Статья:

Философия китайского сада

Конференция: XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Культурология

Выходные данные
Харитонова А.В. Философия китайского сада // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(37).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Философия китайского сада

Харитонова Анастасия Валерьевна
студент Ульяновского Государственного Технического Университета, РФ, г. Ульяновск
Сотникова Валентина Олеговна
научный руководитель, доц. кафедры «Архитектурно строительное проектирование» Ульяновского Государственного Технического Университет РФ, г. Ульяновск

 

Китайский сад – это не просто один из стилей садово-паркового искусства, это особая философия, формировавшаяся на протяжении трех тысяч лет. Она основана на воспроизведении идеализированных миниатюрных ландшафтов, выражающих гармонию, которая должна существовать между человеком и природой, между двух стихий: Ян (мужской) и Инь (женской), между культурным и природным началом.

Так какие же традиционные атрибуты и художественно - выразительные средства несут в себе столь глубокий философский смысл.

Первостепенно, необходимо создать иллюзию замкнутости, создание микромира. Это достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, человек не может охватить пространство сада целиком, а воспринимает лишь отдельными, тщательно подобранными пейзажами. Чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений.

Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей среды: плавно изгибаются над водой мостики и закруглены скаты крыш беседок.

«Лунные ворота», один из атрибутов традиционного китайского сада. Казалось бы, несет в себе вполне утилитарную функцию: проем в стене в рост человека, разделяющий сад на зоны. Но их основное предназначение – открывать перед нами новые виды по мере того, как мы движемся по саду. В то же время «лунные ворота» (рисунок 1) служат своеобразными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них. Эти «живописные» картины, не бывают случайными. Подобную функцию несут в себе «Окна в саду». И в тоже время, сами по себе является произведением искусства.

 

Рисунок 1. Лунные ворота

 

Место для сада выбирали, руководствуясь фэн-шуй. Согласно ему земля является живым организмом, которая пронизана каналами. По таким извилистым каналам протекает животворная энергия Ци. Но есть и другие, по которым течет губительная энергия Ша, – они обязательно прямые, как канавы, вырытые руками человека. Поэтому в садах редко можно было встретить прямую дорожку или ручей. Источниками Ци считались ветер и вода, отсюда традиция возводить садовые павильоны вблизи водоемов.

Декоративный водоем – важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало (Инь). Водная стихия предстаёт, в двух качествах. С одной стороны, это «зеркало мира» и воплощение покоя, с другой же – символ вечного движения и постоянных перемен. Водоёмы не должны обносится высоким берегом или облицовываться, для того чтобы ничто не мешало безмятежному созерцанию зеркальной водной поверхности. В прудах почти всегда живут красные и черные рыбки – живые символы противоположных энергий.

 

Рисунок 2. Декоративный водоем

 

Ян (мужское начало) – стихия противоположная Ин. В китайском саду мужское начало олицетворяют камни и каменные композиции (рисунок 3). Их наделяют душой. Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков. Так же «горы» из камней символизируют бессмертие – важный аспект китайской философии. Для древних правителей сад – обитель бессмертных. Императоры стремились приобщиться к тайнам вечной жизни, поэтому возводили в своих садах искусственные горы, символизировавшие сакральное пространство, а чтобы привлечь в сад бессмертных, сооружали террасы и помещали на них специальные чаши для сбора росы – напитка небожителей.

 

Рисунок 3. Композиция из камней

 

Еще одним важным атрибутом в организации композиции китайского сада является растения. Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок, в китайском саду, имеют свой смысл, связанный с сезонными явлениями. В традиционном китайском саду вы не увидите газонов, в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники. Это так же связанно со стремлением к созданию пейзажа, максимально приближенного к естественному. С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.

На территории китайского сада всегда есть беседки, павильоны и скамейки, предназначенные для посетителей, которые будут долго любоваться прекрасными видами, размышляя об их философском содержании. Эти объекты носят поэтические названия, отражающие суть открывающихся пейзажей: «Терраса любования луной», «Беседка для медитаций», «Павильон уединения» и т.д.

Традиционный китайский сад – это уникальное явление, соединяющее в себе архитектуру и философию. Это удивительное место, подобно произведению искусства, совершенно далекое от какой-либо утилитарности. Здесь каждый человек может отдохнуть не только телом, но и душой.

 

Список литературы:
1. Ландшафт – Китайский сад – [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://lki-nn.ru/in/503 (Дата обращения: 18.09.2016).
2. Интернет-журнал по ландшафтному дизайну—Планировка и стилистика – [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://diz-cafe.com/plan/sad-v-kitajskom-stile.html#h3_1 (Дата обращения: 18.09.2016).
3. Вокруг света – Небесные сады поднебесной – [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7334/ (Дата обращения: 18.09.2016).
4. Туристический портал о Китае – Философия китайского сада – [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://visitchina.ru/articles/all/filosofiya_kitayskogo_sada/ (Дата обращения: 18.09.2016).