Статья:

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ 8-ОГО ВИДА

Конференция: XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
ШипиловаСветлана А. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ 8-ОГО ВИДА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(35).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 13 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ 8-ОГО ВИДА

ШипиловаСветлана Александровна
студент 6 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова РФ, Республика Хакасия, г. Абакан

Познавательный интерес у детей с отклонениями в интеллектуальной сфере имеет своеобразную особенность – учебные занятия, связанные с мыслительной деятельностью им даются с трудом (чтение, письмо, решение задач, примеров). Интерес к содержанию занятий проявляют в случае занимательности учебного материала и яркости его подачи. Не владея преднамеренными процессами, они вспоминают лишь то, что произвело на них большое впечатление – очень понравилось, привлекло, испугало и т.п. Умственно отсталые обучающиеся обычно пользуются непреднамеренным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Например, крупный, яркий, хорошо знакомый предмет, который они под руководством учителя рассматривают, словесно характеризуют, выполняют с ним какие-то практические действия. Преднамеренное запоминание им даётся с трудом, так как они недостаточно умеют самостоятельно пользоваться мнемическими приёмами. Поэтому знакомство с разнообразными приемами запоминания и выработка умения пользоваться ими – актуальная задача учебной работы с умственно отсталыми детьми. Ее решение в определенной мере обеспечит пользование учащимися преднамеренным запоминанием.

К трудовому обучению умственно отсталые дети проявляют заинтересованность. Даже не представляя способы выполнения, порядок операций они с интересом берутся за трудовое задание. Для того чтобы усвоить приёмы и последовательность организации труда требуется совместная деятельность с педагогом, контроль выполнения операций. Чтобы организовать познавательную деятельность, следует использовать поэтапную словесную инструкцию, речь преподавателя, а затем обучающегося, сопровождаемую показом трудовых приёмов и готовых образцов изделия.

Чем старше становятся дети, тем им больше интересна внешкольная деятельность. Л.С. Лубовский отмечает, что у умственно отсталых учащихся старших классов улучшаются процессы формирования познавательных интересов, а так же появляются интересы, к определенным видам практической деятельности в свободное от учебы время (вязание, шитье, выпиливание, работа с бисером и др.). Те или иные склонности и интересы возникают под воздействием окружения умственно отсталых детей. Практическая деятельность во внеурочное время или по-другому работа в кружках оказывает на них лечебное действие и является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии [2].

В ходе художественной деятельности происходит развитие мелкой моторики, координации движений рук, зрительного контроля, умения планировать свою деятельность, установки связи между действием и результатом, внимания, воображения, сенсорики.

Использование различных видов искусств и творчества – актуально процессе обучения, воспитания, развития и корректирующего воздействия на детей с отклонениями в развитии.

Рассмотрим направления внеурочной деятельности, которые посильны для изучения и воспроизведения детьми с нарушениями в интеллектуальной сфере.

Изобразительная деятельность. Стоит отметить, что все дети с удовольствием рисуют, начиная с самого раннего детства. Изобразительная деятельность умственно отсталых детей имеет свои особенности. Их навыки развиваются дольше и своеобразнее, чем у обычных детей, с грубыми ошибками и неточностями в изображении. Рисунки носят диагностический характер – в них находят отражение особенность зрительного восприятия, низкий уровень мышления и памяти и, конечно, несовершенство двигательной сферы. Под руководством педагога дети добиваются значительных результатов, обнаруживая у себя потенциальные возможности для развития.

Художественный труд. Занимает большое место в системе коррекционной работы. Дети создают мягкие игрушки, композиции из природных материалов, бумаги, бросового материала. Выполнение творческих работ способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающего мира, конструкторскому и творческому, образному мышлению, приобретению навыков поисковой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество: лепка, вышивка, бисероплетение, обработка дерева (роспись и резьба), батик и другие народные промыслы. В процессе овладения техниками различных промыслов происходит культурное обогащение, развитие зрительного восприятия пространственного воображения, памяти, образного мышления, художественного вкуса, аккуратности, привитие ручных умений и навыков (развитие мелкой моторики). Параллельно выполняется коррекция и компенсация различных дефектов без акцентирования на них - развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта.

Методы и приёмы, используемые в кружковой работе, определяются возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей, их интересами и склонностями, уровнем подготовки, особенностями и степенью отклонений в их развитии, целями и задачами художественного развития детей, спецификой воздействия каждого из видов искусства, формами организации художественной деятельности, объемом и качеством художественной информации, мастерством педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями художественного развития[1].

