Статья:

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИРОВАНИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАРАТИСТОВ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Жилка К.Е. К ВОПРОСУ О МОДЕЛИРОВАНИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАРАТИСТОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 126 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИРОВАНИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАРАТИСТОВ

Жилка Кирилл Евгеньевич
студент факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета, РФ, г. Нижневартовск
Давыдова Светлана Александровна
научный руководитель, доц кафедры теоретических основ физического воспитания, НВГУ РФ, г. Нижневартовск

На современном этапе развития мирового каратэ обостряется конкуренция на соревнованиях всероссийского и международного уровня. При практически равных психофункциональных состояниях спортсменов, одинаковых развитий физических качеств, уровня технической подготовленности, как правило, победителем становится именно тот, который вовремя и результативно сможет применить необходимые технико-тактические действия, подходящие под конкретно сложившиеся ситуации поединка [4,6]. Спорт, который стремится попасть в Олимпийскую систему соревнований, подвержен постоянными изменениями в правилах, что может способствовать разнообразию действий, появляются новые модели и способы ведения соревновательного поединка.

В мире спортивного каратэ, значение технико-тактической подготовленности существенно возрастает, ее интегральным показателем является способность надежно и эффективно выполнять атакующие действия в процессе соревнований [5]. Выявление наиболее эффективных способов реализации действий в спортивных поединках каратистов, т.е. моделирование технико-тактической подготовленности позволит определить не только уровень мастерства, но и повысить эффективность управления процессом при подготовке спортсменов, а также определить дальнейшие направления и способы его совершенствования.

По данным научных исследований тренеры, специалисты и спортсмены не уделяют должного внимания изучению и исследованию конкретных ситуаций спортивного поединка [1], это лишает спортсмена возможности глубоко и всесторонне проанализировать сложившиеся ситуации в спарринге на соревнованиях по каратэ. Следовательно, это приводит к нерациональному и не целесообразному использованию тех, или иных технико-тактических действий спортсмена в конкретно возникших ситуациях, в неспособности приспособиться к часто повторяющимся действиям. В конечном итоге это ведет к низкой результативности на соревнованиях.

Чаще всего тренировки осуществляются по шаблону, и не учитывается индивидуальные особенности занимающихся спортсменов [2]. Следовательно, используется тактическая схема применения технических действий в соревновательном поединке титулованного спортсмена.

Однозначно это возможно включить в учебно-тренировочный процесс на начальном этапе подготовки, но этого будет недостаточно, если спортсмен и тренер ставят перед собой цель достижения высоких результатов. В данном случае следует обратить внимание на индивидуальные особенности развития физических качеств и антропометрические показатели, это в свою очередь позволит моделировать технико-тактическую подготовку в соревновательном поединке для каждого каратиста.

На основе вышесказанного следует сделать вывод, что спортсмену необходимо определить наиболее эффективную модель ведения поединка, которая будет учитывать его индивидуальные особенности и позволит определить, как действия соперника, так и дальнейшее применение тактической схемы.

В научно-методической литературе рассматривают следующую ситуативную схему технико-тактических действий:

1.  Действовать в атакующей, контратакующей или защитной манере в зависимости от положения соперника.

2.  Работать на опережение.

3.  Подготовить и использовать отработанный удар или серию приемов.

4.  Использовать преобладание в силе и техники[3].

Совершенствование технико-тактических действий должно идти по двум основным направлениям. Во-первых, самое важное это совершенствование собственной индивидуальной тактики (подходящая для индивидуальных физиологических особенностей, т.е. длинная рука или нога.), совершенствование умения навязывать свою манеру и интенсивность ведения боя, способности проводить тактические действия по своему проработанному плану, отработанные технические приемы. Во-вторых, совершенствование в умении разгадывать, распознавать манеру противника, его сильные и слабые стороны и противопоставлять свой тактический план, направленный на погашение его технико-тактических действий.

Существуют различные заранее разработанные тактические планы, которые возможно эффективно использовать в соревновательном поединке. Так, например, противник, который агрессивно атакует его можно переиграть вторым номером, контратакующими действиями и опережающей техникой. Противника, работающего вторым номером, необходимо вывести на определенные действия или ошибки обманной техникой.

Важность изучения и анализа технико-тактических действий заключается в структурировании и более глубокой проработке соревновательного поединка, это в свою очередь позволит своевременно и эффективно применить наиболее рациональные технико-тактические приемы.

Предоставление спортсменам теоретического материала по технико-тактическим действиям позволит им глубоко и всесторонне провести самоанализ и возможные способы исправления имеющихся ошибок. Проводимые самоанализы поединков после соревнований будут позволять своевременно вносить изменения в использовании технико-тактических действий каратистов, а также позволят выявить несовершенство применяемых атакующих, защитных и контратакующих технических действий.

Таким образом, сконструированные структурные модели спортивного поединка с учетом индивидуальных особенностей позволят повысить эффективность управления тренировочным процессом и определить дальнейшие пути совершенствования технико-тактического мастерства каратистов.

 

Список литературы:
1. Баранов М.В. Разработка классификации тактики каратэ-до // Слобожанський науково-спортивный вiсник. – 2010. – №4. – С. 68–71. 
2. Макаридин Д.Н. индивидуализация тактической подготовки спортсменов-каратистов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №13. – С. 421–431.
3. Микрюков В.Ю. Каратэ: пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
4. Павлов С.В. Комплексный контроль состояния спортивной подготовленности в процессе соревновательной деятельности единоборцев: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – Тюмень, 2004. – 40 с.
5. Смирнов Ю.А. Благоприятная динамическая ситуация как фактор эффективной атаки в карате // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №4(122). – С. 179–183.
6. Тимербаев, О.М. Модель технико-тактической подготовленности высококвалифицированных каратистов. // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №4. – С. 70–75