Статья:

СИЛА И СЛАБОСТЬ МОРАЛИ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Мармур Я.В. СИЛА И СЛАБОСТЬ МОРАЛИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СИЛА И СЛАБОСТЬ МОРАЛИ

Мармур Яна Валерьевна
cтудент 1 курса экономического факультета Оренбургского ГАУ, РФ, г. Оренбург
Безрукова Людмила Ивановна
научный руководитель, ст. преподаватель кафедры философии Оренбургского ГАУ, РФ, г. Оренбург

Институт философии Российской Академии Наук дает определение понятию морали, как одному из аспектов европейской философии, служащему для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствований.

Мораль, в переводе с латинского – нравственность. То есть, система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека, в отличие от обыкновенных обыденных нравов или традиций. Нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов должного, справедливости. Мораль отражает ту грань человеческого мировоззрения, разные стороны которой обозначаются словами «добро» и «зло», «добродетель» и «порок», «правильное» и «неправильное», «долг», «совесть» и тому подобное. Мораль в повседневном своем понимании представляет собой некий выбор, совершаемый человеческим подсознанием в обычной жизни; предметным полем морали в данной ситуации является принципы поведения человека с целью достижения определенного идеально-совершенного состояния.

Издавна, человек, даже незнакомый с этикой, имеет хотя бы минимальные понятия о нравственности. Своеобразие морали, в отличии от других, тождественных ей форм культуры ( искусства, науки, религии) отражается, во-первых, в тесной связи с целым рядом запретов, тем самым противопоставляясь даже «праву», в котором класс предписанных действий соизмерен запрещенным; во вторых, - моральный запрет только тогда считается «моральным» (и только тогда отличим от других), когда не несет в себе характера «личной выгоды», то есть попросту говоря, сам запрет является единственным мотивом ограничения; в-третьих, запреты морали – основополагающе и изначальны к запретам прочим, являясь, грубо говоря, четко очерченной линией, подводящей к «обязанности» выполнять «обязанности». Данную мысль очень точно отобразил Жан-Поль Сартр: «Желая быть абсолютной позитивностью, мораль препятствует применению средств, которые личность избирает для того, чтобы изменить свою судьбу. Вот почему она никогда не говорит о том, что следует делать, но всегда говорит только о том, чего ни при каких обстоятельствах делать нельзя» [с. 258].

Еще в древности в человеке выделяют три составляющие: тело, душа и дух. Исходя из этой трехуровневой структуры, мораль это характеристика сложноустроенной души. В человеке, с одной строны, существуют аффективные проявления, природные инстинкты и различного рода стремления, которые могут быть сопряжены с удовольствиями и страданиями. С другой же стороны, есть человеческий разум, который напрвлен на чистое созерцание бесконечности мира. При этом, первая строна воплощается в прагматике жизни, второе в различных формах духовной деятельности человека, искусстве, философии, религии, науке. Душа же является той самой плоскостью пересечения тела и духа, их переплетения.Это и не аффекты, а их устремленность вверх, способность слушаться указаний духа как высшей инстанции. Но это и не дух, а только его прагматическая проекция, то что управляет аффектами. Телои дух педставляют собой два полюса души: разумную и неразумную. В культуре традиционно принято считать, что тело – животное начало, дух – божественное, а душа представляет собой «человеческое в человеке». Физическое тело приязывает человека к земному, а духом он прорывается к вечному. Душа соединяет их, и ведет человека от низшего к высшему, от конечного к бесконечному, преодолевая животно-неразумное начало и воплощая божественно-разумное.

Качественное состояние души выражается в морали. Мораль, это и есть анатомия души. Душа может быть добродетельной или порочной. Зачастую в различных культурах душа и мораль связанны с главным человеческим органом – сердцем. Понятие души в различных культурах нагружено разнообразными смыслами, но зачастую это результат взаимодействия познающего разума и страстных, нацеленных на самоутверждение желаний. Это взаимодействие было установлено еще Аристотелем, утверждая что оно является нравственно-выверенным, когда аффекты, страсти следуют правильным указаниям разума.

