зрения аспекта управления.

Расходы бюджета опосредованы процессами управления, начиная от разработки экономических показателей бюджета до кассового исполнения бюджета. От качества управления зависит исполнение бюджета по расхо­дам по целевому признаку, признаку эффективности и другим критериям.

Сфера управления расходами бюджета представляет область с наибольшими рисками для финансовой безопасности регионов.

Министерство Финансов Российской Федерации каждый год ведет мониторинг качества финансового управления субъектов. На протяжении последних пяти лет в России есть группа субъектов - от 6 до 10, с низким качеством управления финансами, что свидетельствует о повышенных финансовых рисках и об отсутствии заинтересованность властей региона в повышении качества управления.

Аспект управления коррелируется с юридическим и экономическим аспектом. С точки зрения аспекта управления расходы бюджета представ­ляют собой совокупность отдельных видов деятельности государственных органов, органов управления юридических лиц с государственным уча­стием, направленных на упорядочивание и развитие государства в интере­сах выполнения стоящих перед ним задач и целей [1, с. 232].

Таким образом, рассмотрев расходы бюджета в трех аспектах, можно сделать вывод о том, что каждый из аспектов играет свою роль в повыше­нии финансовой безопасности регионов. Исследование института расхо­дов бюджета может дать дополнительные средства и методы для борьбы с угрозами финансовой безопасности регионов.

 

Список литературы:
1. Боженок С.Я. Источники государственных доходов / С.Я. Боженок. – М.: НУОАОУ, 2013. – 232 с.
2. Воронин А.Г. Бюджет и бюджетный процесс в России – М.: Норма, 2014 – 671 с.
3. Комаров М. П. Государственные приоритеты политики доходов / М.П. Комаров. – М.: МАТИ, 2014. – 214 с.
4. Конюхова Т.В. Институты бюджетного права Российской Федерации: науч.- практ. пособие / Т. В. Конюхова. – М.: Эксмо, 2013. – 192 с.