Выбранные методы и приёмы должны способствовать, с одной стороны, художественно-эстетическому развитию, с другой – особым образовательным потребностям детей с интеллектуальным недоразвитием.

Использование словесных, наглядных, практических методов может носить репродуктивный и проблемно-поисковый характер.

В основе репродуктивных методов лежит показ и повторение увиденного (трудового приёма, образца и т.д.). Контроль и помощь преподавателя необходимы умственно отсталым детямв различных видах художественной деятельности. Помощь осуществляется «… в виде инструкций, советов, поддержки, подсказки, подкреплений, которая осуществляется с помощью речи и практических действий» [1]. Репродуктивные методы широко используются в изобразительной деятельности, на занятиях художественным трудом, а также декоративно-прикладным творчеством. Если материал требует запоминания, какой либо информации, то эти методы наиболее эффективны. В то же время, чтобы занятия не превратились в простую зубрёжку и позволяли активно развивать мышление обучающегося, их с методами самостоятельной поисковой работы под руководством преподавателя. Роль самостоятельной работы: в формировании умений и навыков, развитии волевых качеств, уверенности в своих действиях.

Развитие навыков художественно-творческой деятельности достигается при помощи проблемно-поисковых методов, которые часто используются вместе с репродуктивными методами. Создание ярких, неповторимых образов в изобразительной деятельности, декоративно-прикладном творчестве требует гибкости, неординарности мышления, творческого воображения, поиска средств художественной выразительности, чему способствует применение проблемно-поисковых методов. В процессе обучения педагогом создаются ситуации, требующие поиска новых вариантов решения поставленной задачи.

К методам стимулирования и мотивации учения, представляющим вторую группу методов, можно отнести дидактические игры, занимательные упражнения, создание ситуаций эмоциональных переживаний, метод поощрения, метод создания ситуации успеха в учебе, метод предъявления учебных требований и др.

В процессе игры происходит активизация процессов непроизвольного запоминания у детей, повышается их интерес к окружающему миру, к разным видам художественной деятельности. Дидактические игры играют большую роль в процессе обучения детей с интеллектуальными отклонениями, так как имеет место ярко окрашенный эмоциональный фон и способствует лучшему усвоению материала. Определённые действия или операции можно повторить столько раз в процессе игры, сколько требуется ребёнку с отклонениями, при этом присутствует эмоционально-положительное отношение к заданию (например, выбор по образцу, группировка по цвету и т.д.) [1].

Методы воспитания и организации деятельности применяются в комплексе. Методы воспитания словесного разъяснения – убеждение, беседа и т.п.; организации деятельности – приучения, упражнения.

Словесное воздействие имеет разные формы: фронтальная или индивидуальная беседа, дискуссия и др. Целью беседы является формирование адекватной самооценки, выявление интересов, активизация и мотивация деятельности. Убеждением преподаватель добивается положительного результата на его сознание, приёмы убеждения: «… разъяснение с опорой на личный опыт учащегося, приведение ярких образных примеров из жизни, литературы, искусства, постановка вопросов, стимулирующих активную мыслительную деятельность …» [1].

Упражнение и приучение относится к методам организации изобразительной деятельности. При помощи упражнений достигается устойчивый интерес к трудовым приёмам и отточенные навыки художественной деятельности.

Важным моментом в преподавании художественно-изобразительной и прикладной деятельности для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии является наглядность изучаемого материала.

В кружковой работе, связанной с изобразительной и прикладной деятельностью, для детей с нарушениями в интеллектуальной сфере целесообразно использование наглядного материала разных видов: натуральные наглядные пособия, объемные наглядные пособия, изобразительные наглядные пособия, письменное инструктирование.

Рассмотрев методы и приемы, применяемые в кружковой работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, можно сделать вывод, что при выборе методов и приемов нужно ориентироваться на групповые и индивидуальные особенности детей, учитывая возрастные и психологические особенности, степень выраженности нарушения развития, характер, запас знаний, жизненный опыт, художественные наклонности. От правильности выбранных методов и приёмов зависит успешность усвоения знаний и формирования умений и навыков в художественно-изобразительной и прикладной деятельности. Дидактический материал играет важную роль в организации кружковых занятий с детьми с нарушениями в интеллектуальной сфере.

 

Список литературы:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 24 с. – [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru (Дата обращения 15.01.2016).
2. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.