Вопрос в том, готов ли человек соблюдать свод правил отношения с другими людьми и соотносить свои действия в соответствии предписаний морали. Многовековой жизненный опыт показывает, что человеку, не отягощённому принципами морали, неизмеримо легче добиваться желаемого. У него, возможен более удачный карьерный рост, поскольку: «Для достижения цели все средства хороши», этот постулат Макиавелли оправдает вероломство, подкуп, шантаж, любое коварство, позволит ему безнаказанно создать видимость порядочного человека, за личиной которого искусстно скрывается бесчестный, низменный человек. Он преспокойно будет жить, наслаждаясь нечестно достигнутыми благами, и его не будут терзать муки совести, поскольку не может болеть то, чего нет.

В реальной жизни человек высокой морали – идеал поведения, их единицы, они исключения из правил, неизмеримо больше людей, попирающих мораль, свободных от морали. Это полярные соотношения, а основной массе людей не чужды правила морали, они отличают рамки добра и зла, простодушно идя на компромисс со своей совестью. Они делают добрые и злые поступки, не задумываясь о законах морали, возможно впоследствии сожалея о содеянном. Для победы в реальной жизни достаточно видимости морали, явной для окружающих, и люди соблюдают мораль настолько, насколько им это полезно.

Так что же такое мораль – сила или, все-таки, слабость человека? Однозначно сказать нельзя. Естественно, человек, соблюдающий нормы морали и придерживающийся определенных принципов, всегда уважаем другими людьми, так как зачастую, современная жизнь с её ритмом и жесткостью нравов не дает многим придерживаться определенных канонов, следовательно, люди должны обладать некоей устойчивостью (силой духа), чтобы не сбиться с поставленного пути. Однако история неоднократно показывала нам, что чрезмерная принципиальность и «моральность» одного человека, нередко может нарушать границы личного морального пространства другого, что влечет за собой конфликт; человек обремененный принципами морали, уязвим, в ту очередь как необремененный волен переступать моральные границы другого (гипотеза противостояния правды и лжи). Так же, необремененные моральными устоями люди легче достигают определенного успеха, так как (сказано ранее) они не ограничены только правдой и не нацелены вести честный, по отношению к другим, образ жизни. «Сделка с совестью» - самая выгодная сделка 21-ого века.

Таким образом, мораль – это идеал поведения, в свою очередь идеал -противопоставление реальности. Это не то, что есть на самом деле, а то, что должно быть. А идеал не может быть, достигнут по определению, и если он достигается, перестаёт быть идеалом, возникнет новый идеал. Поэтому воцарение морали в жизни, это иллюзия, совершенство недостигаемо.

Тем не менее, мораль, в любых проявлениях удовлетворяет потребности человека быть значительным, самоутверждаться, ощущать себя личностью, явить своё моральное превосходство перед человеком аморальным, пролезшим по головам. Возможно мораль – здесь «сила слабых», аспект значительности человека, дающих ему способность ощущать себя выше, чище, достойней. В отличии от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия: одобрения или осуждения. Таким образом, мораль даёт духовную силу слабому человеку, поощряя его, делая полезным обществу.

На данную тему можно еще рассуждать очень долго, но одно ясно с великой точностью – сила, или слабость, но мораль – основа существования общества с давних пор, и как у любой истины у нее есть как светлая, так и теневая сторона.

 

Список литрературы:
1. Аристотель. Этика. – М.: АСТ, 2004. 492 с.
2. Гусейнов А. Теория морали // Этическая мысль: современные исследования. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. 480 с.
3. Сартр Ж.-П. Тетради по морали. Проблема цели и средства в политике // Этическая мысль 1991. – 446 с.
4. Фуллер Л. Мораль права. – М.: ИРИСЭН, 2007. 308 с.